Файл: Программа профессиональной переподготовки "специалист по противопожарной профилактике".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ "СПЕЦИАЛИСТ ПО
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ"
НО НОЧУ ДПО "Инженерно-технический центр"
Страница 6
Высота наземных зданий (сооружений) механизированных стоянок должна составлять не более 9 этажей.
Блок механизированных стоянок автомобилей может иметь вместимость не более 100 машино-мест.
Вместимость наземных блоков при высоте сооружения до 15 м допускается увеличивать до 150 машино-мест.
При необходимости компоновки механизированной стоянки автомобилей из нескольких блоков их следует разделять в наземных зданиях
(сооружениях) противопожарными стенами 2-го типа и противопожарными стенами 1-го типа в подземной части.
Вопрос 2. Требования к электротехническим устройствам
автостоянок, встроенных подземных автостоянок.
Электроснабжение и электротехнические устройства стоянок автомобилей следует проектировать в соответствии с требованиями
Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ПУЭ «Правила устройства электроустановок».
По обеспечению надежности потребителей электроснабжения стоянки автомобилей следует относить к следующим категориям: а) к категории I - электроустановки, используемые в противопожарной защите, в том числе для автоматического пожаротушения и автоматической сигнализации, противодымной защиты, лифтов для перевозки пожарных подразделений, систем оповещения о пожаре, электроприводов механизмов противопожарных ворот, систем автоматического контроля воздушной среды в помещениях хранения газобаллонных автомобилей; б) к категории II - электроприводы лифтов и других механизированных устройств для перемещения автомобилей; электроприводы механизмов открывания ворот без ручного привода и аварийное освещение стоянок автомобилей, постоянно готовых к выезду; в) к категории III - остальные электропотребители технологического оборудования стоянок автомобилей
Электрокабели, питающие противопожарные устройства, следует присоединять непосредственно к вводным щитам здания (сооружения) и не допускается одновременно использовать для подводки к другим токоприемникам.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ "СПЕЦИАЛИСТ ПО
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ"
НО НОЧУ ДПО "Инженерно-технический центр"
Страница 7
Кабельные линии, питающие системы противопожарной защиты, следует выполнять огнестойкими кабелями с медными жилами. Не допускается их использование для других электроприемников согласно требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Освещение помещений хранения автомобилей следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 52.13330.
К сети аварийного (эвакуационного) освещения должны быть подключены световые указатели: а) эвакуационных выходов на каждом этаже; б) путей движения автомобилей; в) мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники; г) мест установки первичных средств пожаротушения; д) мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения); е) номерных знаков на фасаде здания, сооружения; ж) входов в помещение насосной пожаротушения.
Пути движения автомобилей внутри стоянок должны быть оснащены указателями, ориентирующими водителя.
Светильники, указывающие направление движения, устанавливаются у поворотов, в местах изменения уклонов, на рампах, въездах на этажи, входах и выходах на этажах и в лестничные клетки.
Указатели направления движения устанавливаются на высоте 2 и 0,5 м от пола в пределах прямой видимости из любой точки на путях эвакуации и проездов автомобилей.
Световые указатели мест установки соединительных головок для пожарной техники, мест установки пожарных кранов и огнетушителей должны включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.
В стоянках автомобилей закрытого типа у въездов на каждый этаж должны быть установлены розетки, подключенные к сети электроснабжения по категории I, для возможности использования электрифицированного пожарно-технического оборудования на напряжение 220 В.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ "СПЕЦИАЛИСТ ПО
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ"
НО НОЧУ ДПО "Инженерно-технический центр"
Страница 8
Вопрос 3. Требования к противопожарному водопроводу. Системы
внутреннего противопожарного водоснабжения в неотапливаемых
автостоянках.
Применение
самосрабатывающих
модулей
пожаротушения.
Системы противопожарной защиты, инженерные системы и оборудование стоянок автомобилей следует предусматривать с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности СП 3.13130,
СП 484.1311500, СП 485.1311500, СП 486.1311500, СП 6.13130, СП 7.13130,
СП 8.13130, СП 10.13130, кроме случаев, специально оговоренных СП
506.1311500.2021.
В неотапливаемых автостоянках системы внутреннего противопожарного водоснабжения выполняются в соответствии с СП
10.13130.
В подземных стоянках автомобилей внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники в соответствии с СП 10.13130.
Помещения для хранения автомобильных шин, расположенные в подземных этажах, а также помещения для хранения автомобильных шин площадью более 200 м
2
в наземных этажах, должны быть оборудованы автоматической установкой пожаротушения.
При использовании в многоуровневых стоянках автомобилей автоматических установок водяного или пенного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.
Машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.
На стоянках автомобилей с обособленными боксами, соответствующими требованиям п. 5.2.6, СП 113.13330.2016:
«В наземных автостоянках степеней огнестойкости I и II при хранении автомобилей индивидуальных владельцев в обособленных боксах предел огнестойкости перегородок между боксами должен быть R 45, класс конструктивной пожарной опасности - К0. Ворота в этих боксах (за исключением ворот выездов, ведущих непосредственно наружу) следует предусматривать в виде сетчатого ограждения».
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ "СПЕЦИАЛИСТ ПО
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ"
НО НОЧУ ДПО "Инженерно-технический центр"
Страница 9
…при применении в каждом боксе модульных установок пожаротушения
(самосрабатывающих модулей) предусматривать автоматическое пожаротушение проездов между боксами не требуется, при этом указанные проезды должны быть поэтажно оборудованы передвижными огнетушителями (типы ОП-50, ОП-100) из расчета: при площади проездов на этаже до 500 м
2
- 1 шт. на этаж, более 500 м
2
- 2 шт. на этаж.
Вопрос 4. Требования к инженерным системам, обеспечивающим
пожарную безопасность автостоянок вместимостью более 50 машино-
мест, встроенных (пристроенных) в здания другого назначения.
Требования к внутреннему противопожарному водопроводу и
автоматическим установкам пожаротушения в подземных автостоянках
с двумя этажами и более. Расчетный расход воды на наружное
пожаротушение зданий надземных автостоянок закрытого и открытого
типов.
Сети инженерно-технического обеспечения и сети, обеспечивающие пожарную безопасность стоянок автомобилей вместимостью более 50 машино-мест, встроенных (пристроенных) в здания другого назначения, должны быть автономными от инженерных систем этих зданий.
При вместимости 50 и менее машино-мест разделение указанных систем не требуется, кроме системы вентиляции (в том числе противодымной). Допускается объединять насосы в группы с учетом объема максимального расхода воды при тушении пожара.
Подземные стоянки автомобилей вместимостью до 50 машино-мест должны оборудоваться СОУЭ 2-го типа, от 50 и до 200 машино-мест включительно - 3-го типа, более 200 машино-мест - 4-го типа.
В подземных стоянках автомобилей с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод, и автоматические установки пожаротушения должны быть оснащены выведенными наружу патрубками с соединительными головками, оборудованными вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники.
Наземные стоянки закрытого типа при двух этажах и более вместимостью до 100 машино-мест должны оборудоваться СОУЭ 1-го типа, более 100 машино-мест - 2-го типа.
При хранении автомобилей на стоянках в два яруса или более размещение оросительных установок автоматического водяного
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ "СПЕЦИАЛИСТ ПО
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ"
НО НОЧУ ДПО "Инженерно-технический центр"
Страница 10 пожаротушения должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.
Расход воды на наружное пожаротушение автостоянок в соответствии с
СП 113.13330.2016 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция
СНиП 21-02-99* следует принимать: надземных автостоянок закрытого и открытого типов по таблице 2; других видов автостоянок:
многоуровневых надземных и подземных автостоянок - 40 л/с;
подземных автостоянок более двух этажей - 30 л/с;
подземных автостоянок до двух этажей включительно - 20 л/с;
автостоянок боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса при количестве боксов от 50 до 200 - 5 л/с, более 200 - 10 л/с.
Таблица 2. Расход воды на наружное пожаротушение надземных автостоянок закрытого и открытого типов
Степень огнестойкости здания
Класс конструктивной пожарной
Расход воды на наружное пожаротушение зданий автостоянок на один пожар, л/с, при объемах зданий
(пожарного отсека), тыс.м опасности здания до 5 свыше 5 до 20 свыше 20 до
50 свыше 50
I, II, III
С0, С1 10 15 20 30
IV
С0, С1 10 15 20
-
С2, С3 20 25
-
-
V
Не нормируется
20
-
-
-
Вопрос 5. Требования к противопожарному водопроводу
встроенных подземных автостоянок. Требования к противопожарному
водопроводу подземных автостоянок с двумя этажами и более.
Применение автоматических установок пожаротушения.
В одно- и двухэтажных стоянках автомобилей боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса, а также стоянок владельцев, встроенных и пристроенных к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4, допускается не предусматривать внутренний противопожарный водопровод, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическую установку пожаротушения, автоматическую пожарную сигнализацию.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ "СПЕЦИАЛИСТ ПО
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ"
НО НОЧУ ДПО "Инженерно-технический центр"
Страница 11
Число струй и минимальный расход воды на одну струю на внутреннее пожаротушение отапливаемых стоянок автомобилей закрытого типа следует принимать:
при объеме пожарного отсека от 0,5 до 5 тыс. м3 - 2 струи по 2,5
л/с;
при объеме пожарного отсека свыше 5 тыс. м3 - 2 струи по 5 л/с.
Допускается не предусматривать внутренний противопожарный водопровод в одно- и двухэтажных стоянках автомобилей боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса.
Применение автоматических установок пожаротушения (АУП)
Автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в стоянках автомобилей закрытого типа: а) подземных - независимо от этажности; б) наземных - при двух этажах и более; в) одноэтажных наземных степеней огнестойкости I, II и III площадью
7000 м
2
и более, степени огнестойкости IV, класса конструктивной пожарной опасности C0, площадью 3600 м
2
и более, класса конструктивной пожарной опасности C1 - 2000 м
2
и более, классов конструктивной пожарной опасности
C2, C3 - 1000 м
2
и более; г) встроенных в здания другого назначения; д) расположенных под мостами е) механизированных стоянках автомобилей; ж) размещаемых в зданиях иного назначения (за исключением индивидуальных домов) при их расположении в подвальных и подземных этажах независимо от вместимости, в цокольных и наземных этажах вместимостью 3 и более автомобилей.
На стоянках автомобилей с обособленными боксами, при применении в каждом боксе модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей) предусматривать автоматическое пожаротушение проездов между боксами не требуется, при этом указанные проезды должны быть поэтажно оборудованы передвижными огнетушителями (типы ОП-50, ОП-100) из расчета: при площади проездов на этаже до 500 м
2
- 1 шт. на этаж, более 500 м
2
- 2 шт. на этаж.
При использовании в полуавтоматических стоянках установок автоматического водяного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения с нормативной интенсивностью. При этом термочувствительные элементы
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ "СПЕЦИАЛИСТ ПО
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ"
НО НОЧУ ДПО "Инженерно-технический центр"
Страница 12 оросителей (распылителей) или побудительные устройства, вызывающие включение системы орошения (тепловые замки, автоматические пожарные извещатели) должны располагаться в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности и технической документацией на эти устройства.
В одно- и двухэтажных стоянках автомобилей боксового типа, в которых не предусмотрены автоматическое пожаротушение и сигнализация, должны быть предусмотрены выезды наружу из каждого бокса.
Вопрос 6. Требования к инженерным системам автостоянок и их
инженерному оборудованию. Основные требования норм и правил к
системам общеобменной вентиляции, отопления и противодымной
защиты. Техническое обслуживание и эксплуатация указанных систем.
Требования к инженерным системам автостоянок и их инженерному
оборудованию
Сети инженерно-технического обеспечения стоянок автомобилей и их инженерное оборудование следует предусматривать с учетом требований СП
30.13330, СП 32.13330, СП 60.13330, СП 104.13330 и нормативных документов по пожарной безопасности.
В стоянках автомобилей требования к системам вентиляции следует принимать по указанным документам как для складских зданий, относящихся по взрывопожарной и пожарной опасности к категории В.
В многоэтажных зданиях стоянок автомобилей участки инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, теплоснабжение), проходящие через перекрытия, должны выполняться из металлических труб, кроме тонкостенных.
Допускается применение труб из полимерных материалов для систем внутренней канализации и водостоков при соблюдении требований СП
30.13330. Допускается в стоянках, кроме встроенных в здания другого функционального назначения, открытая прокладка труб из полимерных материалов для систем внутренней канализации и водостоков при условии использования противопожарных муфт, перекрывающих при пожаре места прохода стояков через перекрытия и обеспечивающих предел огнестойкости узла пересечения не менее предела огнестойкости перекрытия и их прокладки с учетом пункта 8.3.11 СП 30.13330.2012.