ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная (экзаменационная) работа
(2 семестр)
Дисциплина: Психология и педагогика
Кейс
Тема: 8 стадий развития личности по Э.Эриксону
Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев
1.С какого возраста ребенка матери лучше всего выходить на работу?
По психологическим наблюдениям можно сказать, что младенец уже с трёх месяцев отличает своих близких и ранний разрыв с матерью негативно сказывается на его психике. В современном мире существует множество детских питаний с витаминами и микроэлементами, что позволяет заменить материнское молоко, но считаю, что это необходимо только в исключительных случаях. Но истинная ценность не в питании, а с кем малыш рядом.
С тем, что идеальный возраст для детского сада 3 года, согласно большинство специалистов. Ведь так называемая матрица — отношение к миру, которое исходит от семьи, к этому периоду уже сформирована. Специалисты полагают, что с ребёнком надо сидеть до 3 лет, потому что так малышу психологически комфортнее. У годовалых или двухлетних детей ещё плохо с координацией, а разница в восемь-девять месяцев в таком возрасте очень заметна, и в случае возможной потасовки может привести к неприятным результатам.
2.Нужно ли с младенчества приучать ребенка к жесткому режиму (сон и кормление по часам и т.п.)?
Выполнение каждый день определенных последовательностей действий помогает нашему организму поддерживать себя в норме, и многие педагоги утвердили свою систему воспитания детей. Они решили, что малышам необходим жесткий режим, который должен выполняться, грубо говоря, даже в случае чрезвычайных ситуаций. Хочешь – не хочешь, а будь добр в 10 часов завтракать, в два обедать, в семь ужинать.
Младенец привыкает к определенному ритму дня и спокойнее реагирует на окружающий мир. По определенным признакам поведения мамы, интонациям ее голоса или действием, выполняемым с ним, малыш выстраивает цепочку событий. А мы же помним, что ничто не пугает больше, чем неизвестность и не успокаивает лучше, чем привычное положение вещей.
3.Нужно ли маленького ребенка отдавать на время бабушкам, тетям и т.д. или это в данном периоде может нанести вред ребенку?
Психологи и педагоги признают, что в замене мамы на бабушку есть много плюсов по сравнению с нянями. Родители ребёнка чувствуют себя гораздо спокойней за малыша. Но ведь вопрос заключается в том, что нужно ли отдавать малыша если нет необходимости? Я считаю, что это делать необходимо, хотя б на несколько часов в первое время и по нарастающей. Ведь в этом и заключается смысл первой стадии по Э.Эриксону. Нарушается привычный режим и привычное окружение, и смена обстановки позволяет выработать баланс между доверием и недоверием к миру и научиться различать ситуации и людей. А когда всегда комфортно и ничего не происходит, то человек не развивается.
Педагогическим принципом периода от рождения до 18 месяцев является развитие базового чувства доверия. Потребность младенцев в постоянной, внимательной заботе. Обеспечить теплый физический контакт и необходимое реагирование на поведение малышей. У детей развивается ощущение более сильной безопасности, если они знают, что на их плач придут взрослые. Когда они становятся немного старше, они оказываются в состоянии справиться с задержкой в удовлетворении своих потребностей. Своевременно удовлетворяя потребности детей в первый год их жизни, взрослые не только не вредят им, но и помогают. Благодаря постоянной и оперативной помощи они закладывают фундамент, который позволяет малышам вырасти в сильных, уверенных в себе детей, готовых отстаивать свою независимость.
Стадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев
1. Смоделируйте, к чему может привести постоянное нетерпение и стремление выполнить за ребенка все действия, которые он, в принципе, может сделать сам?
Когда взрослый человек проявляет нетерпение и, как правило, в спешке стремится выполнить за ребенка все действия, которые тот может сделать сам, то у ребенка развивается чувство стыдливости и нерешительности. Взрослые так же могут совершить ошибку, разрешив выполнить какие-либо действия, но после поругать за «промахи». В таком случае у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих действиях и способностях. Возрастающее чувство самостоятельности у ребенка не должно подрывать его сложившегося базового доверия к миру.
2. Каким образом можно развивать автономность ребенка в этом возрасте? Приведите примеры.
Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным.
В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».
На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней. Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей. Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться.
Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело» (чистить зубы, купаться, причёсываться и др.), «Мои вещи» (убирать игрушки, складывать одежду, собирать портфель и пр.) и «Дела семьи» (помощь по дому, прогулки с собакой и т.д.).
Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.
Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет.
1. Прокомментируйте высказывание ребенку этого возраста: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не лезь, куда не следует!», «Ай-ай-ай, опять ты…»
Замечание ребёнку можно сделать так, что оно будет восприниматься им более мягко и более уважительно. Такой способ общения помогает ребенку сохранять положительную самооценку, помогает четко и структурировано понять, что вы чувствуете, что вам не нравится, какое поведение вы от него ожидаете.
Замечание состоит из трёх этапов:
1) Вы говорите от своего имени. («Мне не нравится», «Я переживаю», «Я расстраиваюсь»).
2) Вы говорите, что именно вам не нравится. («...когда дети шумят», «...когда раскидывают игрушки»).
3) Вы говорите, что именно вы бы хотели. («Я хочу, чтобы ты...»).
Если вы будете все время использовать эти фразы, то сможете заметить - насколько легче стало договариваться с ребёнком.
А ещё очень важно говорить правильно направлять ребенка чтобы помочь ему что-то сделать. («Я хочу, чтобы ты...», «Давай вместе это сделаем», «Давай постараемся». «Давай я тебе помогу»).
2.Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия ограничений в самостоятельном изучении своего мира ребенком в его зрелом возрасте?
Третья стадия развития ребенка обозначается в традиционной психологии – это дошкольное детство. Э. Эриксон определяет её как генитальную стадию. В это время дети, освоив ближайшее внешнее пространство, начинают познавать собственное тело. В этот период при доверительных отношениях детей и взрослых малыши становятся инициаторами «секретных» диалогов. Интерес детей к половым признакам в этот период (там, где есть доверительные и здоровые отношения со взрослыми) носит естественный познавательный характер. Объяснения различиям в телесном строении они находят, исходя из имеющейся информации. Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает «экономический этос культуры», то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Но взрослые остаются для ребенка всемогущими и непостижимыми, они могут стыдить и наказывать. В этом клубке противоречий должны сформироваться качества активной предприимчивости и инициативы.
Агрессивное поведение ребенка неизбежно влечет за собой ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности. Так, по Э. Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения – совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и с удовольствием учиться. «Он может и хочет совместно действовать, объединяться с другими детьми для целей конструирования и планирования, и он же стремится извлекать пользу от общения со своим учителем и готов превзойти любой идеальный прототип», – отмечал Э. Эриксон.
Стадия 4. Трудолюбие, усердие - неполноценность. От 6 до 11лет
1. Чем и как должно быть заполнено свободное время (от учебных занятий) ребенка этого возраста?
Развитие многих детей нарушается, когда в семейной жизни не удалось подготовить ребенка к жизни школьной. Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в появлении чувства неадекватности и неполноценности. Именно на этой стадии ребенок начинает выходить за пределы своей семьи – и роль общества становится важной для того, чтобы ребенок нашел свою нишу в различных видах деятельности, не ограничивая успешность только сферой учебных предметов школьной программы. Поэтому взрослым нужно создавать условия, заинтересовывать ребенка, использовать свой родительский авторитет для того, чтобы он обязательно был включен в социально полезную, позитивную досуговую деятельность. Это могут быть и кружки, и клубы, и спортивные секции - все, что обеспечивает ребенку возможность гармоничного развития. Если он не хочет в один кружок, то нужно предложить другой. Если нет времени искать другие варианты, то можно дать ему возможность самому выбрать, чем он хочет заняться. Обязательно объяснить ребенку, что нужно продолжать развиваться. И не позволять просто сидеть дома.
2. Можно ли считать свободное время ребенка, когда он не занимается «серьезным делом» - баловством и помехой для «серьезных занятий»?
Если у ребенка есть свободное время, он должен отдохнуть. Родители должны интересоваться состоянием ребёнка, потому что в ранние годы дети нуждаются в общении, с ними нужно играть и о них нужно заботиться. Детей нельзя сильно нагружать. Конечно, родители, нагружают ребенка из самых лучших побуждений — ведь привычка трудиться и развитие всех возможных способностей должны, по идее, помочь нашим детям добиться успехов в будущем. Но часто вместо достижений и успехов родители получают обратную картину: ребенок выглядит утомленным и вялым, часто болеет, не проявляет интереса ни к каким новым занятиям.
Педагогическим признаком этого периода – выявление и развитие особых способностей у ребенка. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.
Стадия 5. Идентичность – смешение ролей. От 11 до 18 лет.
1. Почему для подростков становятся более значимыми не родители, а сверстники?
Подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Это вторая важная попытка развития автономности (после 2ой стадии), и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.
Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.
2. Кричащий макияж, курение, необычный стиль одежды, пирсинг и т.д. – зачем это подростку?
Готовность подростков к рискованному поведению следует воспринимать как неизбежность, свойственную этому возрасту. Склонность к рискованному поведению заложена в самой природе подростков. Хорошо, если желанию рисковать сопутствует умение делать правильный выбор. Научение всегда идет через риск. Не падая, младенец не научится ходить. Через рискованное поведение подростки удовлетворяют потребности своего развития: они экспериментируют, самоутверждаются и исследуют окружающий мир. Для многих подростков рисковать – это «круто», «здорово», «прикольно»; это то, что позволяет пережить острые ощущения.