Файл: Формирование географических представлений в курсе "Познание мира".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статья на тему: « Формирование географических представлений в курсе "Познание мира"»
учитель географии: Ахметова Сания Каиркеновна
Курс "Познание мира" является основой естественных и социальных наук. Цель курса "Познание мира" в начальной школе - формирование у учащихся системы знаний о природном и социальном окружении человека, географических представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях природы и общества, как общечеловеческих ценностях.
Главными задачами курса "Познание мира" являются формирование у школьников целостных научных представлений о природе и обществе, социального опыта, экологического мировоззрения, развитие наблюдательности, чувствительности, воспитание правильного отношения к окружающей среде и поведения в ней, доброты, чувство сострадания, стремление заботиться о слабых и беззащитных.
Природоведческие знания младших школьников служат основой для изучения естественных дисциплин в средней школе (географии, ботаники, зоологии, анатомии, физики).
Выбор структуры и содержания учебного предмета "Познание мира" начального уровня образования составлен на основе принципов интеграции, преемственности и целостности. При распределении учебного материала по годам обучения следует использовать концентрическое построение содержания образования. Исходя из структуры учебного предмета "Познание мира" представлены следующие содержательные линии:
-
человек; -
природа; -
общество.
Согласно содержательной линии "Человек" учащиеся овладевают элементарными представлениями о физиологическом развитии человека, здоровье и безопасности, о необходимых условиях для жизнедеятельности человека, о здоровом образе жизни.
По содержательной линии "Природа" учащиеся знакомятся с элементарными географическими представлениями о признаках животных и растений, разновидностях растений и животных, их приспособлении к различной среде обитания, их взаимосвязи, значении для жизни человека, о методах ориентирования на местности, плане и карте, форме поверхности земли, о полезных ископаемых, круговороте воды в природе, погоде и климате, космическом теле Земли.
Содержательная линия "Общество" дает учащимся первичные представления о развитии человека и общества, культурно-историческом наследии народов Казахстана, учащиеся овладевают элементарными представлениями о взаимоотношениях и взаимодействиях человека с окружающей его действительностью.
Результаты анализа содержания курса «Познание мира» показывают, что начальные географические представления у учеников начинают формироваться уже в первом классе. Эти представления нами были разделены на 2 группы: физико-географические и экономико-социально-политические представления (таблица 1, 2, 3,4).
Таблица 1
Географические представления, формируемые в первом классе
Физико- географические представления | Экономико-социально-политические представления |
Неживая природа | Семья |
Живая природа | Школа |
Явления природы | Традиции |
Погода | Транспорт |
Термометр | Республика Казахстан |
Осадки | Астана |
Горизонт | Алматы |
Природа осенью | Космонавты |
Растительный мир | |
Животный мир | |
Природа зимой | |
Природа весной и летом | |
В первом классе у учеников начинают формироваться первоначальные географические представления: значение окружающей природы для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного отношения. Учащиеся узнают о характерных признаках живых организмов, их жизнедеятельности. Параллельно с формированием представлений о природе расширяются и общие представления учащихся о семье, школе, стране. Таким образом, начиная в 1 классе с изучения жизни своей семьи, города, страны ученики постепенно знакомятся с условиями жизни людей на планете в целом.
Таблица 2
Географические представления во 2 классе
Физико - географические | Экономико-социально-политические |
Горизонт | Семья |
Компас | Школа |
План | Республика Казахстан |
Воздух | Символы Республики Казахстан |
Вода | Транспорт |
Почва | Сельское хозяйство |
Растения | |
Животные | |
Во втором классе учащиеся закрепляют полученные знания в первом классе и осваивают более новые углубленные знания по теме, например: в первом классе у учеников формируются первоначальные представления о растениях, его частях и условиях роста, а уже во втором классе ученики узнают о предприятиях по переработке растительного мира.
Таблица 3
Географические представления в 3 классе
Физико - географические | Экономико-социально-политические |
География | Семья |
Методы изучения природы (наблюдение, опыт, температура и масса) | Город |
Тела. Вещества. Явления | Село |
Географическая карта | Сельское хозяйство |
Глобус | Республика Казахстан |
Воздух | Государственные символы Республики Казахстан |
Ветер | Академия наук |
Облака | |
Вода | |
Полезные ископаемые | |
Почва | |
Растения | |
Животные | |
Примечание:курсивом выделены географические представления, которые впервые формируются в 3 классе.
В третьем классе у учащихся продолжают углубляться представления, которые были получены с первых классов, но наряду с этим формируются новые представления. Например, в третьем классе ученики получают первоначальное представление о полезных ископаемых, их видах. Нами была организовано внеклассное мероприятие в Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева на кафедру географии и экологии Естественно-географического факультета. Ученики познакомились с коллекцией горных пород и минералов кафедры.
Таблица 4
Географические представления в четвертом классе
Физико-географические | Экономико-социально-политические |
Географическая карта | Человек |
Глобус | Семья |
Природные формы поверхности суши (равнины, холмы, горы) | Школа |
Искусственные формы поверхности (карьеры, терриконы, курганы) | Сельское хозяйство |
Полезные ископаемые | Республика Казахстан |
Вода | |
Воздух | |
Растения | |
Животные | |
Таким образом, формирование географических представлений у учащихся производится постепенно, с учетом возраста и подготовки учащихся. При этом каждая последующая ступень познания закрепляет уже полученные сведения и расширяет их объем. У учеников постепенно формируются не только географические представления, но и духовный мир ученика, расширяется его кругозор, начинает складываться его общественное сознание, понимание ответственности людей за будущее Земли.
Таблица 5.
Основные методы обучения в курсе "Познание мира"
Словесные | Наглядные | Практические | Работа с учебником |
-Объяснение - Беседа - Рассказ | -Демонстрация (презентация, таблицы, коллекция горных пород и минералов, образцы почвы) -Иллюстрация (рисунки, учебные картины) -Работа с картой | -Наблюдение - Опыт -Письменный контроль | - чтение -изложение -конспектирование |
Беседа - это наиболее распространенный и эффективный метод обучения. Учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В беседе могут принимать все учащиеся. Беседа тесно связана с наглядными методами, которые учитель планирует использовать на уроке - работа с картой, картиной, таблицей, рисунком в книге. Например, при изучении темы "Природа весной" (1 класс) во вводной беседе учитель может задавать вопросы: Каково отличие зимы от весны? Когда начал таять снег?
Рассказ - это систематическое изложение фактического материала или описание какого-либо природного объекта или явления природы. Учитель с помощью ясного, четкого и доступного изложения материала, активизирует у учеников мыслительную деятельность, развивает интерес к изучаемому материалу, формирует их взгляды и убеждения. Например, при изучении темы: "Движение Невада-Семипалатинск" (4 класс), учитель рассказывает о строительстве Семипалатинского полигона, первых проведенных ядерных испытаниях, об образовании антиядерного движения "Невада-Семипалатинск", о закрытии ядерного полигона.
Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, географических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в общественной жизни. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми среднего и старшего школьного возрастов, использование этого метода становится более необходимым, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся. В младших классах метод объяснение широко не используется. Нами этот метод был использован при изучении темы "Семейный бюджет" (3 класс). У учащихся на основе сказки "Семейный бюджет Мухи Цокотухи" сформировались представления о семейном бюджете и его главных составляющих: семейный доход, расход и накопления.
Наблюдение - это непосредственное восприятие учащимися объектов живой и неживой природы. Наблюдение позволяет сформировать представления об окружающей действительности и на этой основе развивать логическое мышление, устную и письменную речь младших школьников. Для правильного применения метода наблюдения нужно сначала выбрать объект наблюдения, затем цель наблюдения. После этого нужно составить план наблюдения. Например, при изучении темы "Живая природа" (3 класс), учащиеся наблюдают за жизнью растения и его развитием. Начинают наблюдение от прорастания семени и до образования плодов. При прорастании семени учащиеся могут следить за изменениями каждый день, неделю. Наблюдение длится несколько месяцев.
Опыт - это способ познания и исследования природных тел, явлений. Они дают