Файл: Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мастер – класс

Тема: «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

-Возьмите карточку определенного цвета. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; жёлтый – познание истины. С таким настроением вы сегодня пришли на урок. Но карточки нам помогут объединиться в группы для последующей работы (объединения в группы)
Введение.

Цель: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.

Задачи:

- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической функциональной грамотности учащихся;

- содействовать профессиональному общению;

- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

«Функциональная математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
1. Вступление.

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими задачами» и прочими мудреными словами.

Готовясь ко встрече с вами, я поняла, что для меня функциональная грамотность это:

Дерево – функционально грамотная личность,

Вода – педагогические технологии,

Яблочки – ключевые компетенции,

Лейка – учитель!

Лейка — учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е.  заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития 

функциональной грамотности.
Видов функциональной грамотности много. Я остановлюсь на одном из них.

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе».

Начать нашу совместную работу я хочу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изУчите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Прополощи чайник кипятком», – с гордостью сказал первый ученик.

- «Положи чай в чайник» – добавил второй.

- «Кипящей водой залей чайник,» –подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика.

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил один из учеников.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний. /

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»
2. Основная часть мастер-класса

- И сегодня хотела бы более конкретно остановиться на примерах заданий на уроках математики, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности у детей начальной школы.

Компетентностные задачи по математике. Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью.

Задача № 1

Настя пришла в школьную столовую пообедать, у неё с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:

Первые блюда

Свекольник

25 рублей

Суп куриный

32 рубля

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

55 рублей

Овощное рагу

40 рублей

Плов

58 рублей

Напитки

Компот

12 рублей

Морс

15 рублей


Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда.
КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ

Составленные на жизненном материале, помогают младшим школьникам лучше ориентироваться в окружающем мире, учат рассматривать все имеющиеся возможности и делать оптимальный выбор. Задачи учат детей производить перенос с одних объектов на другой на примере графов, таблиц.
Задача №2

Витя, Коля, Саша и Дима играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Вити не синий, у Коли не синий и не красный, а у Саши желтый мяч?
Решение.



Синий

Зеленый

Желтый

Красный

Витя

-










Коля

-







-

Саша







+




Дима












Синий может быть только у Димы.



Синий

Зеленый

Желтый

Красный

Витя

-







+

Коля

-

+




-

Саша







+




Дима

+










Ответ: Красный только у Вити, Коле остался зеленый.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача №3.

В сказочной стране у волшебных человечков по 3 руки. Двадцать человечков построились в шеренгу, и каждый взял соседа за руку. Сколько рук осталось свободными?

Решение.

У каждого человечка 2 руки заняты, а одна свободна. У крайних человечков свободны ещѐ по 1 руке.

Ответ: 22 руки
НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ

Учат обучающихся применять не только готовые алгоритмы, но и самостоятельно находить новые способы решения этих задач, т. е. способствуют умению находить нестандартные способы решения задач; оказывают влияние на развитие смекалки, сообразительности обучающихся; препятствуют использованию штампов при решении задач.

Задача №4

Если три дня назад был день, предшествующий понедельнику, то какой день будет послезавтра?

Перед понедельником было воскресенье. Если три дня назад было воскресенье, то сегодня — среда. Если сегодня — среда, значит, послезавтра будет пятница
Следующие задания, которые развивают функциональную грамотность на уроках математики это:

ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ

Задание №5

 1.Угадайте число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3. (23)

 

  1. Отгадайте число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3; кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7. (47)


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ
Задание №6

 Напишите такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запишите его цифрами в  обратном порядке: 113. Из первого вычтите второе: получится 198. Это число снова напишите наоборот: 891. И два последних числа сложите. 891 + 198 = 1089.

Теперь возьмите каждый свое трехзначное число, соблюдая условия задания. Выполните все задания и скажите результат.

3. Подведение итогов мастер-класса

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

Давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.  

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Подводя итог, можно сказать, что: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда.
Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание!