Файл: Изображение светского общества в романе л. Н. Толстого война и мир цели урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО
«ВОЙНА И МИР»
ЦЕЛИ УРОКА: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П.Безухова с этим обществом; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: сообщения учащихся, лекция с элементами беседы, пересказ эпизода, беседа.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, карточки с заданиями, к/ф «Война и мир»
ХОД УРОКА
-
Орг. момент. -
Проверка домашнего задания
Идейно-художественное своеобразие романа «Война и мир»
-
Вступительное слово учителя.
Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам
жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому
двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?
-
Сообщение учащегося
«Исторический комментарий»
-
Салон А.П.Шерер – план наблюдений (записан на доске)
-
С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа -
Проследить, как автор срывает маски со своих героев. -
П.Безухов и А.Болконский как чужие люди в гостиной Шерер. -
«Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании салона Шерер.
Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль,
«спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.
Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его
благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.
Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.
Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном,
«относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.
О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может себе позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие. Вывод: отрицая нормы жизни светского общества, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, которым претит такая жизнь.
Вечер в салоне Шерер завершается глупым анекдотом Ипполита, который все встретили как светскую любезность.
Французский язык – как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.
Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский язык.
-
Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины» -
Работа с таблицей. Сравнить и сопоставить эпизоды.
ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР И ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ
| Вечер у А. П. Шерер | Ростовы |
1. Старшее поколение | Ведут себя неестественно, фальшиво | Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение |
2. Отношение в семье между взрослыми и детьми | В салоне Анны Шерер нет детей | Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца. |
3. Отношение к гостям | У Шерер есть определенная иерархия | Ростовы встречают всех одинаково радушно |
4. Разговоры | Светская условность | Светская условность |
5. Отношение к войне | Модная тема | На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима |
ВЫВОД: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчет и корысть.
-
Подведение итогов урока -
Домашнее задание.
-
Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т.1 «Война 1805-1807 гг.»
-
Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл.2) -
Что предпринимает Кутузов? (гл.14) -
Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл.3, 12). -
Подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах.
-
Шенграбенское сражение и Аустерлицкое сражение (закладки)