Файл: Ответы на контрольные вопросы тема речевые ошибки младших школьников, их исправление и предупреждение Что такое речевые.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 391

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторное задание №2


  1. Ответы на контрольные вопросы ТЕМА 8. Речевые ошибки младших школьников, их исправление и предупреждение:

  1. Чтотакоеречевыеошибки учащихся?

Речевые ошибки учащихся – это нарушения правил норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний и предложений, нарушения требований стилистики и культуры речи.

  1. Какие выделяются типы речевых ошибок младших школьников?

Речевые ошибки делятся на словарные (лексикостилистические), состоящие в неудачном, неточном, неуместном употреблении слов; морфолого-стилистические – неправильности в образовании и употреблении форм склонения, спряжения; синтаксико-стилистические – неумелое составление предложений, ошибки в словосочетаниях. К синтаксическим ошибкам примыкают недочеты в структуре текста. Логические ошибки – это нарушения законов логики и здравого смысла. Композиционные ошибки – это результат неумения охватить мысленно весь объем своего замысла, составляемого текста, неумение располагать его по предварительному замыслу.

  1. Какие приемы исправления речевых ошибок учащихсяиспользуютсявшкольной практике?

  • указание на речевые ошибки в тетрадях учащихся с помощью условных обозначений;

  • составление картотеки типичных ошибок, допущенных учащимися в письменной речи;

  • определение типов ошибок и их причин (диагностика);

  • классная работа над общими типичными ошибками, допущенными в письменных работах учащихся;

  • система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках русского языка и литературного чтения;

  • специальное обучение школьников самостоятельному редактированию собственного сочинения и изложения.


  1. Назовите приемы предупреждения речевых ошибок,используемыенауроках русского языка

  • опережающее предупреждение ошибок на уроках русского языка

  • Закончи предложение: Мальчик доволен чем? … Дети радуются чему? …. Пианист подошёл к черному … .

  • использование «развивающего потенциала» речевой среды (речь самого учителя, чтение художественной литературы);

  • работа со словарями на уроках русского языка;

использование справочных таблиц:

  • Правильно спрягай глагол «хотеть»:

я хочу мы хотим

ты хочешь вы хотите

он хочет они хотят

  • Запомни род существительных

белый тюль

черный кофе

новый рояль

5. Каковы задачи уроков совершенствования илиредактированиянаписанного?

Основные задачи таких уроков – развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей урока.
2. Анализ детского сочинения на речевые ошибки и недочеты.

Весной в лесу.

Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Ветерок был тёплый, ласковый. Задорчиво чирикал воробей. Это было похоже на песню дудочки. Хорошо, что пришла весна! Она обрядила деревья в весенний наряд, сделала ярким солнышко. На небе редко-редко набежат облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все как бы празднуют праздник весны. Я люблю весну!


Лексические

(ошибки в употреблении слов)

Морфологические (ошибки в построении слов)

Синтаксические (ошибки в построении предложений, в оформлении текста)




























Небо было голубое. Ветерок был теплый, ласковый. Это было похоже на песню дудочки. (Был – неоправданное повторение одного и того же слова.)

Задорчиво (Ошибка в словообразовании (правильно – задорно).




Песню дудочки (Неточное употребление слова (правильно – звучание дудочки).

Обрядила деревья (Нарушена норма словообразования (правильно – нарядила).




Обрядила деревья в весенний наряд(Употребление рядом однокоренных слов (лучше – облачение, убранство).

Набежат облака (Ошибка в формообразовании (правильно – набегают).




Празднуют праздник (Употребление рядом однокоренных слов (лучше – празднуют приход).







Все как бы празднуют (Неоправданное употребление просторечных слов (правильно – будто бы).









Проверка работы

Показать, какие условные обозначения на полях и по тексту Вы бы использовали при проверке данного детского сочинения. Можно записать текст, показать условные обозначения, затем отсканировать или сфотографировать. А можно просто указать условные обозначения и к каким словам.


Отредактированный вариант сочинения
Весной в лесу.

Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Дул тёплый, ласковый ветерок. Задорно чирикал воробей. Это было похоже на звучание дудочки. Хорошо, что пришла весна! Она нарядила деревья в весеннее убранство, сделала ярким солнышко. На небе редко-редко набегают облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все будто бы празднуют приход весны. Я люблю весну!