Файл: Урок по физике в 8 классе "Нагревание проводника электрическим током. Закон ДжоуляЛенца".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открытый урок по физике в 8 классе
"Нагревание проводника электрическим током.
Закон Джоуля-Ленца"
Цель урока:
Образовательная:
-
Формирование у учащихся представления о тепловом действии электрического тока и его причинах. -
Вывести закона Джоуля - Ленца. -
Содействовать в понимании практической значимости данной темы.
Развивающая:
-
Развивать интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы)
Воспитательная:
-
Формировать коммуникативных умений учащихся. -
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие ребят. Отметить отсутствующих.
-
Фронтальный опрос
На прошлом уроке мы определили работу и мощность электрического тока, а также выяснили какие единицы работы электрического тока применяются на практике.
Давайте повторим основные понятия темы(1 задание).
2 задание – Цепочка формул.
3 задание - Задание на соответствие.
Формула | Определение |
| Сила тока – это заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за единицу времени. |
| Напряжение – это величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда. |
| Электрическое сопротивление – это способность проводника препятствовать прохождению тока. |
| Работа электрического тока – это величина, равная произведению силы тока на напряжение на концах этого участка и на время прохождения тока. |
| Мощность электрического тока – это величина, равная произведению силы тока на напряжение. |
| При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же. |
| При последовательном соединении полное напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных участках цепи. |
| Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников. |
| Сила тока в цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках. |
| При параллельном соединении напряжение на участке цепи и на концах всех параллельно соединённых проводников одно и то же. |
| Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. |
-
Актуализация знаний. Изучение нового материала.
На слайде находятся электроприборы: утюг, электроплитка, электрическая лампа, электрическая дрель, электрический чайник.
Какой прибор не вписывается в общий ряд? Уберите лишний. Чем вы руководствовались, делая выбор?
3.1. Постановка задачи-цели урока.
Какое действие электрического тока проявляется в выбранных приборах? (Тепловое. Они преобразуют электрическую энергию в энергию тепловую – это нагревательные приборы.)Все эти проводники нагреваются электрическим током. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока так и называется –
«Нагревание проводников электрическим током» (проговаривают ученики). «Закон Джоуля-Ленца» (добавляет учитель).
Какую цель вы, ребята, ставите перед собой на уроке?
-
Объяснить причину нагревания проводников электрическим током; -
вывести и сформулировать закон Джоуля – Ленца; -
использовать полученные на уроках знания в повседневной жизни; -
научиться применять этот закон для решения задач. -
установить, от чего зависит количество тепловой энергии, выделяющейся на проводнике, по которому идет ток (дополняет учитель).
3.2. Нагревание проводника. Закон Джоуля - Ленца.
Ребята, действительно мы с вами уже говорили о действиях, которые оказывает электрический ток: магнитное, химическое, тепловое. Нагревание проводника подтверждает тепловое действие электрического тока.
Как вы считаете, ребята, чем обусловлено нагревание проводника при прохождении по нему электрического тока?
- Свободные электроны в металлах, перемещаясь под действием электрического тока, взаимодействуют с ионами или атомами вещества проводника и передают им всю энергию.
В опыте мы убедились, что в неподвижных проводниках вся работа тока идет на увеличение внутренней энергии, в результате чего проводник? .... нагревается .
А как вы думаете, ребята, куда девается потом эта энергия?
- Проводник отдает эту энергию окружающим телам путем теплопередачи.
Значит количество теплоты равно работе тока:
Q=A
Мы уже знаем, что работу тока рассчитывают по формуле:
A=UIt
Следовательно: Q=UIt
Теперь нам необходимо пользуясь законом Ома выразить количество теплоты через силу тока. М знаем, что U=
IR
Q=IRIt=I2Rt
Q- количество теплоты [Дж]
I - сила тока [А]
R - электрическое сопротивление [Ом]
t - время [c]
Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и силы тока.- найти в учебнике.
Итак, ребята, мы с вами выяснили, что любой проводник, по которому идёт электрический ток, нагревается. К этому выводу впервые пришли независимо друг от друга англичанин Джеймс Прескотт Джоуль и русский ученый Эмилий Христианович Ленц. Обращаю ваше внимание, что результаты были получены ими одинаковые. И закон, который мы получили в результате также получил название этих двух ученых – закон Джоуля-Ленца.(Слайд)
3.3.Автобиографические справки
Джоуль Джеймс Прескотт (1818-1889) обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока.
Ленц Эмилий Христианович (1804 -1865)
Один из основоположников электротехники. С его именем связано открытие закона, определяющего тепловые действия тока, и закона, определяющего направление индукционного тока. (Слайд)
3.4. Учитель: А теперь нам предстоит ознакомиться с использованием теплового действия тока на практике.
- Назовите самое важное применение теплового действия тока?
-
электрическое освещение;
нагревательные приборы:
электрические плитки, утюги, чайники, кипятильники и т.д.
Современную цивилизацию невозможно представить без потребления электрической энергии, т.к. оно легко превращается в другие виды энергии. При использовании электроприборами нужно соблюдать правила техники безопасности и правила эксплуатации прибора.
Электрическая энергия не дается даром. Для ее производства работают многочисленные электростанции. В их топках сгорает ценное топливо, запасы которого очень медленно возобновляются или не возобновляются вообще. Вот почему так важно беречь электроэнергию и не тратить ее впустую. Ученые и инженеры создают электроприборы нового поколения с малым потреблением электроэнергии, изобретают энергосберегающие производственные технологии. Например, энергосберегающие лампы.
Устройство энергосберегающей лампы
Энергосберегающая лампа состоит из 3 основных компонентов: цоколя, люминесцентной лампы и электронного блока. Нити накаливания в такой лампе нет, что увеличивает ее срок службы от 6 до 15 раз. Цоколь предназначен для подключения лампы к сети.
Электронный блок (ЭПРА: электронный пускорегулирующий аппарат) обеспечивает зажигание и дальнейшее горение люминесцентной лампы. Благодаря ЭПРА энергосберегающая лампа зажигается без мерцания и работает без мигания свойственного обычным люминесцентным лампам. Для уменьшения потерь энергии и размеров Эд Хаммер расположил витки спирали в энергосберегающей лампе дальше друг от друга, сохранив форму обычной лампочки. Площадь поверхности КЛЛ намного больше площади поверхности нити накаливания, а значит, свет в комнате будет распределяться равномернее, что позволит снизить утомляемость глаз. Энергосберегающие лампы дают экономию энергии до 80%. Незначительное тепловыделение позволяет использовать КЛЛ большой мощности в хрупких бра, светильниках и люстрах, в которых от ламп накаливания с высокой температурой нагрева может оплавляться пластмассовая часть патрона. За свой век люминесцентная лампа экономит 1 тонну выбросов углекислого газа, 4 кг выбросов оксидов серы, 1 кг оксидов азота, 200 л нефти.
Мы с вами должны выявить общую закономерность всех нагревательных приборов. Но для начала нам нужно выяснить, какой из трёх последовательно соединённых проводников, обладающих разным удельным сопротивлением: медного, стального и никелинового, имеющихся у нас на доске, при прохождении по нему тока нагревается сильней?
делается вывод:нагревание проводников зависит от их сопротивления. Чем больше сопротивление проводника, тем больше он нагревается.(Подтверждается формулой (1).)Слайд.
Учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что длины и площади поперечного сечения проводников одинаковые.
Учитель: Значит, единственное отличие этих проводников?
– разные удельные сопротивления. (Что подтверждается формулой (2)). Учащиеся делают вывод:
чтобы проводник нагрелся сильней, он должен обладать большим удельным сопротивлением.Демонстрация слайда.
Учитель: Используя данные таблицы 8 учебника, учащимся предлагается назвать вещества, наиболее подходящие для изготовления нагревательного элемента.
Постановка проблемного вопроса.
Удельное сопротивление вольфрама в два раза меньше
, чем железа. Почему же именно вольфрам используется в качестве нити накала в электрических лампочках? (Демонстрируется слайд, из которого видно, что вольфрам – очень тугоплавкий металл, именно поэтому предпочтение отдают именно ему.)
Внимание учащихся заостряется на практическом применении материалов, обладающих большим удельным сопротивлением.
Проблемный вопрос.
Почему нагревательные элементы не изготавливают из фарфора, у которого удельное сопротивление в миллиарды раз больше всех веществ, приведённых в таблице?
Учащиеся обобщают полученную информацию и отвечают на вопрос: «Какими свойствами должно обладать вещество, используемое для изготовления нагревательных элементов?»
Вывод записывают в тетрадь:
нагревательный элемент представляет собой проводник, обладающий большим удельным сопротивлением и высокой температурой плавления.
-
Закрепление полученных знаний.
1. Алюминиевая, железная и нихромовая проволоки, имеющие одинаковые размеры, соединены последовательно и подключены к источнику тока. На какой из проволок при прохождении электрического тока будет выделяться наибольшее количество теплоты за одно и то же время?
Применение новых знаний при решении качественных задач.
-
Рефлексия
Ребята, мы с вами плодотворно поработали, а теперь подведем итоги урока.
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
7.Домашнее задание мне кажется | интересно / не интересно |