Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова.
Институт физической культуры и спорта.
Реферат по дисциплине «Основы инклюзивного образования»
на тему: «Индивидуальное обучение детей с нарушениями слуха»
Работу выполнил:
Слепцов Тимофей Васильевич
Студент 5-го курса
«Педагогическое образование. Физическая культура
(прикладной бакалавриат). Заочный бакалавриат
Преподаватель: Иванова А.Д.
Якутск, 2022г
Индивидуальный подход в обучении детей с нарушениями слуха.
Слухоречевая и коммуникативная (на основе устной речи) недостаточность лиц с нарушениями слуха обусловливают наличие одного из важнейших препятствий процесса их профессионального образования — коммуникативного и информационного дефицита, затруднений информационно-познавательного характера в процессе усвоения знаний и навыков, как общеобразовательного, так и профессионального и социального характера. Для обучающихся с нарушениями слуха необходимо учитывать их образовательные потребности. К специфичным для лиц с нарушениями слуха относятся следующие образовательные потребности:
· потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных видов коммуникации;
· потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
· потребность в развитии словесно-логического мышления, словесной памяти;
· потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи (устной, письменной);
· потребность формирования социальных компетенций.
Решение этой проблемы осуществляется за счет визуализации окружающей информационной среды — социальной, коммуникативной, учебной благодаря:
· обеспечению применения современных технических средств, осуществляющих визуализацию информации;
· освоению педагогами основ коммуникации с помощью дактильной речи и жестового языка;
· широкому применению наглядных и практических форм и методов обучения в учебном процессе;
· предоставлению учебной и иной информации в визуальном варианте .
Особые образовательные потребности глухих и слабослышащих обучающихся.
В структуру особых образовательных потребностей глухих и слабослышащих лиц входят:
· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды, использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
· использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей", т.е. компенсирующих образовательных маршрутов обучения;
· индивидуализация обучения, т.е. реализация дифференцированного подхода в обучении лиц с нарушением слуха внутри коммуникативной системы с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;
· расширение образовательного пространства: участие в творческих вечерах, походы в театр, тематических экскурсиях, туристско-краеведческой деятельности и др.;
· условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, расширению их социального опыта, взаимодействия с лицами, имеющими сохранный слух;
· учет специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;
· преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания происходящего с глухим или слабослышащим и его социокультурным окружением;
· обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта;
· применение в образовательно-коррекционном процессе соотношения устнодактильной, письменной, устной, и жестовой речи (РЖЯ — русский жестовый язык) с учетом особенностей разных категорий глухих и слабослышащих лиц, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в общество;
· использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения вышеуказанными средствами слышащими партнерами по общению.
Для обучающихся с с нарушением слуха необходимо создавать следующие специальные условия:
Максимально минимизировать все возможные шумы во время учебных занятий.
Привлечение внимания.
- Привлеките внимание обучающегося, прежде чем начать общаться или заговорить с ним.
- Установите зрительный контакт.
- При необходимости вы можете помахать или легко дотронуться до человека, чтобы привлечь его внимание.
Визуальный контакт.
Если беседа на занятии ведется в режиме диалога/полилога, не отворачивайтесь от группы (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо-зрительное восприятие).
Построение диалога.
Прежде, чем начать говорить с обучающимся с нарушением слуха необходимо
ü привлечь его внимание;
ü чѐтко задавать вопросы, обращаясь к обучающемуся;
ü в процессе общения располагаться со стороны слухового аппарата или кохлеарного импланта (если обучающийся носит только один аппарат);
ü располагаться лицом к слушающему (лицо говорящего должно быть хорошо освещено (недопустимо находиться спиной к окну);
ü говорить в среднем темпе и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам);
ü не менять резко тему разговора: даже тот, кто идеально может читать по губам, понимает только 35 процентов от того, что вы говорите, остальное он угадывает по контексту;
ü использовать простые фразы и избегать несущественных слов, отступлений, вводных слов, междометий, сложных грамматических конструкций и т.д.
Проявление педагогического такта.
Постоянное поощрение за успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нѐм веры в собственные силы и возможности.
Принципы и правила работы с обучающимися с нарушением слуха
Во время учебных занятий необходимо использовать следующие приемы:
1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства: чередование умственной и практической деятельности; преподнесение материала небольшими дозами - разделение материала на небольшие логические блоки;
3. Наглядность: использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, использование компьютерных презентаций позволяет максимально визуализировать изучаемый объект.
4. Альтернативная коммуникация — комплексное использование различных форм речи: устной (учитывая уровень развития остаточного слуха, умение считывать с губ); жестовой; письменной — в зависимости от навыков, которыми владеют обучающиеся.
5. Адаптация текста для обучающихся с нарушением слуха — рекомендуется использование коротких фраз и простых предложений.
6.Адаптированная подача информации — учебного материала:
ü представление информации с использованием наглядности
ü представление информации — учебного материала малыми дозами;
ü хорошая артикуляция;
ü немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
ü неоднократное повторение — фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;
7. Опорные конспекты: педагогам рекумендуется использовать в работе опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям.
8. Практика опережающего чтения — вариант организации работы при котором обучающие заранее знакомятся с материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты, позволяет обучающимся лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты.
Заключение
Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированных образовательных программ, должны быть ознакомлены с индивидуальными особенностями и соблюдать методические рекомендации по организации образовательного процесса, учитывая психофизические особенности обучающихся с нарушением слуха.