Файл: Тема. Научный стиль. Основные жанры научного стиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поурочный план по _русскому языку_
10.04.2020

Класс_8 Б

№ урока_113_

Тема. Научный стиль. Основные жанры научного стиля.

Цель: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный стиль, знать основные жанры; воспитывать культуру речи учащихся, культуру их общения.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять стиль текста, отличать научный стиль от остальных.

Метапредметные: научиться свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи.

Личностные: формировать у учеников интерес к русскому языку и родной культуре.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.  

  1. Совершенствование правописных умений.

Орфографический практикум.

Учебник, §4, с. 24 (выполнение в тетради)
2) Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы урока, постановка цели, задач урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте цели.

- Какой язык вы изучаете на уроках русского языка?

- Назовите главный признак литературного языка.

- Почему нужно учиться читать и говорить в соответствии с нормами литературного языка?

- Назовите разновидности литературного языка.

- Перечислите книжные стили речи.
IV. Изучение нового материала.

1)Повторение теоретического материала§ 4, с.24.

Теоретический материал (запись в тетрадь)

Стиль речи
 – это функциональная разновидность литературного языка, которая определяется условиями речевого общения.

Научный стиль обслуживает сферу аналитической деятельности человека (науки), он предназначен для:

1) описания фактов действительности;

2) объяснения их взаимодействия;

3) формулировки закономерностей и законов.

В научной речи преобладает рассуждение как функционально-смысловой тип речи. И это понятно: чтобы выявить и описать закономерности, надо доказать, что сделанное истинно.

Стилевыми чертами научного стиля являются:

  • подчеркнутая логичность

  • доказательность

  • точность (однозначность)

  • отвлеченность (обобщенность)


Основные жанры научного стиля:

Функциональный подстиль

Жанр

Письменная

форма

Устная

форма

Собственно научный (академический)

Тезисы, научная статья, монография, диссертация, автореферат

Доклад, дискуссия

Научно-учебный

Статья, эссе, учебник, учебное пособие, рабочая программа, курсовая работа

Лекция, семинар, доклад, дискуссия

Научно-информационный

Реферат, отзыв, рецензия, аннотация, информационное сообщение, патентное описание
Научно-справочный

Словарь, справочник, энциклопедия, каталог
Научно-популярный

Научно-популярная статья, очерк, книга

Лекция, сообщение, дискуссия

Ведущей формой речи в науке является письменная, так как цель написания — зафиксировать результаты исследования, собственное понимание разных концепций, проблем, вопросов для сохранения и передачи научной информации. Устные тексты в большинстве случаев заранее подготовлены, например научный доклад, учебная лекция, реферативное сообщение. Особенностью жанров является их монологичность и отнесенность к рассуждению как к ведущему функционально-смысловому типу речи в научном монологе.
2) Тренировочные упражнения (выполнение в тетради)

Задание 1. Докажите принадлежность данного текста к научному. (ответ - 2-3 предложения)



Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарниковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах. Эти почвы образуются в условиях сурового климата и многолетней мерзлоты. (География материков и океанов. 7 кл., м.: 2000. – с.217)


Работа с учебником.

Упр. 32 (задание 1, 2) , с.24.
V. Физкультминутка.

- Ребята, выпрямились все, заложили руки за голову, развернули плечи, повернулись направо, налево, подняли голову вверх, подняли руки вверх. Поглядели друг на друга, улыбнулись и продолжили работу. (1 минута)
VI. Закрепление изученного на уроке (выполнение в тетради)

Задание 1. Спишите текст, вставляя пропущенные слова.

Кинетическая энергия.

Энергию движущегося тела называют… энергией. Она является … величиной. … энергия зависит от … движения тела. Эта зависимость … . Скорость тела является … величиной, поэтому … энергия является величиной … . … энергия зависит и от … тела . Эта зависимость … . Можно сказать, что энергия тела … его массе.

Слова для справки: кинетический, физический, нелинейный, относительный, линейный, пропорциональный, скорость, масса.
Работа с учебником: упр. 35, с.26.
VII. Рефлексия.

А теперь подведем итог.

  1. Вспомните цели урока. Как вы думаете, достигнуты ли они?

  2. Какие этапы работы вызвали трудности, почему?

  3. Как вы оценили результаты своей работы на уроке?


а) я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;

б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял(ла).
Выставление оценок учащимся.

Ребята, сегодня мы хорошо поработали на уроке. Оценки за урок (учитель выставляет и комментирует оценки).
VIII. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал §4, с.24. Выполнить упр.40 (задание 3, 4)
, с. 28-29.

Урок закончен. До свидания, ребята.