Файл: Медиасоциализация учеников начальных классов в современном информационном пространстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: « Медиасоциализация учеников начальных классов в современном информационном пространстве»


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    1. Понятие медиасоциализации………………………………............5

    2. Культура медиасоциализации…………..…………………………7

ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ, РИСКИ

И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

2.1. Формы и методы работы……………………………………………14

2.2. Диагностика рисков после внедрения медиасоциализации……...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….33

ВВЕДЕНИЕ

Медиасоциализация – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь не только видеть информацию, но и правильно ее переосмыслять.

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации личности.

В рамках новых стандартов ФГОС возникает необходимость во введении системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании учеников начальных классов в рамках здоровьесбережения при использовании медиаресурсов для социализации.

Актуальность данной работы заложена в содержательной основе здоровьесберегающих технологий, так как работа в данном направлении подкрепляет умения, полученные на занятиях по чтению, музыке, физической культуре и изобразительном искусстве, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира с помощью источников медиа.

Цель курсовой работы – формирование навыков культуры использования метаинформации для социализации учеников начальных классов: рациональный подход.

Задачи:

образовательные:

  • овладение основами научных знаний о правилах рационального использования медиа;

  • формированием у школьников мотивации к саморазвитию;

  • развитие у школьников здоровьесберегающего мышления, познавательных способностей и культурных интересов, потребностей в реализации норм использования медиаресурсов;



воспитательные:

  • развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы с медиаисточниками;

  • активное вовлечение родителей в вопросы организации рационального использования гаджетов, компьютера, сети Интернет;

  • воспитание детей физически и нравственно здоровыми.


Предмет нашего исследования – медиаресурсы в образовании учеников начальных классов.

Объект – обучение и воспитание школьников в рамках проблемы медиасоциализации.

Структура - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Теоретической базой послужили труды в области лингвокультурологии, психологии, психолингвистики программирования (Алефиренко 2005; Гаспаров 2001; Грачев, Мельник 2002; Доценко 2000; Залевская 1999; Зарецкая 2004; Леппман 2004; Лепский 1996, Кабаченко 2003; Панкратов 2001; Прокофьев 1999; Почепцов 2003; Кара-Мурза 2006; Комова 2005 и др.). Курсовая работа включает работы Банниковой Л.П.,  Голомидовой С.Е., Еременко Н.И., Картушина М.Ю. и др., которые помогли определится с методами и интсрументарием исследования.

Гипотеза. Медиасоциализация необходима, но нужно преодолеть риски, связанные с осмыслением и восприятием медиаинформации.

База исследования. Школа №____, г. _________. Контингент детей смешанный, учащиеся принадлежат к разным национальностям, общекультурным и социальным уровням.

Кабинеты учреждения оснащены учебной и методической литературой, дидактическим и раздаточным материалами, имеются современные технические средства обучения, есть доступ в Интернет, игровая комната, музыкальный зал, спортивный зал, столовая.

ГЛАВА I. МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ.

1.1.Понятие медиасоциализации

Сегодня в рамках нового закона об образовании становится актуальным вопрос о здоровьесбережении ребенка, начиная от первой ступени обучения, мы задумываемся над медиаздоровьем, ведь медиасоциализация необходима и важна.

Здоровьесберегающая образовательная технология в широком смысле – это качественная характеристика любой образовательной технологии.

Здоровьесберегающая образовательная технология – функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, в нее входит и медиапросвещение и социализация в рамках сети Интернет.

Медиасоциализация – это социализация детей посредством электронных средств обучения.  К медиа относятся учебники, журналы, картины на сцене и на экране, видео, радио, телевидение, компьютеры, программы, мультимедиа, интернет.

Медиа через прямое или косвенное воздействие формируют поведение детей, их личности, оказывают влияние на функционирование семьи ребенка.



Дети ежедневно проводят значительную часть (если не все) свободного времени с источниками медиаресурсов.

Ожидаемые результаты от медисоциализации.

Личностные результаты:

  • проявление устойчивых познавательных интересов;

  • принятие установок, норм и правил правильного осмысление информации;

  • способность делать осознанный выбор информации.

Метапредметные результаты:

  • совершенствование основных систематических знаний о медиа;

  • умение применять коммуникативные навыки в процессе работы с ресурсами;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области питания.

Предметные результаты:

  • расширение кругозора о культуре медиа;

  • рациональное использование полученной информации;

  • соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • сформированность представления о важности правильного выбора информации.

Большие возможности влияния на широкие слои населения возникли благодаря средствам массовых коммуникаций, прогрессу современной техники, ведь мы не можем прожить и дня без телевидения, радио, интернета, мобильной связи.

Данную возросшую техническую мощь средств массовой информации многие (например, бизнесмены или политики) используют как определенный канал управления обществом, манипуляции сознанием и поведением. Манипуляция имеет свои технологии, средства и способы воздействия, которые были заимствованы прежде всего из теории риторики, психологии и социологии, поэтому ребенку важно знать о защитных механизмах психики человека и особенностях своей психики.


1.2. Культура медиасоциализации

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания, в рамках медиасоциализации.

Образ жизни в сети, с медиаресурсами – тип жизнедеятельности людей.

Основными параметрами образа жизни являются труд и учеба, быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления в области сетей, мобильных приложений и много другого.


Одной из важнейших задач воспитания учащихся начальных классов является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-психолого-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры работы с информацией в сети интернет, телефоне, электронной почте.

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального режима работы с телефоном, планшетом или ноутбуком.

Основные факторы работы с информацией:

- соответствие тематики и возрасту;

- сбалансированность в режиме;

- правильная технологическая обработка;

- оптимальный режим подачи информации;

Неправильная, ложная, деструктивная информация может вызвать задержку роста, физического и умственного развития.

Cоздает человека природа, но развивает его - общество, медиаобщество сегодня занимает большую часть жизнь современного человека. Так, А. Мудрик определяет социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

Плюсы использования медиасоциализации:

- обратная связь;

- информативность процесса;

- индивидуализация стиль заданий и работы;

- видение каждого ученика и системы работы в классе;

- отслеживание отдельных тематических групп заданий.

Минусы:

- учителю самому необходимо иметь высокий уровень знаний в этой области;

- необходимо использовать дифференцированность обучения;

- надо верно распределять нагрузку на детей;

- самому искать методический материал;

- учитывать особенности здоровьесбережения и особенности развития каждого ученика.

Медиосоциализация основывается на технологии визуализации в большей степени. Так ка многие психологи и педагоги говорят о современном поколении детей как о поколении визуалов.

Основы теории визуализации отражены в работах П.М. Эрдниева (теория укрупнения дидактических единиц помогает обобщать ежедневно большие объемы информации для построения логических связей) [29], Шаталова В.Ф. (теория опорных сигналов дает возможность давать за один урок не только одну тему или правило, но крупный блок информации, так можно осуществлять опережающую теорию обучения на уроке) [28], А.А. Вербицкого, который понимает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний» в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой для создания системы образов, взаимодействий [7, 12]. Психолог Р. Арнхейм считает, что визуализация – это особый тип мышления [3, 11], в трудах Л.Д. Лебедевой [12] и А.А. Остапенко [18] мы также встречаем мысль о том, что визуализация – это «сгущение информации», Остапенко считает, что с помощью методов философии можно смоделировать опорную визуальную схему. Проблемами визуализации занимались также известные ученые Л.С. Выготский [8], И.С. Кон [11]. Тони Бьюзен [6] считает, что визуализация посредством ментальных карт помогает активизировать мышление.


Визуализация помогает учителю сформировать мотивацию к обучению с помощью медиаресурсов: в этом случае мы можем увидеть динамику в материале, увидеть различные временные рамки.

Приемы визуализации, по теории Л.Д. Лебедевой, помогают структурировать материал и дать возможность самовыразиться учащемуся. А. Вербицкий акцентирует внимание на том, что «визуальный» - понятие шире, чем понятие «наглядный». В. Шаталов утверждает, что с помощью визуальных крупных блоков информации снимается лишняя нагрузка на внимание учащихся. Ученые считают эти принципы верными в уроках с применением приемов визуализации.

Немаловажным фактором остается автоматизация процессов результативности.

Все вышесказанное дает целенаправленное и систематическое использование медиалитературы в сочетании с традиционными методами обучения.

В уроке с применением медиаресурсов есть свои особенности (Теремов А.В., Грищенко В.И., Давыденко М.В.):

– индивидуальный уровень ученика;

– в любой момент учитель может скорректировать материал;

– интерактивность;

– формы индивидуальной и групповой работы;

– психоогический комфорт;

– здоровьсбережение ученика.

Человек – часть природы. Понятие человек включает в большей степени биологические факторы развития организма, физиологические характеристики. Медиаисточников множество: это книги, песни, телевидение, интернет, игры.

Социализация личности – это, во-первых, передача знаний, умений и навыков, во-вторых, усвоение индивидом гармоничных форм взаимодействия в обществе, нахождение в обществе своей роли (друг, соперник, сын, учащийся, маг как профессия).

Общественные ценности помогают личности структурировать действительность и свой внутренний мир, личность учится у великих политиков, поэтов, композиторов, у родных и близких истинному, гармонии, правде, что и формирует личность человека.

Информация, будь то книги или информация в сети – это набор символов, информация может передаваться как с помощью картинок, так и с помощью слов. Информация может быть опасна, когда она содержит элементы экстремизма, манипуляции, нейролингвистического программирования.

Механизмы мышления по мнению некоторых ученых изменяются в деструктивную сторону, если личность постоянно пользуется телефоном и читает метаинформацию, то происходят процессы: мышления, потребления информации и ориентации в пространстве. По их мнению, они не могут работать одновременно. То есть, когда вы потребляете контент, вы не можете размышлять и ориентироваться в пространстве.