Файл: Образовательное учреждение высшего образования санктпетербургский государственный университет гражданской авиации отчёт о прохождении производственной практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- по поручению Росавиации, в установленном порядке, участвуют в работе по выдаче разрешений на использование комплексных пилотажных тренажёров для подготовки авиационного персонала;

- регистрацию, в установленном порядке, инструкций по производству полётов в районе аэродромов (аэроузлов, вертодромов), а также аэронавигационных паспортов аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) и поправок к ним;

- оповещение Росавиации, дежурных оперативных служб федеральных органов исполнительной власти и аварийно-спасательных формирований об авиационном происшествии или чрезвычайной ситуации, случившейся на территории деятельности Межрегионального управления;

- создание, в установленном порядке, при возникновении чрезвычайных ситуаций необходимых рабочих групп и комиссии по ликвидации и предотвращению их возможных последствий;

- межрегиональные управления Росавиации, в пределах предоставленных им полномочий проводят и организуют конференции, советы по безопасности полётов, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

- согласование строительства и размещение объектов вне аэродрома (вертодрома), если их истинная высота превышает 50 метров.


Раздел 2.
Авиационная деятельность.

Виды авиационной деятельности. Федеральные авиационные правила
1. Авиационная деятельность
На современном этапе развития общества и государства важнейшую роль, для быстрого перемещения на большие расстояния и экономических связей, играет гражданская авиация, а для национальной (военной) безопасности – авиация государственная (военная). В СССР и в России в правовых актах для характеристики функционирования авиации использовалась и по сей день используется формулировка – «деятельность авиации». С принятием Федерального Закона от 8 января 1998 года № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» в российском законодательстве появился новый обобщающий весь спектр деятельности авиации термин – «авиационная деятельность» (далее по тексту – «АД»).
Согласно статьи 1 «Основные понятия» Федерального Закона № 10-ФЗ авиационная деятельность – организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач.
АД является определяющей для таких сфер жизни российского общества, как обеспечение национальной безопасности и суверенитета РФ, обеспечение её территориальной связности – конституционного принципа, так и для экономики и такой важной её составляющей как авиационный транспорт.
АД представляет собой сферу активности государства, науки и бизнеса, предметно ориентированную на авиационную технику (далее по тексту – «АТ»), включая воспроизводство АТ, применение и оказание авиационных услуг в гражданской и военной областях.

По значимости и размерам АД относится к разряду сложных масштабных видов государственной промышленной, оборонной и социально-экономической деятельности. АД – это комплексная деятельность различных субъектов – элементов соответствующей сложной организационной системы, осуществляющих управленческие функции по отношению к находящимся в их подчинении объектам высокой наукоёмкости, технической сложности

, ресурсоемкости при всём многообразии их взаимосвязей и структурной изменчивости во времени в ходе своего жизненного цикла.
Как объект государственного регулирования АД представляет собой сложную организационно-экономическую систему. Все элементы системы – субъекты АД – имеют разные цели функционирования: обеспечение территориальной связности (Минтранс России), получение прибыли (авиакомпании), обеспечение обороны и национальной безопасности (Минобороны России), создание элементов авиационного потенциала (Минпромторг России), обеспечение безопасности полётов и авиационной безопасности, экологичность воздушных судов и другие. Учёт и согласование перечисленных целей представляют собой сложную управленческую проблему, усложнённую динамичным изменением внешних и

внутренних политико-экономических факторов.
АД включает целый комплекс действий и отношений в связи с процессами создания (включая научные исследования и разработку), производства, эксплуатации и целевого использования АТ.

АД представляет собой сложное комплексное явление общественной жизни. Это весьма весомая, критически важная (для нужд обеспечения национальной безопасности) часть деятельности государства, юридических и физических лиц, государственных и экономических институтов.
Имеется несколько возможных формулировок понятия «авиационная деятельность», альтернативных нормативному определению, даваемому ФЗ от 8 января 1998 года № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации».

Большинство сформулированных определений АД имеет право на существование.

1. АД – активное систематическое целенаправленное воздействие человека (физического лица), или организации (юридического лица) на (или в области) государственную авиацию (государственную военную авиацию и государственную авиацию специального назначения), гражданскую авиацию, экспериментальную авиацию, авиационную промышленность, авиационную инфраструктуру, единую систему организации воздушного движения и авиационную технику, в интересах удовлетворения своих потребностей.

2. АД – взаимосвязанные и взаимозависимые виды деятельности по разработке авиационной наукой опережающего научно-технического задела, по разработке и производству АТ и по применению АТ в государственной, гражданской и экспериментальной авиации.

3. АД есть активное систематическое целенаправленное применение сил человека (физического лица) или организации (юридического лица) в области совокупности атмосферных летательных аппаратов, знаний об их создании и применении, а также органов государственного управления, организаций и их персонала, которые создают и используют атмосферные летательные аппараты и обеспечивающие их эксплуатацию средства, в интересах удовлетворения своих потребностей.


4. АД – это организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, на обеспечение оборонной и экономической мощи Российской Федерации и удовлетворение нужд населения в воздушных перевозках.

2. Виды авиационной деятельности. Федеральные авиационные правила
В части I «Общие положения» Проекта «Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года» содержится определение понятия «авиация», как «совокупность атмосферных летательных аппаратов, знаний об их создании и применении, а также органов государственного управления, организаций и их персонала, которые создают и используют атмосферные летательные аппараты и обеспечивающие их эксплуатацию средства».
В соответствии с этим же Документом авиационная деятельность – «взаимосвязанные и взаимозависимые виды деятельностипо разработке авиационной наукой опережающего научно-технического задела, по разработкеи производству авиационной техники и по применению авиационной техники в государственной, гражданской и экспериментальной авиации».
Виды деятельности, понимаемые под «взаимосвязанными и взаимозависимыми видами деятельности по разработке…, по разработке и производству… и по применению…» не раскрыты. В качестве лица, осуществляющего активное систематическое целенаправленное воздействие на опережающий научно-технический задел в форме его «разработки», названа авиационная наука. Без конкретизации того, что такое авиационная наука. Лица, осуществляющие активное систематическое целенаправленное воздействие в форме «разработки, производства и применения», авиационной техники не указаны.

Виды авиационной деятельности не систематизированы и не классифицированы. Мои попытки отыскать какой-то нормативный правовой Акт, или иной Документ, содержащий сведения о видах и «подвидах» авиационной деятельности, не увенчались успехом.
Федеральные авиационные правила в частях «Общие положения» напрямую не содержат информацию о том, к какому виду авиационной деятельности относится предмет утверждения.

Считаю, что Минтрансу России следует обратить внимание на это «упущение» и выпустить (издать, утвердить) «Положение о видах авиационной деятельности гражданской авиации Российской Федерации
».
Я, как гражданское лицо, купив авиабилет на сайте какой-либо Компании, становлюсь участником авиационной деятельности. То есть:

1. Вхожу в здание аэровокзала. Аэровокзал – большой и сложный «организм» со службами, работниками, средствами безопасности и так далее. Кроме того – это объект недвижимого имущества;

2. Регистрируюсь на рейс, сдаю багаж, при выходе на посадку прохожу досмотр личных вещей, ручной клади;

3. Поднимаюсь по трапу в самолёт, который перед полётом осмотрен специалистами, заправлен топливом, обследован на предмет наличия посторонних предметов;

4. Самолёт выруливает на ВПП. Территория аэродрома – объект особого значения, за которым требуется уход по его содержанию;

5. И так далее.
У каждого из перечисленных пунктов (1 – 5) можно выделить виды авиационной деятельности и классифицировать их.

Дополнительно обращаю внимание на то, что это моё субъективное видение понятия «виды авиационной деятельности».

Чтобы обсудить это, или опровергнуть, необходим правовой Документ, о котором я упомянула выше и назвала его «Положение о видах авиационной деятельности гражданской авиации Российской Федерации».
Ниже привожу Таблицу 1, в которой самостоятельно попыталась отразить виды авиационной деятельности и Федеральные авиационные правила (ФАП), их касающиеся.

Таблица 1





п/п


Виды

авиационной деятельности




Федеральные авиационные правила (ФАП)


1


Эксплуатация пилотируемых гражданских воздушных судов.

Оценка воздушного судна на его соответствие требованиям

к лётной годности.

Оценка воздушного судна

на его соответствие требованиям охраны окружающей среды



Приказ Минтранса России

от 20.07.2020 года № 273

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Правила допуска к эксплуатации пилотируемых гражданских воздушных судов на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям

к лётной годности и к охране окружающей среды»



2


Сертификация лётной годности гражданских воздушных судов


Приказ Минтранса России

от 27.11.2020 года № 519

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Требования к лётной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата лётной годности гражданского воздушного судна.

Порядок приостановления действия

и аннулирования сертификата лётной годности гражданского воздушного судна»



3


Полёты

в гражданской авиации Российской Федерации.

Подготовка и выполнение полётов


Приказ Минтранса России

от 31.07.2009 года № 128

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Подготовка и выполнение полётов

в гражданской авиации Российской Федерации»



4


Полёты

в гражданской авиации Российской Федерации.

Требования к членам экипажа, специалистам

по техническому обслуживанию, полётным диспетчерам


Приказ Минтранса России

от 12.09.2008 года № 147

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов

и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации»



5


Размещение, содержание, эксплуатация посадочных площадок, расположенных на участке земли, или акватории


Приказ Минтранса России

от 04.03.2011 года № 69

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли, или акватории»



6


Использование воздушного пространства Российской Федерации


Постановление Правительства РФ

от 11.03.2010 года № 138

«Об утверждении Федеральных правил

использования воздушного пространства Российской Федерации»



7


Сертификация аэропортов


Приказ Федеральной службы

воздушного транспорта России

от 24.04.2000 года № 98

«Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры»



8


Оформление

свидетельств авиационного персонала гражданской авиации


Приказ Минтранса России

от 10.02.2014 года № 32

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Требования, предъявляемые к оформлению

и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации»



9


Предоставление метеорологической информации для обеспечения полётов воздушных судов


Приказ Минтранса России

от 03.03.2014 года № 60

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Предоставление метеорологической информации для обеспечения полётов воздушных судов»



10


Обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала.

Подтверждение соответствия образовательных организаций

и организаций, осуществляющих обучение специалистов требованиям федеральных авиационных правил


Приказ Минтранса России

от 29.09.2015 года № 289

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил»



11


Подтверждение соответствия операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил


Приказ Минтранса России

от 25.09.2015 года № 286

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил»



12


Аэродромная деятельность.

Взлёт, посадка, руление

и стоянки гражданских воздушных судов


Приказ Минтранса России

от 25.08.2015 года № 262

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов»



13


Деятельность

на посадочной площадке, используемой при выполнении полётов гражданских воздушных судов.


Приказ Минтранса России

от 19.08.2015 года № 250

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Порядок направления владельцем

посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении, или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полётов гражданских воздушных судов, и регистрации

в уполномоченном органе в области гражданской авиации»



14


Эксплуатация авиации общего назначения.

Требования к эксплуатантам


Приказ Минтранса России

от 18.06.2003 года № 147

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения»



15


Коммерческие воздушные

перевозки.

Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки,

требованиям федеральных авиационных правил



Приказ Минтранса России

от 13.08.2015 года № 246

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные

перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки,

требованиям федеральных авиационных правил»



16


Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Разработка, утверждение и содержанию программ подготовки


Приказ Минтранса России

от 02.10.2017 года № 399

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации»



17


Воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов.

Обслуживание пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей


Приказ Минтранса России

от 28.06.2007 года № 82

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»



18


Авиационная безопасность


Приказ Минтранса России

от 27.03.2003 года № 29

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Требования по авиационной безопасности

к эксплуатантам авиации общего назначения»



19


Регистрация аэродромов

и вертодромов гражданской авиации


Приказ Минтранса России

от 19.08.2015 года № 251

«Об утверждении

Федеральных авиационных правил

«Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации

и вертодромов гражданской авиации»