Файл: Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информатизация современного общества имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

  • реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

  • опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации;

  • проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;

  • проблема адаптации людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • столкновение с виртуальной реальностью, имеющее различные психологические и психические последствия для молодежи;

  • переход к информационному обществу не сулит каких – либо перемен в социальных благах и усиливает социальную напряженность;

  • сокращение числа рабочих мест ведет к массовой безработице;

  • «информационные войны» - открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения являются информационные инфраструктуры и психология противника.




2. Вызовы информационного общества.

 

Представители самых различных профессий, социальных слоев отмечают

негативное влияние СМИ на современного человека, снижение общекультурного уровня, приятие ценностей общества потребления, неспособность подрастающего поколения интерпретировать высокие образцы искусства. Это реальный факт, и не считаться с ним – значит не понимать основные тенденции развития современного общества. 5

Идеалом глобального информационного общества является совершенствование информационных технологий, их распространение по всему миру и расширение доступа к информационным ресурсам – прежде всего через компьютерные сети. Предельным случаем выступает состояние, когда любой человек, находящийся в любой точке земного шара (и даже за его пределами), в любой момент времени может получить необходимую ему информацию.

Идеал доступности информации нашел отражение в Хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 г. На встрече в Окинаве глав государств «большой восьмерки», где участвовал и президент Российской Федерации. Окинавская хартия (п. 9) провозглашает: «Каждый человек должен иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям». Однако проблема доступа порождает проблему так называемого нового


неравенства – информационного. Информационное неравенство, понимаемое прежде всего как неравенство в доступе к компьютерам, увеличивающее разрыв между богатыми и бедными внутри одной страны, уже в 80-х годах XX в. рассматривалось как одно из нежелательных последствий компьютеризации различных сфер деятельности, в том числе и образования. Тема информационного

неравенства изначально рассматривалась не только в национальном, но и в международном аспекте. Впоследствии проблемы обеспечения доступа к информации в контексте философии «равных возможностей» и «культурных прав» разрабатывались многими американскими и западноевропейскими авторами. Привлечению внимания к данной проблеме в начале XXI в. способствовало ее

новое, более эффектное название – «цифровой разрыв». Под «цифровым разрывом» понимается растущее неравенство в доступе к информационно-коммуникационным технологиям между разными странами, а также между различными социальными группами внутри одной страны.

Вместе с тем далеко не все разновидности информации подходят для того, чтобы становиться объектом свободного и всеобщего доступа. Проблема доступа к информации оказывается связанной с проблемой защиты не только информации от несанкционированного доступа, но и информационных систем от негативных информационных воздействий.6

 

Рассмотрим самые яркие примеры вызовов информационного общества.

 

 

        1. Избыток знания и информационные войны. В соответствии с теорией ресурсов, у людей есть 4 жизненных ресурса: деньги, энергия, знания и время. И по мере освоения этих ресурсов формируется соответствующая цивилизационная макроэкономическая волна. Сейчас человечество уже прошло сельскохозяйственную стадию, когда в каждый дом пришла еда, и возник избыток денег, позволивший вообще начать строить современное рыночное хозяйство. Большинство стран прошло и индустриальную фазу развития, когда в каждый дом пришла энергия в виде света и тепла. Сейчас многие страны вступили в информационную эпоху, когда в каждый дом приходит знание в виде информации по линиям Интернет-сети.  


        Развитие общества идет таким образом, что в процессе освоения очередной фазы развития мир переходит из состояния дефицита соответствующего витального ресурса к его избытку, овладевая тем самым этим ресурсом. Как только мир смог создать избыток пищевых ресурсов, возник избыток денег и капитала, что дало импульс к поиску новых сфер его приложения. Попытка «втиснуть» капитал в новые ниши привела к географическим открытиям, завоеванию и уничтожению других культур. Это было следствием избытка капитала: он требовал себе новых сфер приложения и не останавливался ни перед чем.  
        Индустриальная эпоха ознаменовалась еще большими потрясениями. Когда человечество овладело энергией и получило ее в избытке, встала задача ее применения, а это была отнюдь не простая задача. Не зная, куда деть избыток энергии, люди и развязали две самые страшные мировые войны 20-го столетия. И здесь важно то, что энергия может быть созидательной и разрушительной. Можно построить гидроэлектростанцию, осветить и обогреть за счет нее город. А можно создать атомную бомбу, с помощью которой этот же город можно в одночасье уничтожить. Направление использования энергии зависит от степени развитости общества в целом и отдельных людей. Кстати, капитал также может быть созидательным и разрушительным, с его помощью можно создавать полезные и вредные вещи.  
        Информационная эпоха таит в себе те же опасности. Здесь проявляется тот же самый дуализм: если есть информация, то есть и дезинформация; есть информация истинная, а есть – ложная. Воздействие идет и в том, и в другом случае, но в совершенно разных направлениях. О том, какие потрясения и эксцессы могут возникать при искажении информации, свидетельствуют экономические кризисы, имеющие чисто информационную природу. И так же как в индустриальную эпоху возникали обычные войны, так в информационную эпоху возникают информационные войны. И так же как неправильное обращение с током может привести к травме или даже летальному исходу, так и неправильное пользование плохой информацией может привести чуть ли не к полной деградации больших групп населения.  
        Таким образом, избыток капитала, энергии и информации требует каналов и центров приложения, куда этот избыток может быть плодотворно «сброшен». Если таковые вовремя не находятся, то последствия могут быть непредсказуемыми. При
этом желательно, чтобы направления использования всех трех ресурсов были скоординированы. И это, пожалуй, первый вызов социуму со стороны информационного мира.  

2. Поляризация социума в информационном мире. Одной из опасностей, исходящих от информационного пространства, является углубление разрыва между элитой и массами. Дело в том, что с течением времени возрастает разрыв в доходах бедных и богатых слоев населения. Однако в каком-то смысле это всего лишь следствие информационной экономики, в которой вообще все различия возрастают.  
        Примеров тому можно привести множество. Например, фирменный товар с раскрученным брендом может стоить на порядок дороже, чем товар такого же качества, но контрафактный. Почему такой разрыв в цене? Почему такой разрыв в норме прибыли? Все эти вопросы риторические, главное в другом – в том, что разрыв в доходах растет.  
        В основе таких ценовых и доходных разрывов лежат информационные эффекты. Например, среди электронных онлайновых СМИ России наблюдается рекордная дифференциация успеха. Так, первое издание в рейтинге «Mail.ru» имеет посещаемость в 7,1 раза большую, чем издание, стоящее на пятом месте, и в 8,4 раза большую, чем издание, стоящее на десятом месте. Тем самым даже среди изданий-лидеров, находящихся в одной группе, разрыв в успехе различается почти на порядок. Если же сравнить первую и сотую позиции, то разрыв составит 414,4 раза. Что это означает? А то, что первые несколько Интернет-изданий выбирают фактически весь трафик информационного пространства, а все остальные довольствуются крохами от этого потока посетителей. Если портал, стоящий первым номером в рейтинге, собирает около миллиона посетителей в день, то сотый участник этого рейтинга получает свои две тысячи; про остальных можно не говорить.  
        Данный пример демонстрирует тот факт, что информационное пространство по своей природе является более иерархичным, чем обычный материальный мир. В принципе с точки зрения теории эволюции это вполне естественно и нормально. Однако на сверхвысокую информационную иерархичность накладывается иерархия в доходах, а к ней – все остальное. Следовательно, информационный мир деформирует весь остальной материальный мир в сторону усиления неравномерности социума. А это в свою очередь вызывает напряжение в системе, разрядиться которое может самым неожиданным образом. И это, похоже, второй серьезный вызов со стороны экономики знаний.