Файл: Рабочая программа по географии для 59 классов составлена на основе авторской программы по географии Е. М. Домогацких Программа курса География.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс (70 ч)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
Базисный учебный план (2004 год); -
Стандарт среднего (полного) общего образования по географии (2004 год); -
Примерная программа (полного) общего образования по географии (2004 год); -
Программа «География. 10(11) класс» Е.М. Домогацких.
Нормативными документами для составления программы являются:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. -
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями от 25.12.2013 №72. -
Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». -
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». -
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ №1897 от 17.12.2010г. -
Письмо Рособрнадзора 03.11.2015. № 02-501. -
Примерная основная образовательная программа образовательной организации,5-9 класс, М., Просвещение,2016 -
Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы по географии Е. М. Домогацких «Программа курса «География» 5-9 классы/авт.-сост. Е.М.Домогацких.-2-е изд.-М, 2013 . -
Устав МБОУ СОШ №39 г.Шахты. -
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №39 г.Шахты. -
Учебный план МБОУ СОШ №39 г.Шахты. -
Календарный учебный график МБОУ СОШ №39 г.Шахты на 2018-2019 учебный год. -
Положение МБОУ СОШ №39 г.Шахты о рабочей программе учебного курса, предмета и дисциплины (модуля).
Курс «География. Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Цели и задачи курса:
-
Сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества; -
Развить пространственно-географическое мышление; -
Воспитать уважение к культурам других народов и стран; -
Сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; -
Научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире; -
Воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа данного курса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются на базовом или углубленном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени в 10 классе или 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Согласно производственному календарю на 2018 год (постановление Правительства РФ от 04.08. 2016) программа по географии сокращена в 11 классе с 34 часов до 30 часов. Сокращение объема учебного времени, объясняется количеством недель по Годовому календарному графику и расписанием учебных занятий на 2018-2019 учебный год (ТК РФ ст.112 «Праздничные дни. Перенос рабочих дней». Постановление Правительства РФ от 04.08. 2016) Данное сокращение произведено за счет уплотнения учебного материала и резервного времени, предусмотренного рабочей программой.
Особенностью программы является классическая трактовка курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в ФГОС, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным требованиям. Кроме того, учебник, написанный на базе данной программы, опирается на современные статистические данные.
Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональная характеристика мира», несколько изменено распределение тематического материала в рамках разделов. Так в один раздел «Взаимоотношения природы и общества» объединены две темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение темы должно происходить после раздела «Население мира».
Раздел «Политическая карта мира» включен во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в середине. Перемещение этого раздела в региональную часть курса позволяет разделить материал на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы.
Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.
Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется.
В остальном настоящая программа является достаточно традиционной.
Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.
Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей
, обществознанием.
Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.
Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:
- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;
- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.
В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития.Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.Завершает курс тема посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 10 – 11 классах. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как в 9 классе подобная характеристика уже давалась. В данном же курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
-
из резерва по 1 часу добавлено в тему «Введение» в 10 и 11 классах; -
из-за сложности изучаемого материала, увеличено количество часов на изучение темы «Мировые природные ресурсы» с 7 часов до 13 часов; -
из-за сложности изучаемого материала, увеличено количество часов на изучение темы «Отрасли мирового хозяйства» с 8 часов до 11 часов;
Формы контроля | Тема | Количество часов |
Практическая работа | Практическая работа № 1. Анализ половозрастных пирамид разных стран. | |
Практическая работа № 2. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов | | |
Практическая работа № 3. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства | | |
Тест |
| |
| | |
| | |
| |
Всего: практических работ – 3; тестов –8 ;
11 класс
Формы контроля | Тема | Количество часов |
Практическая работа | Практическая работа № 1. Составление ЭГХ по плану( по выбору). | |
Практическая работа № 2.Составление сравнительной ЭГХ 2х странАзии по плану( по выбору). | | |
Практическая работа № 3. Доказательства наличия территориальных диспропорций в размещении производства (на примере США, макрорегионы) | | |
Практическая работа № 4. Составление картосхемы производственных связей различных стран ( на примере стран ( Северной Америки) | | |
Практическая работа №5. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки | | |
| | |
Тест |
| |
| | |
| | |
| | |
| |