ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование окончаний в словах.
Педагогические цели | Создать условия для формирования представления о словах с нулевым окончанием и словах, не имеющих окончания, для развития умений различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова, составлять из деформированных слов предложения, а из предложений – текст, записывать составленный текст |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые результаты (предметные) | Знают написание изучаемых слов с непроверяемым написанием, умеют пользоваться словарями; знают о существовании слов, не имеющих окончания; умеют различать слова с нулевым окончанием и слова без окончания; участвуют в устном общении на уроке; составляют предложения из слов, текст из предложений; понимают тему и главную мысль текста. |
Личностные результаты | Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Регулятивные: оценивают свои достижения, адекватно воспринимают оценку своей работы; выполняют действия по намеченному плану и по инструкциям, содержащимся в источниках информации; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи; участвуют в диалоге, совместной деятельности; строят монологическое высказывание; участвуют в общей беседе, совместной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины | Состав слова, окончание слова, нулевое окончание, слова, не имеющие окончаний; текст, тема текста, заголовок; слова с непроверяемым написанием «ужин», «обед» |
Окончание табл.
Образовательные ресурсы | Учебник, рабочая тетрадь |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Запишите пословицу и объясните ее смысл. На доске: Терпенье и труд все перетрут | Выполняют письмо по образцу | Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное напи- сание |
III. Проверка домашнего задания | Практический. Письмо. Словарный диктант. Коллективное письмо | – Готовы потрудиться? Значит, терпеливо и внимательно проверяем домашнее задание. Контрольный словарный диктант | Записывают текст под диктовку учителя | Пр. – знают правила написания словарных слов. Р – оценивают свои достижения, адекватно воспринимают оценку своей работы | Словарный диктант |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| под диктовку учителя | | | | |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Выполните упр. 149 учебника: спишите слова, раскрыв скобки. Выделите окончания. Какие окончания у слов «стол» и «ужин»? Вопрос вызвал затруднение? Значит, сегодня на уроке нужно с этими трудностями справиться. Сегодня мы познакомимся со словами, имеющими нулевое окончание и не имеющими окончаний вообще | Выполняют упражнение. Обнаруживают недостаточность знаний для выделения окончаний в указанных словах. Вместе с учителем формулируют цель работы на уроке | П – осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; строят несложные рассуж-дения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам, правильное обозначение окончаний в предложенных словах |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Знакомство с теоретическим материалом (учебник, с. 82) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Какой же информации не хватает вам для решения поставленной задачи? Найдите в учебнике (с. 82) и прочитайте информацию о том, что такое нулевое окончание и как оно обозначается. – Обозначьте окончание в словах «стол» и «ужин» | Читают в учебнике определение нулевого окончания. Обозначают его в указанных словах | П – используют поисковое чтение, осознают цель чтения. Р – выполняют действия по намеченному плану и по инструкциям, содер-жащимся в источниках информации. К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи | Беседа по вопросам. Правильная формули-ровка определения нулевого окончания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Работа со словарными словами «обед», «ужин» | Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, письмо | – Какие буквы в словах «обед», «ужин» требуют запоминания? – Что обозначают словосочета-ния: «беседа за обедом (ужином)», «вкусный обед», «перерыв на обед»? – Подберите к словам однокоренные глаголы. – Прослушайте сообщение об этимологии слова «обед». – Найдите и обозначьте в этих словах окончания. – Как узнать, что в слове нулевое окончание (может быть, его нет вообще)? | Подчеркивают не-проверяемые буквы, устно объясняют значение словосочетаний, подбирают однокоренные глаголы к данным словам (обедать, ужинать), слушают сообщение учащегося об этимо-логии слова «обед» (образовалось от корня ед-, обозначало время до и после еды). Обозначают нулевое окончание в словах | Пр. – знают написание изучаемых слов, умеют пользоваться словарями. П – анализируют изучаемые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу; овладевают способами решения учебной задачи. К – участвуют в диалоге, совместной деятельности; строят монологическое высказывание | Фронтальный (беседа по вопросам); правильное обозначение окончаний, написание слова; индивидуальный (монологический ответ об этимологии слова «обед») |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | «Темно» (закрыть глаза, руками не прижимать). «Бабочка» (быстро моргать глазами) | Выполняют движения под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | Правильное выполнение движений |
3. Получение представления о словах, не име-ющих окончания | Коллективный. Словесный, наглядный, практический. | – Посмотрите внимательно на слова. На доске: окно, поле, дождь, кофе. | Выделяют окончания в данных словах, для этого изменяют каждое слово и на- | Пр. – знают о существовании слов, не имеющих окончания; умеют различать слова с нулевым | Фронтальный (ответы на вопросы беседе) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Чтение, беседа | – Попробуйте найти в них окончания. (Вспомните, как определить в слове окончание?) – Какое слово отличается от других? (Кофе). Почему? (Не имеет окончания.) – Загляните на «Страничку для любознательных» в учебнике и узнайте, что там сказано о таких словах | ходят изменяемую часть. В слове «дождь» обозначают нулевое окончание (объясняют это тем, что при изменении слова окончание появляется). В слове «кофе» не обозначают окончание, так как слово не изменяется. Чи- тают информацию в учебнике и подтверждают свои предположения | окончанием и слова без окончания. П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют знаково-символические средства. К – участвуют в общей беседе, совместной дея-тельности | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа по учебнику (упражнение 151) | Коллективная. Словесный. Практический. Письмо | – Сколько предложений можно составить? – Составьте из полученных предложений текст. – Какова тема текста? – Подберите к нему заглавие. – Спишите текст. – Выделите окончания слов во втором предложении. Контролирует выполнение задания | Читают слова, обсуждают, сколько предложений можно составить из них, читают составленные предложения, составляют текст, обсуждают тему и заголовок, записывают текст, проверяют написанное | П – участвуют в устном общении на уроке; состав-ляют предложения из слов, текст из предложений; понимают тему и главную мысль текста. Р – выполняют учебные действия в материализо-ванной, громкоречевой и умственной форме | Фронтальный (беседа по вопросам, письменное выполнение задания); индивидуальный (выполнение грамма- |
Окончание табл.