Файл: Философскоправовое значение идей Платона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе на тему

Философско-правовое значение идей Платона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

Введение. Данное эссе посвящено рассмотрению философско-правового учения Платона. Поскольку Платон является древнегреческим мыслителем, то и его идеи соответствуют духу того времени. Проект идеального государства Платона является важнейшим источником, представляющий интерес не только для философских исследований, но и политических, и правовых, поскольку в идеях Платона заложены толкования справедливого государства, где существует разделение труда, который не только способствует гармоничному сосуществованию общества, но и обеспечивает правопорядок. Это было затем взято в качестве основы концепцией марксизма.

Целью нашего эссе, таким образом, является исследование идей Платона в области политики и права. В соответствии с этим необходимо решить следующие задачи: рассмотреть формы правления, которые выделяет Платон; проследить отношение Платона к современному ему государственному порядку; выявить сущность идеального государства, рассмотреть его структуру и содержание.

Методологией исследования служат как общенаучные и общефилософские методы такие, как дедуктивный метод, так и метод историзма, необходимый в подобных исследованиях, посвященных праву или политике.

Основная часть. Платон был рожден в 427 г. до н.э. рядом с Афинами. Сын Аристона и Периктионы, Платон родился через год после смерти великого афинского государственного деятеля Перикла. Семья Платона была аристократической и знатной: его отцовская сторона утверждала, что происходит от бога Посейдона, а его материнская сторона была связана с законодателем Солоном.

Платон в молодости был членом кружка, окружавшего Сократа. Поскольку последний ничего не написал, то, что известно о его характерной деятельности по вовлечению своих сограждан (и случайных странствующих знаменитостей) в разговор, полностью почерпнуто из трудов других людей, в первую очередь самого Платона. Труды Платона, обычно называемые “сократическими”, продолжают и переосмысливают учение Сократа. Платон пытался бросить вызов людям, которые предположительно обладали опытом в некоторых аспектах человеческого совершенства, чтобы они рассказали о мужестве, благочестии и так далее, а иногда и о всей “добродетели”. На мировоззрение Платона глубоко повлияли как жизнь, так и смерть Сократа. Если верить Седьмому Письму Платона, обращение с Сократом как со стороны олигархии, так и со стороны демократии заставило Платона
опасаться вступления в общественную жизнь, как это обычно делал бы человек его происхождения.

После смерти Сократа он начинает путешествовать. Поездка в Египет повлияла на его политические и политико-экономические взгляды. По возвращении в Афины Платон создает Академию, где можно было получить знания в области политики, математики и других наук. Стоит отметить, что Платон являлся сторонником объективного идеализма в отличие от его предшественников. Поэтому, идеи Платона послужили пересмотру не только пересмотру материалистических учений, но и объяснению реакционных социальных и политических представлений.

Основываясь на учении Сократа гласящем, что те, кто якобы обладает знаниями в области этики, на деле не обладают пониманием, необходимым для хорошей человеческой жизни, Платон выдвинул идею о том, что их незнания были связаны с неправильным взаимодействием с классом сущностей, которые он назвал формами, среди которых справедливость, красота и равенство. Платон по мере становления своего философского учения стал уделять этим категориям особое внимание. Согласно ему, они были доступны не чувствам, а только разуму, и являлись наиболее важными составляющими реальности, лежащими в основе существования чувственного мира и придающими ему ту наличность, которой он обладает. В метафизике Платон предполагал систематическую, рациональную трактовку форм и их взаимосвязей, начиная с наиболее фундаментальной из них (Благой, или Единый). В области этики и моральной психологии мыслитель развил мнение, что хорошая жизнь требует не только определенного рода знаний (как предполагал Сократ), но и привыкания к здоровым эмоциональным реакциям и, следовательно, гармонии между тремя частями души (разумом, духом и аппетитом). Его работы также содержат дискуссии по эстетике, политической философии, теологии, космологии, эпистемологии и философии языка. Его школа способствовала исследованиям не только в узко понимаемой философии, но и в широком спектре направлений, которые сегодня можно было бы назвать математическими или научными.

Учение Платона несколько положений. Во-первых, то, что мир, который кажется нашим чувствам, ущербен и полон ошибок, но есть более реальное и совершенное царство, населенное сущностями (называемыми “формами” или “идеями”), которые вечны и неизменны. Среди наиболее абстрактных категорий можно выделить доброту, красоту, равенство, величие, сходство, единство, бытие, одинаковость, различие, изменение и неизменность. Самое фундаментальное различие в философии Платона заключается в

различии между множеством наблюдаемых объектов, которые кажутся красивыми (хорошими, справедливыми, едиными, равными, большими), и одним объектом, который является тем, чем на самом деле является красота (доброта, справедливость, единство), из которого эти многие красивые (хорошие, справедливые, единые, равные, большие) вещи получают свои имена и соответствующие им характеристики. Почти каждая крупная работа Платона так или иначе посвящена этому различию или зависит от него. Многие из них исследуют этические и практические последствия такого раздвоенного понимания реальности. По Платону, мы должны признать, что душа - это объект, отличный от тела, настолько, что ее функционирование не зависит от существования тела, и на самом деле ей гораздо легче понять природу форм, когда она не обременена привязанностью к чему-либо материальному. В нескольких работах Платона нам говорится, что душа всегда сохраняет способность вспоминать то, что она когда-то поняла из форм, и что жизнь, которые мы ведем, в некоторой степени являются наказанием или наградой. Но во многих трудах Платона утверждается или предполагается, что истинные философы - это те, кто признает, что важно отличать, что есть добро, или добродетель, или мужество от многих других вещей.

Но немаловажное значение учения мыслителя в том, что Платон пытался осуществить проект идеального государства. Идеи об этом содержатся в его трудах «Государство», «Законы», «Политик», «Критон». В труде «Политика» Платон разделил науку на предписывающую цели и на теоретическую. Первая содержит науку государственного человека, в которой предлагается «верховное руководство государством, которое сходе с искусством пастуха» [1, с.235]. В целом, Платона интересовали проблемы совершенного общежития, воспитания людей в условиях общежития. Платон, таким образом, проводил мысль о том, что «человек должен быть гражданином государства» [1, с.234].

Платон считал, что в древности, когда правил Хронос, существовала совершенная форма общежития в отличие от нынешней. Согласно Платону, в то время боги, подобно божественным пастухам, были правителями отдельных областей. В обществе, тем временем, было все необходимое для жизни, не было войн, разбоев и раздоров. Сами люди занимались философией и довольствовались малым. Исходя из этого, они были свободны, поскольку им не надо было бороться с природой, а надо было с ней взаимодействовать.


Тем не менее, нельзя согласиться с тем, что это было идеальное государство, поскольку люди вынуждены были подчиняться необходимости самосохранения, поскольку существовала опасность, идущая от врагов. В «Государстве» и «Законах» Платон попытался вывести отрицательный тип общественного устройства, в рамках которого мотивацией поведения людей могли являться лишь материальные заботы и стимулы. Платон полагал, что к отрицательному типу государства можно отнести все существующие государства, поскольку в каждом государстве имеется разделение на богатых и бедных.

Отрицательное государство Платон выразил в форме тимократии, олигархии, демократии и тирании. Они представляют собой формы последовательного ухудшения идеального государства. Отличительными чертами отрицательного государства по Платону являются отсутствие справедливого разделения обязанностей, насилие, стремление к власти в пользу низких целей, алчность.

Тимократию Платон рассматривал как власть, основанием которой является господство честолюбцев. При тимократии наблюдается стремление к обогащению и стяжанию. Однако, в тимократии можно наблюдать и признаки совершенного строя. Например, почет правителей, свобода воинов от земледельческих и ремесленных работ, от материальной нужды, возможность упражняться в военном искусстве и гимнастике. Тем не менее, положение меняется, когда у людей наблюдается стремление к роскошному образу жизни, что способствует переходу к следующему типу государственного устройства - олигархии. Олигархия, при этом, представляет собой власть меньшинства над большинством. Такая форма правления основана на переписи и оценке имущества, что не позволяет бедному большинству принимать участие в управлении государством. Это прерогатива богатого меньшинства. Так наблюдается разделение одного государства на два - богатое и бедное. Однако, страсть к расточительству со стороны богатых ведет по Платону к тому, что богатые становятся бедными, но в отличие от самих бедных, они склонны к совершению преступлений, воровству, святотатству и т.д. Это происходит потому, что люди в олигархическом государстве не соблюдают основной закон жизни общества, суть которого в том, что каждый член общества должен делать свое дело. Вместе с тем, в олигархическом государстве часть людей занимается подряд земледелием, ремеслом, войной. Помимо этого, в таком государстве существует возможность превращения человека в бесполезного члена общества, так как существует право на полную распродажу накопленного имущества. Это приводит к тому, что человек перестает быть частью государства.


Следующей формой правления после олигархии является демократия, которая представляет собой власть большинства. Однако, при демократическом типе государственного устройства наблюдается еще большее обострение между богатыми и бедными, поскольку разорение богатых и обогащение бедных приводит к зависти, злобе, разрушению государственного порядка. Растущее имущественное различие проявляется и в усилении возмущения бедных против богатых, что грозит восстанием. В том случае, если побеждают бедные, то они одну часть богатых убивают, а другую изгоняют, говорит Платон. Затем, бедные производят между собой разделение государственной власти и функций управления.

За самую плохую форму правления Платон признает тиранию, которая рассматривается как единоличная власть над большинством. Тирания возникает в результате своеволия, избытка свободы при демократии. В этом плане Платон утверждает, что неограниченная свобода приводит в итоге к еще большему рабству. Тирания поэтому рассматривается как «жесточайшее рабство, которое обуславливается высшей свободой» [1, с.238]. Происходит это потому, что правитель сначала много обещает, вызывает доверие у большинства, освобождает от долгов. Кроме этого, он постоянно провоцирует возникновение войн, затем, чтобы люди нуждались в сильном правителе. Однако, это начинает вызывать недовольство среди граждан, что заставляет правителя ужесточить свое отношение к гражданам с целью удержания власти.

Платон вышеназванным отрицательным государствам противопоставляет наилучшую форму правления. В ней правит меньшинство. Однако, это меньшинство представлено теми, кто действительно способен осуществлять управление государством, поскольку они имеют заданные природой способности и, кроме того, хорошо подготовлены к управлению.

За основной принцип идеального государства Платон берет справедливость. В связи с этим, он считает, что с помощью справедливости можно отвести каждому гражданину соответствующее ему положение и занятие. Также благодаря справедливости происходит единение разных частей государства, что делает его гармоничным.

Справедливость заключается, чтобы каждый гражданин государства занимался только своим делом и не пыталось заниматься другими делами, несвойственными его задаткам. Справедливость есть там, полагает Платон, где существует соответствующая иерархическая соподчиненность граждан во имя целого. Рассматривая справедливость в идеальном государстве, Платон замечает, что «занятие каждому тем делом, которое ему дано, и есть справедливость», которая состоит в том, чтобы каждый обладал своим и исполнял то, что ему предназначено» [2].