Файл: Тема. Научный стиль. Основные жанры научного стиля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поурочный план по _русскому языку_
10.04.2020
Класс_8 Б
№ урока_113_
Тема. Научный стиль. Основные жанры научного стиля.
Цель: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный стиль, знать основные жанры; воспитывать культуру речи учащихся, культуру их общения.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять стиль текста, отличать научный стиль от остальных.
Метапредметные: научиться свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи.
Личностные: формировать у учеников интерес к русскому языку и родной культуре.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.
-
Совершенствование правописных умений.
Орфографический практикум.
Учебник, §4, с. 24 (выполнение в тетради)
2) Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы урока, постановка цели, задач урока.
- Исходя из темы урока, сформулируйте цели.
- Какой язык вы изучаете на уроках русского языка?
- Назовите главный признак литературного языка.
- Почему нужно учиться читать и говорить в соответствии с нормами литературного языка?
- Назовите разновидности литературного языка.
- Перечислите книжные стили речи.
IV. Изучение нового материала.
1)Повторение теоретического материала§ 4, с.24.
Теоретический материал (запись в тетрадь)
Стиль речи
– это функциональная разновидность литературного языка, которая определяется условиями речевого общения.
Научный стиль обслуживает сферу аналитической деятельности человека (науки), он предназначен для:
1) описания фактов действительности;
2) объяснения их взаимодействия;
3) формулировки закономерностей и законов.
В научной речи преобладает рассуждение как функционально-смысловой тип речи. И это понятно: чтобы выявить и описать закономерности, надо доказать, что сделанное истинно.
Стилевыми чертами научного стиля являются:
-
подчеркнутая логичность -
доказательность -
точность (однозначность) -
отвлеченность (обобщенность)
Основные жанры научного стиля:
Функциональный подстиль
Жанр
Письменная
форма
Устная
форма
Собственно научный (академический)
Тезисы, научная статья, монография, диссертация, автореферат
Доклад, дискуссия
Научно-учебный
Статья, эссе, учебник, учебное пособие, рабочая программа, курсовая работа
Лекция, семинар, доклад, дискуссия
Научно-информационный
Реферат, отзыв, рецензия, аннотация, информационное сообщение, патентное описание
Научно-справочный
Словарь, справочник, энциклопедия, каталог
Научно-популярный
Научно-популярная статья, очерк, книга
Лекция, сообщение, дискуссия
Ведущей формой речи в науке является письменная, так как цель написания — зафиксировать результаты исследования, собственное понимание разных концепций, проблем, вопросов для сохранения и передачи научной информации. Устные тексты в большинстве случаев заранее подготовлены, например научный доклад, учебная лекция, реферативное сообщение. Особенностью жанров является их монологичность и отнесенность к рассуждению как к ведущему функционально-смысловому типу речи в научном монологе.
2) Тренировочные упражнения (выполнение в тетради)
Задание 1. Докажите принадлежность данного текста к научному. (ответ - 2-3 предложения)
Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарниковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах. Эти почвы образуются в условиях сурового климата и многолетней мерзлоты. (География материков и океанов. 7 кл., м.: 2000. – с.217)
Работа с учебником.
Упр. 32 (задание 1, 2) , с.24.
V. Физкультминутка.
- Ребята, выпрямились все, заложили руки за голову, развернули плечи, повернулись направо, налево, подняли голову вверх, подняли руки вверх. Поглядели друг на друга, улыбнулись и продолжили работу. (1 минута)
VI. Закрепление изученного на уроке (выполнение в тетради)
Задание 1. Спишите текст, вставляя пропущенные слова.
Кинетическая энергия.
Энергию движущегося тела называют… энергией. Она является … величиной. … энергия зависит от … движения тела. Эта зависимость … . Скорость тела является … величиной, поэтому … энергия является величиной … . … энергия зависит и от … тела . Эта зависимость … . Можно сказать, что энергия тела … его массе.
Слова для справки: кинетический, физический, нелинейный, относительный, линейный, пропорциональный, скорость, масса.
Работа с учебником: упр. 35, с.26.
VII. Рефлексия.
А теперь подведем итог.
-
Вспомните цели урока. Как вы думаете, достигнуты ли они? -
Какие этапы работы вызвали трудности, почему? -
Как вы оценили результаты своей работы на уроке?
а) я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;
б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;
в) для полного понимания мне нужно повторить тему;
г) я ничего не понял(ла).
Выставление оценок учащимся.
- Ребята, сегодня мы хорошо поработали на уроке. Оценки за урок (учитель выставляет и комментирует оценки).
VIII. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал §4, с.24. Выполнить упр.40 (задание 3, 4)
, с. 28-29.
Урок закончен. До свидания, ребята.