Файл: Образовательное учреждение высшего образования санктпетербургский государственный университет гражданской авиации отчёт о прохождении производственной практики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- по поручению Росавиации, в установленном порядке, участвуют в работе по выдаче разрешений на использование комплексных пилотажных тренажёров для подготовки авиационного персонала;
- регистрацию, в установленном порядке, инструкций по производству полётов в районе аэродромов (аэроузлов, вертодромов), а также аэронавигационных паспортов аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) и поправок к ним;
- оповещение Росавиации, дежурных оперативных служб федеральных органов исполнительной власти и аварийно-спасательных формирований об авиационном происшествии или чрезвычайной ситуации, случившейся на территории деятельности Межрегионального управления;
- создание, в установленном порядке, при возникновении чрезвычайных ситуаций необходимых рабочих групп и комиссии по ликвидации и предотвращению их возможных последствий;
- межрегиональные управления Росавиации, в пределах предоставленных им полномочий проводят и организуют конференции, советы по безопасности полётов, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;
- согласование строительства и размещение объектов вне аэродрома (вертодрома), если их истинная высота превышает 50 метров.
Раздел 2.
Авиационная деятельность.
Виды авиационной деятельности. Федеральные авиационные правила
1. Авиационная деятельность
На современном этапе развития общества и государства важнейшую роль, для быстрого перемещения на большие расстояния и экономических связей, играет гражданская авиация, а для национальной (военной) безопасности – авиация государственная (военная). В СССР и в России в правовых актах для характеристики функционирования авиации использовалась и по сей день используется формулировка – «деятельность авиации». С принятием Федерального Закона от 8 января 1998 года № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» в российском законодательстве появился новый обобщающий весь спектр деятельности авиации термин – «авиационная деятельность» (далее по тексту – «АД»).
Согласно статьи 1 «Основные понятия» Федерального Закона № 10-ФЗ авиационная деятельность – организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач.
АД является определяющей для таких сфер жизни российского общества, как обеспечение национальной безопасности и суверенитета РФ, обеспечение её территориальной связности – конституционного принципа, так и для экономики и такой важной её составляющей как авиационный транспорт.
АД представляет собой сферу активности государства, науки и бизнеса, предметно ориентированную на авиационную технику (далее по тексту – «АТ»), включая воспроизводство АТ, применение и оказание авиационных услуг в гражданской и военной областях.
По значимости и размерам АД относится к разряду сложных масштабных видов государственной промышленной, оборонной и социально-экономической деятельности. АД – это комплексная деятельность различных субъектов – элементов соответствующей сложной организационной системы, осуществляющих управленческие функции по отношению к находящимся в их подчинении объектам высокой наукоёмкости, технической сложности
, ресурсоемкости при всём многообразии их взаимосвязей и структурной изменчивости во времени в ходе своего жизненного цикла.
Как объект государственного регулирования АД представляет собой сложную организационно-экономическую систему. Все элементы системы – субъекты АД – имеют разные цели функционирования: обеспечение территориальной связности (Минтранс России), получение прибыли (авиакомпании), обеспечение обороны и национальной безопасности (Минобороны России), создание элементов авиационного потенциала (Минпромторг России), обеспечение безопасности полётов и авиационной безопасности, экологичность воздушных судов и другие. Учёт и согласование перечисленных целей представляют собой сложную управленческую проблему, усложнённую динамичным изменением внешних и
внутренних политико-экономических факторов.
АД включает целый комплекс действий и отношений в связи с процессами создания (включая научные исследования и разработку), производства, эксплуатации и целевого использования АТ.
АД представляет собой сложное комплексное явление общественной жизни. Это весьма весомая, критически важная (для нужд обеспечения национальной безопасности) часть деятельности государства, юридических и физических лиц, государственных и экономических институтов.
Имеется несколько возможных формулировок понятия «авиационная деятельность», альтернативных нормативному определению, даваемому ФЗ от 8 января 1998 года № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации».
Большинство сформулированных определений АД имеет право на существование.
1. АД – активное систематическое целенаправленное воздействие человека (физического лица), или организации (юридического лица) на (или в области) государственную авиацию (государственную военную авиацию и государственную авиацию специального назначения), гражданскую авиацию, экспериментальную авиацию, авиационную промышленность, авиационную инфраструктуру, единую систему организации воздушного движения и авиационную технику, в интересах удовлетворения своих потребностей.
2. АД – взаимосвязанные и взаимозависимые виды деятельности по разработке авиационной наукой опережающего научно-технического задела, по разработке и производству АТ и по применению АТ в государственной, гражданской и экспериментальной авиации.
3. АД есть активное систематическое целенаправленное применение сил человека (физического лица) или организации (юридического лица) в области совокупности атмосферных летательных аппаратов, знаний об их создании и применении, а также органов государственного управления, организаций и их персонала, которые создают и используют атмосферные летательные аппараты и обеспечивающие их эксплуатацию средства, в интересах удовлетворения своих потребностей.
4. АД – это организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, на обеспечение оборонной и экономической мощи Российской Федерации и удовлетворение нужд населения в воздушных перевозках.
2. Виды авиационной деятельности. Федеральные авиационные правила
В части I «Общие положения» Проекта «Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года» содержится определение понятия «авиация», как «совокупность атмосферных летательных аппаратов, знаний об их создании и применении, а также органов государственного управления, организаций и их персонала, которые создают и используют атмосферные летательные аппараты и обеспечивающие их эксплуатацию средства».
В соответствии с этим же Документом авиационная деятельность – «взаимосвязанные и взаимозависимые виды деятельностипо разработке авиационной наукой опережающего научно-технического задела, по разработкеи производству авиационной техники и по применению авиационной техники в государственной, гражданской и экспериментальной авиации».
Виды деятельности, понимаемые под «взаимосвязанными и взаимозависимыми видами деятельности по разработке…, по разработке и производству… и по применению…» не раскрыты. В качестве лица, осуществляющего активное систематическое целенаправленное воздействие на опережающий научно-технический задел в форме его «разработки», названа авиационная наука. Без конкретизации того, что такое авиационная наука. Лица, осуществляющие активное систематическое целенаправленное воздействие в форме «разработки, производства и применения», авиационной техники не указаны.
Виды авиационной деятельности не систематизированы и не классифицированы. Мои попытки отыскать какой-то нормативный правовой Акт, или иной Документ, содержащий сведения о видах и «подвидах» авиационной деятельности, не увенчались успехом.
Федеральные авиационные правила в частях «Общие положения» напрямую не содержат информацию о том, к какому виду авиационной деятельности относится предмет утверждения.
Считаю, что Минтрансу России следует обратить внимание на это «упущение» и выпустить (издать, утвердить) «Положение о видах авиационной деятельности гражданской авиации Российской Федерации
».
Я, как гражданское лицо, купив авиабилет на сайте какой-либо Компании, становлюсь участником авиационной деятельности. То есть:
1. Вхожу в здание аэровокзала. Аэровокзал – большой и сложный «организм» со службами, работниками, средствами безопасности и так далее. Кроме того – это объект недвижимого имущества;
2. Регистрируюсь на рейс, сдаю багаж, при выходе на посадку прохожу досмотр личных вещей, ручной клади;
3. Поднимаюсь по трапу в самолёт, который перед полётом осмотрен специалистами, заправлен топливом, обследован на предмет наличия посторонних предметов;
4. Самолёт выруливает на ВПП. Территория аэродрома – объект особого значения, за которым требуется уход по его содержанию;
5. И так далее.
У каждого из перечисленных пунктов (1 – 5) можно выделить виды авиационной деятельности и классифицировать их.
Дополнительно обращаю внимание на то, что это моё субъективное видение понятия «виды авиационной деятельности».
Чтобы обсудить это, или опровергнуть, необходим правовой Документ, о котором я упомянула выше и назвала его «Положение о видах авиационной деятельности гражданской авиации Российской Федерации».
Ниже привожу Таблицу 1, в которой самостоятельно попыталась отразить виды авиационной деятельности и Федеральные авиационные правила (ФАП), их касающиеся.
Таблица 1
№ п/п | Виды авиационной деятельности | Федеральные авиационные правила (ФАП) |
1 | Эксплуатация пилотируемых гражданских воздушных судов. Оценка воздушного судна на его соответствие требованиям к лётной годности. Оценка воздушного судна на его соответствие требованиям охраны окружающей среды | Приказ Минтранса России от 20.07.2020 года № 273 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила допуска к эксплуатации пилотируемых гражданских воздушных судов на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к лётной годности и к охране окружающей среды» |
2 | Сертификация лётной годности гражданских воздушных судов | Приказ Минтранса России от 27.11.2020 года № 519 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к лётной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата лётной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата лётной годности гражданского воздушного судна» |
3 | Полёты в гражданской авиации Российской Федерации. Подготовка и выполнение полётов | Приказ Минтранса России от 31.07.2009 года № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации» |
4 | Полёты в гражданской авиации Российской Федерации. Требования к членам экипажа, специалистам по техническому обслуживанию, полётным диспетчерам | Приказ Минтранса России от 12.09.2008 года № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации» |
5 | Размещение, содержание, эксплуатация посадочных площадок, расположенных на участке земли, или акватории | Приказ Минтранса России от 04.03.2011 года № 69 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли, или акватории» |
6 | Использование воздушного пространства Российской Федерации | Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 года № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» |
7 | Сертификация аэропортов | Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 года № 98 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры» |
8 | Оформление свидетельств авиационного персонала гражданской авиации | Приказ Минтранса России от 10.02.2014 года № 32 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации» |
9 | Предоставление метеорологической информации для обеспечения полётов воздушных судов | Приказ Минтранса России от 03.03.2014 года № 60 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полётов воздушных судов» |
10 | Обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Подтверждение соответствия образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов требованиям федеральных авиационных правил | Приказ Минтранса России от 29.09.2015 года № 289 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил» |
11 | Подтверждение соответствия операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил | Приказ Минтранса России от 25.09.2015 года № 286 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» |
12 | Аэродромная деятельность. Взлёт, посадка, руление и стоянки гражданских воздушных судов | Приказ Минтранса России от 25.08.2015 года № 262 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» |
13 | Деятельность на посадочной площадке, используемой при выполнении полётов гражданских воздушных судов. | Приказ Минтранса России от 19.08.2015 года № 250 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении, или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полётов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации» |
14 | Эксплуатация авиации общего назначения. Требования к эксплуатантам | Приказ Минтранса России от 18.06.2003 года № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» |
15 | Коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил | Приказ Минтранса России от 13.08.2015 года № 246 «Об утверждении Федеральных авиационных правил Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил» |
16 | Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Разработка, утверждение и содержанию программ подготовки | Приказ Минтранса России от 02.10.2017 года № 399 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации» |
17 | Воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов. Обслуживание пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей | Приказ Минтранса России от 28.06.2007 года № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» |
18 | Авиационная безопасность | Приказ Минтранса России от 27.03.2003 года № 29 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения» |
19 | Регистрация аэродромов и вертодромов гражданской авиации | Приказ Минтранса России от 19.08.2015 года № 251 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации» |