Файл: Планконспект проведения занятия по дисциплине Дополнительные занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Утверждаю

Начальник 50 ПСЧ 6 ПСО ФПС

(начальник подразделения ФПС)

ГПС Главного управления МЧС

Россиии по Кировской области

майор вн. службы

С.Н. Меркурьев




« » 2023 г.


План-конспект

проведения занятия по дисциплине

«Дополнительные занятия»

проведения занятий с группой: личный состав дежурных караулов ОП 50 ПСЧ
Тема: ПНС – 100(131).

Вид занятия: классно-групповой. Отводимое время 1 час.

Цель занятия: изучить тему занятия.

Дата: 15.03.2023 – 18.03.2023.

Литература, используема при проведении занятия: интернет topuch.com›konspekt-provedeniya-dopolnitelenih…

Развернутый план занятия:



Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение

(в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса, включая контроль знаний)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПОЖАРНЫЕ НАСОСНЫЕ СТАНЦИИ

Пожарные насосные станции (ПНС) относятся к основным пожарным автомобилям и предназначены для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к передвижным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. Кроме того, ПНС могут использоваться для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара. В настоящее время ПНС выпускаются на шасси автомобиля ЗИЛ-131 [марка ПНС-110(1А]и на прицепах. Насосные установки ПНС на шасси ЗИЛ-131 и на прицепах не имеют различий, и поэтому ограничимся изучением пожарного автомобиля ПНС-110(131)131А. Тактико-техническая характеристика ПНС-110(131)131 V

Полная масса, кг 10800

Число мест боеоого расчета (включая водителя) 3

Насос......................................................................... ПН-110Б

Напор, м. . . ,..........................................................

Подача, м'/с (л/с)..................................................... • 0,11(110)

Пепосмеситель........................................................ , ПС-12

Двигатель привода насоса:

тип............................................... дизельный

четырехтактный

модель....................................................................... 2Д-12

Номинальная мощность при частоте вращения


1350 мин-', кВт....................................................................

Тип вакуумного аппарата...................................... гэзоструйный эжектор

Наибольшая геометрическая высота всасывания, м......... 7

Время заполнения насоса водой при высоте всасывания 7 м,

Максимальная скорость, км/ч (м/с) .,2) Расход топлива при работе насосной установки в номинальном режиме, кг/с 0,015. В комплект пожарно-технического вооружения пожарной насосной станции ПНС-110(1А входят, шт.: рукав всасывающий диаметром 200 мм, длиной 4 м — 2; сетка всасывающая СВ-200— 1; ключ для соединений диаметром 200 мм—2; ключ для соединения напорных рукавов — 2; тройник 200Х150Х 130 мм—1; четырехходо - вое разветвление Р-150—2; огнетушитель ОУ-5—1; канатик льняной диаметром 12 мм, длиной 10 м — 1. В состав пожарной насосной станции ПНС-110(1А входят следующие основные части: шасси ЗИЛ-131; кузов; дизельный двигатель 2Д-12Б; пожарный насос ПН-110Б; вакуумная система; система управления и другие системы, обеспечивающие запуск и работу насосной установки (рис. 2.17).

Подготовка шасси ЗИЛ-131 под монтаж состоит в следующей доработке. Левый топливный бак снимают, изменяют механизм крепления запасного колеса. На раме шасси дополнительно устанавливают: ящик для пожарного оборудования (слева за кабиной); ящик для размещения аккумуляторной батареи электростартерного запуска дизельного двигателя (слева за кабиной); раму для дизельного двигателя; раму для пожарного насоса; раму для крепления запасного колеса (сзади под насосной рамой). Кузов устанавливается на кронштейнах рам и закрывает дизельный двигатель, насос и другие системы. В кузове предусмотрены ящики для размещения пожарного оборудования и двери для доступа к дизельному двигателю, насосу и другому оборудованию. Крутящий момент от дизельного двигателя передается через карданный вал па пожарный насос ПН-110Б. Пе - носмеситель на насосе ПС-12 может обеспечить подачу пенообразователя из емкости другого пожарного автомобиля в количестве, обеспечивающем работу б, 9 и 12 пе - ногенераторов ГГ1С-600 в зависимости от положения штока на пепосмеснтеле. При этом необходимо помнить, что давление на выходе из насоса должно быть не менее 0.735 МПа, а давление на входе в насос — не более 0,147 МПа.

Вакуумная система ПНС-1А состоит из газоструйного вакуумного аппарата, работающего на отработанных газах транспортного двигателя ЗИЛ-131, и вакуумного клапана, установленного на пожарном насосе ПН-110Б. Запуск дизельного двигателя насосной установки осуществляется электростартером или сжатым воздухом (дополнительная система) от специального баллона объемом 25 л. В зимнее время для обеспечения запуска предусмотрел предпусковой подогрев дизельного двигателя подогревателем ПЖД-600. Теплая вода поступает к головкам блока дизельного двигателя, обогревает его, а

затем проходят через змеевик маслобака, подогревая масло, и возвращается к подогревателю. В летнее время при длительной работе дизеля может быть включена дополнительная система охлаждения. Пола от пожарного насоса будет поступать к холодильнику (теплообменнику) и охлаждать воду в основной системе охлажения.

Для управления работой насосной установки и двигателя шасси на автомобиле ПН-110(1А предусмотрена система, которая включает: механизмы управления сцеплением и подачей топлива дизеля; механизм управления вакуумным насосом; механизм управления подачей топлива двигателя шасси; механизм управления жалюзи радиатора.

Механизм управления сцеплением дизельного двигателя состоит из ппевмоцилнндра двухстороннего действия, шток которого воздействует на рычаг включения сцепления. Воздух к пневмоцилиндру сцепления поступает от ресивера тормозной системы шасси ЗИЛ-131. Для обеспечения работоспособности тормозной системы автомобиля предусмотрен клапан-ограничитель, который пропускает воздух к пневмоцилиндру сцепления только при давлении в ресивере более 0,5 МПа.

Управление вакуумным насосом и подачей топлива двигателя шасси и дизельного двигателя осуществляется нз насосного отсека с помощью специальных рычагов, которые через систему тяг и канатов связаны с исполнительными органами. Все контрольные приборы по дизельному двигателю и насосной установке вынесены на щит управления, который размещен в заднем отсеке автомобиля.

Для подъема и опускания всасывающей линии в комплекте приспособлений па автомобиле ПНС-1Л имеется стрела (рис. 2.18). Подъем и опускание всасывающей линии производят вращением рукоятки на лебедке. Всасывающая сетка на всасывающей рукавной линии кроме основного клапана, который предназначен для сохранения воды при срыве столба жидкости во время работы насоса, имеет еще и предохранительный клапан, который защищает от повреждения массой воды при срыве столба жидкости основной клапан. Пожарные насосные станции используются для подачи воды непосредственно к месту пожара (до восьми стволов) до магистральной линии диаметром 150 мм с использованием разветвлений РЧ-150 и рабочих линий диаметром 77мм. Они могут подавать воду на значительные расстояния по рукавным линиям диаметром 150мм, которыми оборудованы пожарные автомобили, а также работать в режиме перекачки с использованием двух или нескольких насосных станций и рукавных автомобилей с рукавами диаметром 150 мм.


Для запуска дизельного двигателя насосной установки необходимо произвести работы в такой последовательности:

затормозить автомобиль ручным тормозом; включить «выключатель массы» аккумуляторной батареи дополнительного электрооборудования;

открыть кран топливных баков и кран бака подогревателя для заполнения топливного насоса и магистрали топливом;

установить рукоятку подачи топлива дизеля на '/з ее хода;

включить маслопрокачнвающий насос и создать давление масла в дизеле не ниже 0,25 МПа; убедиться в том, что сцепление дизеля выключено; включить стартер, и после того, как дизель начал работать, выключить маслопрокачнвающий насос и стартер;

установить частоту вращения холостого хода равной 8,33с-1 (500...000 мин-1) и проверить давление масла в дизеле. Оно должно быть не менее 0,25 МПа. Если давление масла ниже, нужно остановить дизель, выяснить и устранить причину снижения давления; закрыть кран бака подогревателя; прогреть дизель на холостом ходу при частоте вра - шеиия 10...13,3 с-1 (600...800 мин-1). По достижении температуры охлаждающей жидкости и масла 45°С включить пожарный насос. включить вакуумный затвор и вакуумный насос перемещением рукояток «па себя» и увеличить обороты двигателя шасси ЗИЛ-131;

как только вода покажется в глазке вакуумного затвора, выключить его и вакуумный насос поворотом рукояток «от себя»;

включить муфту сцепления дизеля тумблером на щитке приборов, сбавить обороты двигателя шасси;

создать напор в насосе 0,5...0,6 МПа и после этого плавно открыть задвижки напорных патрубков и установить необходимый режим работы насоса; остановить двигатель шасси.

В случае если включить сцепление дизеля с помощью пневмопривода не удается, нужно установить рукоятку на хвостовик рычага механического привода и включить сцепление вручную. После возвращения с пожара выяснить и устранить причину неисправности пневмопривода сцепления. Во время работы насосной установки необходимо контролировать параметры по приборам на щитке. При номинальной мощности давление масла в дизеле должно быть 0,5... 1,05 МПа, температура масла 80...90°С, температура воды в системе охлаждения 75...95Х.

Для поддержания температуры воды и масла двигателя в указанных пределах при необходимости включают систему дополнительного охлаждения. В этом случае для предотвращения гидроудара необходимо сначала открыть вентиль на трубопроводе дополнительной системы охлаждения во всасывающую полость насоса, а затем на трубопроводе от напорной полости насоса. При отключении системы дополнительного охлаждения дизеля необходимо сначала закрыть вентиль на трубопроводе от напорной полости насоса. При работе системы дополнительного охлаждения давление в пей не должно превышать 0,15 МПа. Контролировать это давление необходимо по специальному манометру на трубопроводе от насоса, а регулировать с помощью открытия (закрытия) вентиля на трубопроводе системы дополнительного охлаждения от напорной полости насоса. Вентиль па трубопроводе во всасывающую полость насоса должен быть полностью открыт.


Температура воды в пожарном насосе должна быть не выше 70°С. Если температура воды начинает подниматься выше данной величины (при работе насоса «на себя»), то необходимо открыть крап слива воды из насоса. Через каждый час работы насоса необходимо производить смазку манжет в уплотнении насоса путем заворачивания колпачка масленки па 2...3 оборота.

После окончания работы на насосной станции необходимо выполнить следующие операции:

сбавить обороты дизеля до оборотов холостого хода 10... 13,3с-' (мин-');

выключить муфту сцепления дизеля; дать поработать дизелю на оборотах холостого хода до снижения температуры воды в системе охлаждения до 75 °С и остановить его, плавно уменьшая подачу топлива до нуля;

закрыть топливный кран;

открыть клапан всасывающей сетки, потянув за веревку, слить воду из всасывающей линии, поднять всасывающую линию и сетку из воды с помощью стрелы, разобрать всасывающую линию;

отсоединить рукава от напорных патрубков насоса; слить воду из насоса через кран слива, открыв кран и одну из задвижек на насосе;

закрыть кран слива и все задвижки на насосе, установить заглушку на всасыващий патрубок насоса;

выключить «Выключатель массы» аккумуляторной батареи дополнительного электрооборудования;

уложить все оборудование, которое использовалось в процессе работы на свои места н закрепить его; закрыть все двери и отсеки кузова. По прибытии в пожарную часть устранить возникшие в процессе работы неисправности, если они имели место; заправить баки топливом, очистить автомобиль от пыли и грязи.

При переходе на эксплуатацию ПНС-110(1А в зимнее время при температуре окружающей среды ниже 5°С необходимо провести сезонное техническое обслуживание и заменить масло в двигателе ЗИЛ-131 и дизеле 2Д-12Б согласно инструкции по эксплуатации. В систему охлаждения дизельного двигателя необходимо залить низкозамерзающую специальную жидкость. Перед запуском дизельного двигателя зимой необходимо разогреть его с помощью стационарного подогревателя. Перед включением сцепления необходимо убедиться, что рабочее колесо насоса не примерзло к корпусу. В случае примерзания рабочего колеса насос следует подогреть. После окончания работы обязательно полностью слить воду из насоса. Техническое обслуживание автомобиля ПНС - 110(131)131А производится в соответствии с общими требованиями, изложенными в инструкции по эксплуатации ПНС-110(1А, и специальными требованиями по дизельному двигателю в соответствии с инструкцией по эксплуатации дизеля 2Д-12Б.