ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №1
по учебному курсу «Практикум по психодиагностике»
Обучающегося | Полины Яковлевны Якимовой | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбвд-2002д | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Ученый, исследователь | Научный вклад в становление психодиагностики |
Кеттел Джеймс Маккин | Основатель и первый президент Американской психологической корпорации, перед которой становилась цель оказывать психологические услуги в промышленной ,научной и общественной сферах. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался проблемами времени реакций, ассоциаций, внимания, антиципации, тестирования. |
К. Пирсон | Разработка коэффициента корреляции, что послужило открытием тенденции использования количественных методов при обработке результатов психодиагностического обследования. |
Френсис Гальтон | Он анализировал биографии выдающихся людей, пытаясь, выяснить степень их родства. Он также сравнивал психические особенности монозиготных и дизиготных близнецов, тем самым внеся в психологию новый метод, получивший название «близнецового». Кроме того, проводит опыты по измерению и сравнению функций органов чувств человека. |
Дьюи Джон | Развивал новый вариант прагматизма- инструментализм в области логики и познания. Дьюи Джон различал виды человеческой деятельности как инструменты, созданные человеком для различия индивидуальных и социальных проблем. Познание трактовал как сложную форму поведения- средство для борьбы за выживание. Истина по Дьюи Джону определяется как практическая эффективность, полезность. В социальной области выступал как защитник и идеолог либерализма «мелиоризма», т.е. постепенного улучшения общества через систему и реформу образования. |
Гербарт, Хербарт Иоганн Фридрих | Первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая ,по Гербарт должна базироваться на метафизике, опыте и математике. |
| |
Практическое задание 2
Тема 2. Психометрические основы психодиагностики
Задание
Ознакомиться с основными психометрическими требованиями к психодиагностическим методикам. Выделить их виды и способы проверки методики на соответствие психометрическими требованиям. Заполнить таблицу.
Психометрическое требование | Виды и способы проверки методики на соответствие |
Надежность | 1.Надежность по внутренней согласованности — соответствие количественных показателей, получаемых обследуемым по разным пунктам (вопросам) методики (теста); 2.надежность ретестовая (надежность-устойчивость) - соответствие показателей, получаемых обследуемым при повторном измерении. Удовлетворительной считается надежность при корреляции г = 0,70; 3. надежность параллельных форм (надежность-согласованность) — согласованность показателей, получаемых обследуемым по эквивалентным формам методики (например, вариантам А и В тест-опросника Р. Б. Кеттелла); 4. надежность частей - согласованность показателей, получаемых обследуемым по разным частям методики или теста (например, по четным и нечетным заданиям). Удовлетворительной считается надежность при корреляции г = 0,80. |
Валидность | 1.Внутренняя (содержательная) валидность понимается как степень соответствия результатов исследования содержанию феномена, позволяющая делать обоснованные выводы о причинно-следственных связях проявлений феномена, выводы о влиянии одной переменной на другую (в том числе и об отношениях между зависимыми и независимыми переменными: методика считается валидной, когда доказано существование зависимости причинно-следственного типа между зависимыми и независимыми переменными). 2.Внешняя валидность понимается как возможность обобщения результатов, полученных на ограниченной выборке, на всю генеральную совокупность; как достаточная обоснованность для формулирования обобщенных выводов (генерализации выводов). 3. Популяционная валидность отражает меру обоснованности обобщений относительно всех людей, степень генерализуемое™ результатов измерения. Основания для широких обобщений чаще варьируют в разных исследованиях (вследствие вариации измеряемого признака в разных группах, различающихся по возрасту, субкультуре и др.). 4. Экологическаявалидность понимается как степень соответствия результатов измерения (адекватности процедур, инструментов изучения феномена) объяснению проявлений феномена в реальных условиях, как степень соответствия результатов исследования тому, что происходит в действительности, в реальной жизни людей. 5.Валидность статистических выводов отражает меру статистической значимости установленных зависимостей между переменными. Факторами, снижающими валидность статистических выводов, выступают: а) низкая чувствительность инструментов измерения, проявляющаяся при недостаточной по численности выборке, при большой изменчивости измеряемого признака в группах, т. е. при высокой гетерогенности выборок в аспекте отдельных переменных; б) низкая надежность методик измерения, неадекватность процедур манипулирования переменными; в) помехи, имеющие место в процессе измерения; г) нарушение методических требований проведения исследования и обработки его результатов. Достаточная валидность статистических выводов обеспечивается как на стадии проектирования исследования (обоснования плана и методов исследования, подбора выборки), так и при анализе его результатов. 6.Валидность процедур понимается как возможность варьирования условий при измерении переменных; возможность их определения в операциональных терминах; возможность концептуализации переменных. Валидность процедур может снижаться вследствие действия разных факторов: а) «переменные-паразиты» особого типа, связанные исключительно с определенными способами и операциями при измерениях; б) «переменные-паразиты» общего типа, связанные с условиями измерений косвенно (с ожиданиями исследователя, особенностями научной концепции, систематическими ошибками и т. п.). |
Объективность | методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации. Для проверки валидности и надежности методик чаше всего привлекаются количественные (статистические) критерии оценки. |
Достоверность | является требованием, которое в большей степени характеризует не тест, а процедуру его применения. Нарушения в процедуре тестирования не могут непосредственно контролироваться разработчиком, поэтому соблюдение требования достоверности в основном обеспечивается пользователем методики. Требования к достоверности психодиагностической методики (теста) становятся особенно актуальными в ситуации экспертизы, предполагающей принятие серьезных управленческих решений. В данной ситуации у участников тестирования появляются реальные мотивы к фальсификации результатов. Попытки фальсификации результатов в ситуации консультирования возникают реже в силу личной заинтересованности тестируемого в достоверности результатов |
Практическое задание 3
Тема 3. Классификация психодиагностических методик
Задание
На основе анализа литературы составьте развёрнутый конспект, содержащий все существующие классификации психодиагностических методик. Проанализируйте их достоинства и недостатки. В завершении конспекта напишите свой выбор и его обоснование в отношении наиболее научно и практически обоснованной классификации психодиагностических методик.
Типы диагностических методик:
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:
-
формализованныеметодики; -
методикималоформализованные.
К формализованным методикам относятся:
-
тесты; -
опросники; -
методики проективной техники; -
психофизиологические методики. Для них характерны: -
определенная регламентация;
объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.);
стандартизация (т. е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов);
надежность;
валидность
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой
К мало формализованным методикам следует отнести:
наблюдение;
беседу;
анализ продуктов деятельности.
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
Формализованные методики
Как уже говорилось выше, они включают в себя четыре главных класса методик: тесты (которые, в свою очередь, делятся на несколько подклассов), опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики.
В литературе нередко все методики определения индивидуально-психологических различий именуются тестами, а пособия по диагностике называются пособиями по тестологии. Однако по своей психологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой. Методики проективного характера также представляют собой особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, их следует отделить друг от друга по названию. Особое место должны занять в этой классификации психофизиологические методики. Это оригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.
Тесты Тесты(англ. test —испытание, проверка, проба — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени ис-пытания,предназначенныедляустановленияколичественныхикачественныхиндивидуально-психологическихразличий между людьми.
Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.
Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.
Форма и содержание психологического тестирования. По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).
Индивидуальные тесты. Индивидуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинике — для тестирования лиц с соматическими или нервно- психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д.
Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оп- тимизации его деятельности. Однако индивидуальные тесты требуют,
как правило, много времени на проведение эксперимента и в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.
Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ. Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом, лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты при групповом тестировании, нежели при индивидуальном. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестиро- вания либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.
Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других
он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу, который используется при тестировании. Бланковые тесты (другим широко известным названием является тесты «карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.