Файл: Медиасоциализация учеников начальных классов в современном информационном пространстве.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: « Медиасоциализация учеников начальных классов в современном информационном пространстве»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
-
Понятие медиасоциализации………………………………............5 -
Культура медиасоциализации…………..…………………………7
ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ, РИСКИ
И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
2.1. Формы и методы работы……………………………………………14
2.2. Диагностика рисков после внедрения медиасоциализации……...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Медиасоциализация – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь не только видеть информацию, но и правильно ее переосмыслять.
Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации личности.
В рамках новых стандартов ФГОС возникает необходимость во введении системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании учеников начальных классов в рамках здоровьесбережения при использовании медиаресурсов для социализации.
Актуальность данной работы заложена в содержательной основе здоровьесберегающих технологий, так как работа в данном направлении подкрепляет умения, полученные на занятиях по чтению, музыке, физической культуре и изобразительном искусстве, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира с помощью источников медиа.
Цель курсовой работы – формирование навыков культуры использования метаинформации для социализации учеников начальных классов: рациональный подход.
Задачи:
образовательные:
-
овладение основами научных знаний о правилах рационального использования медиа; -
формированием у школьников мотивации к саморазвитию; -
развитие у школьников здоровьесберегающего мышления, познавательных способностей и культурных интересов, потребностей в реализации норм использования медиаресурсов;
воспитательные:
-
развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы с медиаисточниками; -
активное вовлечение родителей в вопросы организации рационального использования гаджетов, компьютера, сети Интернет; -
воспитание детей физически и нравственно здоровыми.
Предмет нашего исследования – медиаресурсы в образовании учеников начальных классов.
Объект – обучение и воспитание школьников в рамках проблемы медиасоциализации.
Структура - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Теоретической базой послужили труды в области лингвокультурологии, психологии, психолингвистики программирования (Алефиренко 2005; Гаспаров 2001; Грачев, Мельник 2002; Доценко 2000; Залевская 1999; Зарецкая 2004; Леппман 2004; Лепский 1996, Кабаченко 2003; Панкратов 2001; Прокофьев 1999; Почепцов 2003; Кара-Мурза 2006; Комова 2005 и др.). Курсовая работа включает работы Банниковой Л.П., Голомидовой С.Е., Еременко Н.И., Картушина М.Ю. и др., которые помогли определится с методами и интсрументарием исследования.
Гипотеза. Медиасоциализация необходима, но нужно преодолеть риски, связанные с осмыслением и восприятием медиаинформации.
База исследования. Школа №____, г. _________. Контингент детей смешанный, учащиеся принадлежат к разным национальностям, общекультурным и социальным уровням.
Кабинеты учреждения оснащены учебной и методической литературой, дидактическим и раздаточным материалами, имеются современные технические средства обучения, есть доступ в Интернет, игровая комната, музыкальный зал, спортивный зал, столовая.
ГЛАВА I. МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.
1.1.Понятие медиасоциализации
Сегодня в рамках нового закона об образовании становится актуальным вопрос о здоровьесбережении ребенка, начиная от первой ступени обучения, мы задумываемся над медиаздоровьем, ведь медиасоциализация необходима и важна.
Здоровьесберегающая образовательная технология в широком смысле – это качественная характеристика любой образовательной технологии.
Здоровьесберегающая образовательная технология – функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, в нее входит и медиапросвещение и социализация в рамках сети Интернет.
Медиасоциализация – это социализация детей посредством электронных средств обучения. К медиа относятся учебники, журналы, картины на сцене и на экране, видео, радио, телевидение, компьютеры, программы, мультимедиа, интернет.
Медиа через прямое или косвенное воздействие формируют поведение детей, их личности, оказывают влияние на функционирование семьи ребенка.
Дети ежедневно проводят значительную часть (если не все) свободного времени с источниками медиаресурсов.
Ожидаемые результаты от медисоциализации.
Личностные результаты:
-
проявление устойчивых познавательных интересов; -
принятие установок, норм и правил правильного осмысление информации; -
способность делать осознанный выбор информации.
Метапредметные результаты:
-
совершенствование основных систематических знаний о медиа; -
умение применять коммуникативные навыки в процессе работы с ресурсами; -
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику; -
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области питания.
Предметные результаты:
-
расширение кругозора о культуре медиа; -
рациональное использование полученной информации;
-
соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
-
сформированность представления о важности правильного выбора информации.
Большие возможности влияния на широкие слои населения возникли благодаря средствам массовых коммуникаций, прогрессу современной техники, ведь мы не можем прожить и дня без телевидения, радио, интернета, мобильной связи.
Данную возросшую техническую мощь средств массовой информации многие (например, бизнесмены или политики) используют как определенный канал управления обществом, манипуляции сознанием и поведением. Манипуляция имеет свои технологии, средства и способы воздействия, которые были заимствованы прежде всего из теории риторики, психологии и социологии, поэтому ребенку важно знать о защитных механизмах психики человека и особенностях своей психики.
1.2. Культура медиасоциализации
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания, в рамках медиасоциализации.
Образ жизни в сети, с медиаресурсами – тип жизнедеятельности людей.
Основными параметрами образа жизни являются труд и учеба, быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления в области сетей, мобильных приложений и много другого.
Одной из важнейших задач воспитания учащихся начальных классов является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-психолого-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры работы с информацией в сети интернет, телефоне, электронной почте.
Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального режима работы с телефоном, планшетом или ноутбуком.
Основные факторы работы с информацией:
- соответствие тематики и возрасту;
- сбалансированность в режиме;
- правильная технологическая обработка;
- оптимальный режим подачи информации;
Неправильная, ложная, деструктивная информация может вызвать задержку роста, физического и умственного развития.
Cоздает человека природа, но развивает его - общество, медиаобщество сегодня занимает большую часть жизнь современного человека. Так, А. Мудрик определяет социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.
Плюсы использования медиасоциализации:
- обратная связь;
- информативность процесса;
- индивидуализация стиль заданий и работы;
- видение каждого ученика и системы работы в классе;
- отслеживание отдельных тематических групп заданий.
Минусы:
- учителю самому необходимо иметь высокий уровень знаний в этой области;
- необходимо использовать дифференцированность обучения;
- надо верно распределять нагрузку на детей;
- самому искать методический материал;
- учитывать особенности здоровьесбережения и особенности развития каждого ученика.
Медиосоциализация основывается на технологии визуализации в большей степени. Так ка многие психологи и педагоги говорят о современном поколении детей как о поколении визуалов.
Основы теории визуализации отражены в работах П.М. Эрдниева (теория укрупнения дидактических единиц помогает обобщать ежедневно большие объемы информации для построения логических связей) [29], Шаталова В.Ф. (теория опорных сигналов дает возможность давать за один урок не только одну тему или правило, но крупный блок информации, так можно осуществлять опережающую теорию обучения на уроке) [28], А.А. Вербицкого, который понимает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний» в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой для создания системы образов, взаимодействий [7, 12]. Психолог Р. Арнхейм считает, что визуализация – это особый тип мышления [3, 11], в трудах Л.Д. Лебедевой [12] и А.А. Остапенко [18] мы также встречаем мысль о том, что визуализация – это «сгущение информации», Остапенко считает, что с помощью методов философии можно смоделировать опорную визуальную схему. Проблемами визуализации занимались также известные ученые Л.С. Выготский [8], И.С. Кон [11]. Тони Бьюзен [6] считает, что визуализация посредством ментальных карт помогает активизировать мышление.
Визуализация помогает учителю сформировать мотивацию к обучению с помощью медиаресурсов: в этом случае мы можем увидеть динамику в материале, увидеть различные временные рамки.
Приемы визуализации, по теории Л.Д. Лебедевой, помогают структурировать материал и дать возможность самовыразиться учащемуся. А. Вербицкий акцентирует внимание на том, что «визуальный» - понятие шире, чем понятие «наглядный». В. Шаталов утверждает, что с помощью визуальных крупных блоков информации снимается лишняя нагрузка на внимание учащихся. Ученые считают эти принципы верными в уроках с применением приемов визуализации.
Немаловажным фактором остается автоматизация процессов результативности.
Все вышесказанное дает целенаправленное и систематическое использование медиалитературы в сочетании с традиционными методами обучения.
В уроке с применением медиаресурсов есть свои особенности (Теремов А.В., Грищенко В.И., Давыденко М.В.):
– индивидуальный уровень ученика;
– в любой момент учитель может скорректировать материал;
– интерактивность;
– формы индивидуальной и групповой работы;
– психоогический комфорт;
– здоровьсбережение ученика.
Человек – часть природы. Понятие человек включает в большей степени биологические факторы развития организма, физиологические характеристики. Медиаисточников множество: это книги, песни, телевидение, интернет, игры.
Социализация личности – это, во-первых, передача знаний, умений и навыков, во-вторых, усвоение индивидом гармоничных форм взаимодействия в обществе, нахождение в обществе своей роли (друг, соперник, сын, учащийся, маг как профессия).
Общественные ценности помогают личности структурировать действительность и свой внутренний мир, личность учится у великих политиков, поэтов, композиторов, у родных и близких истинному, гармонии, правде, что и формирует личность человека.
Информация, будь то книги или информация в сети – это набор символов, информация может передаваться как с помощью картинок, так и с помощью слов. Информация может быть опасна, когда она содержит элементы экстремизма, манипуляции, нейролингвистического программирования.
Механизмы мышления по мнению некоторых ученых изменяются в деструктивную сторону, если личность постоянно пользуется телефоном и читает метаинформацию, то происходят процессы: мышления, потребления информации и ориентации в пространстве. По их мнению, они не могут работать одновременно. То есть, когда вы потребляете контент, вы не можете размышлять и ориентироваться в пространстве.