Файл: Окружающий мир претерпевает изменения изо дня в день. Преобразования среды, подчас непредсказуемые и значимые, формируют новые качества субъекта и стимулируют развитие личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление



Введение


Окружающий мир претерпевает изменения изо дня в день. Преобразования среды, подчас непредсказуемые и значимые, формируют новые качества субъекта и стимулируют развитие личности. Самооценка является одним из центральных психологических конструктов, составляющих личность человека. Она не только затрагивает отношения с самим собой, но и пронизывает остальные сферы человеческой жизни. Особенности каждого возрастного периода, а также гендер как социальный конструкт ролей для мужчин и женщин, могут оказывать влияние на формирование и изменение самооценки. На данный момент в научном сообществе вопрос о возрастном аспекте самооценки остается открытым. Это приводит к необходимости уточнения данных в рассматриваемой области.

В современных условиях внедрения инноваций в образование, актуальными становятся темы исследований, касающихся сочетания психолого-педагогических аспектов образовательного процесса. В частности, вопросы формирования адекватной самооценки у подростков имеют особую значимость, поскольку именно в данный возрастной период происходит закрепление основ мировоззрения ребенка, формирование широкого круга межличностных отношений с упором на идентификацию себя с определенной группой людей, а также принятие собственного «я» со всеми вытекающими особенностями. Педагогический процесс с этой позиции должен соответствовать возрастным особенностям подростка, главным образом ориентируясь не только на образовательный аспект, но и на своевременное выявление и компенсацию негативных проявлений личности.

Например, степень влияния самооценки определяет возможность комфортного существования подростка в социуме, что сказывается на процессах формирования его личности. К тому же, актуальность заявленной тематики в условиях цифровизации человеческой жизнедеятельности, в том числе популяризации социальных сетей, обусловливается проблематикой отсутствия правильной идентификации подростка в рамках общения, основанного на применении информационных технологий.

Такой подход приводит к формированию внутриличностного конфликта ребенка, где с одной стороны он стремится к расширению круга общения, а с другой – за счет наличия определенных проблем (в том числе и с самооценкой) не может проявлять открытый интерес к собеседнику (что приводит к ряду негативных проявлений в контексте формирующейся личности и наращения проблем в будущем).


Объект исследования – самооценка, как психологический феномен.

Предмет исследования – формирование самооценки в подростковом возрасте.

Цель исследования – изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

- определить общую характеристику самооценки, ее видов и структуры в психологии;

-исследовать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;

- провести эмпирическое исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте;

- выделить направления коррекции уровня самооценки в подростковом возрасте.

Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.


Глава 1. Теоретические основы понятия «самооценка» в психологии

1.1 Общая характеристика самооценки, ее видов и структуры в психологии


В психологической науке феномен самооценки включается в понятие «Я-концепция». Можно сказать, что Я-концепция состоит из «образа Я» и, собственно, самооценки. «Образ Я» включает в себя описательные характеристики человека, его знания и представления о своей личности, самооценка же связана с оценкой человеком как своего образа в целом, так и его отдельных характеристик.

Вопрос изучения структуры, изменения, влияния самооценки является важным, так как самооценка — это еще один регулятор поведения индивидуума, такой же, как система ценностей и установок. Человек способен непрерывно соотносить свои возможности, способности с собственной деятельностью, поступать тем или иным образом в зависимости от степени уверенности в своих силах.

В ряде исследований подтверждено, что самооценка может оказывать значительное влияние на качество жизни, на физическое и психологическое благополучие.

С. Р. Пантилеев и В. В. Столин реконструировали эмоционально-оценочную сторону самоотношения, которая является ядром собственно самооценки. Анализ взглядов зарубежных и отечественных ученых на сущность самоотношения показал, что существует большое множество понятий, отражающих содержание данного феномена. Самооценка, самоуверенность, самоуважение, любовь к самому себе, самоунижение, самообвинение, самопринятие — все эти термины используются для обозначения целостного понятия самоотношения или его аспектов. В общем виде структуру самоотношения можно представить так: самоуважение составляет оценочную сторону самоотношения, связанную с критериями

, аутосимпатия связана с безоценочным положительным отношением к собственной личности, переживанием своей ценности, а близость связана с интересом к себе. В. В. Столиным были выделены три измерения: симпатия, уважение, близость.

Далее были определены и другие измерения отношения к себе, которые основывались на анализе частных перечней-индикаторов отношения к себе. Опираясь на имеющиеся данные, именно из таких компонентов, как открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение, и состоит структура самоотношения. Понятие «самооценка» тесно связано с понятием «уровень притязаний». Обобщая существующие определения, можно сказать, что уровень притязаний «определяет стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным».

Было выявлено, что адекватное соотношение самооценки и уровня притязаний является наиболее благоприятным для человека. В противном же случае происходят нарушения в эмоциональной сфере, а также в самом конструкте самоотношения.

На данный момент известно, что одним из факторов, влияющих на самооценку, является возраст. Исследования показывают, что на протяжении всей жизни самооценка подвержена некоторым изменениям; это позволило выделить некоторые особенности самооценки на каждом возрастном этапе. Хотя на данный момент нет устоявшейся, общепринятой точки зрения на динамику самооценки на протяжении всей жизни, во многих научных работах прослеживается следующая тенденция: высокая самооценка в детстве снижается в период подросткового возраста, далее постепенно поднимается во взрослости.

Несмотря на это, данные в исследованиях довольно противоречивы, характер изменения самоотношения представлен по-разному. Область, затрагивающая особенности самоотношения в период детства, по сравнению с подростковым возрастом и юношеским, и вовсе представлена скудно.

Более того, дети и подростки нынешнего «поколения Z» (поколение людей, родившихся в период с 2000 по 2015 год, так называемое «цифровое поколение») имеют свои особенности, отличающие их от предыдущих поколений. Меняется мир вокруг, и вместе с ним трансформируется личность, видоизменяются психологические характеристики субъекта. У детей и подростков нового поколения больше развита рефлексия, индивидуализм, изменяется система самооценивания и построения образа себя, что связано с погруженностью в интернетсреду, отношения с родителями приобретают партнерский, доверительный характер (Белозерова, Поляков, Жидяева 2018; Кулакова 2018). Все эти факторы также могут оказывать влияние на самоотношение. Поэтому специфика самооценки у современных детей и подростков является актуальной проблемой сегодняшней психологической науки и практики и требует дальнейшего изучения.


Самооценка ‒ это оценка, которую человек даёт сам себе, своим достоинствам и недостаткам, качествам, возможностям и своему месту среди других людей. От неё зависит очень многое: взаимоотношения человека с обществом, его критичность, требовательность к себе, отношение к успеху и неудаче в работе и других сферах жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшую социализацию его личности. Понятие самооценка очень многогранно и дать ему какое-то конкретное определение абсолютно невозможно. Каждый понимает и интерпретирует его по-разному, и у каждого психолога свой метод подхода к его исследованию. А.Г. Спиркин отмечает, что личность является самооценивающимся существом. По утверждению И.С. Кона самооценки человека — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют, структурируют новую информацию относительно данного аспекта «Я».

Согласно А.В. Захаровой, самооценка ‒ это целостная система, включенная во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, в том числе с чертами личности, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает детерминантой их дальнейшего развития. Сама по себе самооценка бывает трех видов:

Адекватная самооценка. При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал. Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками.

Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка. Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи.

Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям Смешанная самооценка. В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

Согласно рассмотренным источникам, существует два глобальных подхода (метода) к изучению самооценки. Ряд психологов рассматривают самооценку, как динамическую совокупность частных самооценок, интегрирующихся в некоторое обобщенное, связанное с целостным образом «Я». Именно это и является предметом психологического анализа, в большинстве исследований. Так, по мнению Куперсмита, самооценка ‒ отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [1,4].


Говоря о самооценке, М. Розенберг пишет, что она отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности [2,4]. И.С. Кон обобщает представления о самооценке и говорит, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» [3]. Но если обобщенная самооценка есть производная от отдельных (частных) самооценок, то возникает вопрос, как же индивид берет эту производную. Различные попытки ответа на эти вопросы оказались тесно связанными с представлениями о строении системы самоотношения. Самой распространенной точкой зрения относительно этого вопроса является представление о том, что объекты самооценок (различные сферы деятельности и особенности личности) неравнозначны.

Чем более важен для нас тот или иной аспект, тем большую роль он играет для нашей самооценки. М. Розенбергом была предложена так называемая интерактивная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение.

Изложенные выше взгляды ‒ это лишь один из подходов к изучению самооценки. Помимо этого, психологами были предприняты попытки создания более сложных моделей строения самооценки. Основная идея в этом случае в том, что частные самооценки ‒ это промежуточный уровень самоотношения, который проявляется в определенное время по достижению каких-либо целей, но не более. Одна из наиболее распространенных моделей такого рода принадлежит Р. Щавельзону, которым на основе анализа так называемой «номологической сети», переменных самооценки был выделен ряд сфер, наиболее важных для понимания обобщенного «Я». В соответствии с этой моделью обобщенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связанную или несвязанную с успехами в учебе), последняя же подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты. Следовательно, можно сделать вывод, что Я- концепция и обобщенная самооценка ‒ это просто одно и то же.