ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конфликты
Понятие конфликта
Общение с людьми – неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. В процессе общения неизбежно возникают противоречия и различия во взглядах, действиях. Так же как и общение, конфликты являются частью нашей повседневной жизни.
Конфликт (с лат.) – столкновение
- Процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон участников в решении проблемы, имеющей личную значимость.
- Это столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов оппонентов или субъектов
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух сторон.
Субъект конфликта
Объект конфликта
Субъект конфликта
Интересы
Виды конфликтов
Внутриличностные
Внутри одного человека
Межличностные
Социальные
Между группами людей
Между отдельными людьми
Как возникает конфликт?
Конфликтная ситуация (к.с.) - это условие возникновения конфликта; это представления человека о существующем противоречии, о своих целях, возможностях и т.п., об оппоненте - его целях.
Для перерастания к.с. в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Инцидент – этодействия участников к.с., провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
Конфликтоген – слова, действия (или бездействие), порождающее или могущие привести к конфликту.
Конфликты могут возникать по любому поводу. Можно выделить несколько основных причин конфликтов между участниками взаимодействия:
1. Различия в ценностях. Участники деятельности всегда наделяют ее для себя определенным ценностным смыслом (зачем, ради чего, что главное). Возникающие противоречия часто касаются именно ценностей деятельности.
2. Различие в целях. Группы внутри одной организации или отдельные личности как известно могут преследовать собственные цели, не совпадающие с целями других участников деятельности.
3. Различия в способах достижения цели. Участники совместной деятельности могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения цели.
4. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в педагогической среде часто связанны с неудовлетворительными коммуникациями («почему мне не сообщили вовремя?», «я не знал об изменениях в расписании» и т.д.). Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.
5. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограниченны. Время, деньги, помещение, оборудование – все это ресурсы, необходимые для выполнения работы. Необходимость что-то распределять практически неизбежно ведет к конфликтам, потому что люди всегда хотят получить больше и собственные желания всегда кажутся более обоснованными.
6. Взаимозависимость. Возможность возникновения конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в решении какой-либо задачи.
7. Различия в психологических особенностях. Не следует считать ее главной причиной, но и игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками. Порой эти различия участников деятельности могут осложнять взаимодействие.
Внутриличностные – конфликты, которые происходят внутри нас. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира человека. При этом развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий.
Межличностные - самый распространенный тип конфликта. В образовательных учреждениях он может возникать между участниками педагогического процесса одного или разных статусов: учитель (воспитатель) – ребенок, педагог-педагог (начальник), педагог-родитель.
Конфликт между личностью и группой
(внутригрупповой) – столкновение различий в интересах большинства и одного из членов группы. В педагогической практике конфликт между классом и преподавателем, учителем (воспитателем) и администрацией, между участниками неформальной молодежной группы и 1 ее участником.
Межгрупповой конфликт - Образовательное учреждение, как и любая другая организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями (администрация – педагоги), между классами, между группами преподавателей.
Возникновение конфликта (появление противоречия);
Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон
Конфликтное поведение
Исход конфликта: конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта
Стадии прохождения конфликта
Стили поведения и решения конфликтных ситуаций
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас выделяет 5 способов выхода и конфликтной ситуации:
- Соревнование (конкуренция) – действие только в своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
- Уклонение (избегание) - уход от ответственности, при этом отсутствует внимание интересам обеих сторон.
- Компромисс достижение половинчатой выгоды для каждой стороны за счет взаимных уступок
- Приспособление полное признание правоты другого в ущерб собственным интересам.
- Сотрудничество позволяет учесть интересы обеих сторон.