Файл: Ответы на контрольные вопросы тема речевые ошибки младших школьников, их исправление и предупреждение Что такое речевые.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 391
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторное задание №2
-
Ответы на контрольные вопросы ТЕМА 8. Речевые ошибки младших школьников, их исправление и предупреждение:
-
Чтотакоеречевыеошибки учащихся?
Речевые ошибки учащихся – это нарушения правил норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний и предложений, нарушения требований стилистики и культуры речи.
-
Какие выделяются типы речевых ошибок младших школьников?
Речевые ошибки делятся на словарные (лексикостилистические), состоящие в неудачном, неточном, неуместном употреблении слов; морфолого-стилистические – неправильности в образовании и употреблении форм склонения, спряжения; синтаксико-стилистические – неумелое составление предложений, ошибки в словосочетаниях. К синтаксическим ошибкам примыкают недочеты в структуре текста. Логические ошибки – это нарушения законов логики и здравого смысла. Композиционные ошибки – это результат неумения охватить мысленно весь объем своего замысла, составляемого текста, неумение располагать его по предварительному замыслу.
-
Какие приемы исправления речевых ошибок учащихсяиспользуютсявшкольной практике?
-
указание на речевые ошибки в тетрадях учащихся с помощью условных обозначений; -
составление картотеки типичных ошибок, допущенных учащимися в письменной речи; -
определение типов ошибок и их причин (диагностика); -
классная работа над общими типичными ошибками, допущенными в письменных работах учащихся; -
система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках русского языка и литературного чтения; -
специальное обучение школьников самостоятельному редактированию собственного сочинения и изложения.
-
Назовите приемы предупреждения речевых ошибок,используемыенауроках русского языка
-
опережающее предупреждение ошибок на уроках русского языка -
Закончи предложение: Мальчик доволен чем? … Дети радуются чему? …. Пианист подошёл к черному … . -
использование «развивающего потенциала» речевой среды (речь самого учителя, чтение художественной литературы); -
работа со словарями на уроках русского языка;
использование справочных таблиц:
-
Правильно спрягай глагол «хотеть»:
я хочу мы хотим
ты хочешь вы хотите
он хочет они хотят
-
Запомни род существительных
белый тюль
черный кофе
новый рояль
5. Каковы задачи уроков совершенствования илиредактированиянаписанного?
Основные задачи таких уроков – развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей урока.
2. Анализ детского сочинения на речевые ошибки и недочеты.
Весной в лесу.
Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Ветерок был тёплый, ласковый. Задорчиво чирикал воробей. Это было похоже на песню дудочки. Хорошо, что пришла весна! Она обрядила деревья в весенний наряд, сделала ярким солнышко. На небе редко-редко набежат облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все как бы празднуют праздник весны. Я люблю весну!
Лексические (ошибки в употреблении слов) | Морфологические (ошибки в построении слов) | Синтаксические (ошибки в построении предложений, в оформлении текста) |
| | |
| | |
| | |
Небо было голубое. Ветерок был теплый, ласковый. Это было похоже на песню дудочки. (Был – неоправданное повторение одного и того же слова.) | Задорчиво (Ошибка в словообразовании (правильно – задорно). | |
Песню дудочки (Неточное употребление слова (правильно – звучание дудочки). | Обрядила деревья (Нарушена норма словообразования (правильно – нарядила). | |
Обрядила деревья в весенний наряд(Употребление рядом однокоренных слов (лучше – облачение, убранство). | Набежат облака (Ошибка в формообразовании (правильно – набегают). | |
Празднуют праздник (Употребление рядом однокоренных слов (лучше – празднуют приход). | | |
Все как бы празднуют (Неоправданное употребление просторечных слов (правильно – будто бы). | | |
Проверка работы
Показать, какие условные обозначения на полях и по тексту Вы бы использовали при проверке данного детского сочинения. Можно записать текст, показать условные обозначения, затем отсканировать или сфотографировать. А можно просто указать условные обозначения и к каким словам.
Отредактированный вариант сочинения
Весной в лесу.
Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Дул тёплый, ласковый ветерок. Задорно чирикал воробей. Это было похоже на звучание дудочки. Хорошо, что пришла весна! Она нарядила деревья в весеннее убранство, сделала ярким солнышко. На небе редко-редко набегают облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все будто бы празднуют приход весны. Я люблю весну!