Файл: Использование окончаний в словах.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование окончаний в словах.

Педагогические
цели

Создать условия для формирования представления о словах с нулевым окончанием и словах, не имеющих
окончания, для развития умений различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова, составлять из деформированных слов предложения,
а из предложений – текст, записывать составленный текст

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают написание изучаемых слов с непроверяемым написанием, умеют пользоваться словарями; знают о существовании слов, не имеющих окончания; умеют различать слова с нулевым окончанием и слова без окончания; участвуют в устном общении на уроке; составляют предложения из слов, текст из предложений; понимают тему и главную мысль текста.

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: оценивают свои достижения, адекватно воспринимают оценку своей работы; выполняют действия по намеченному плану и по инструкциям, содержащимся в источниках информации; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи; участвуют в диалоге, совместной деятельности; строят монологическое высказывание; участвуют в общей беседе, совместной
деятельности

Основное содержание темы, понятия
и термины

Состав слова, окончание слова, нулевое окончание, слова, не имеющие окончаний; текст, тема текста, заголовок; слова с непроверяемым написанием «ужин», «обед»


Окончание табл.

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке




II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Запишите пословицу и объясните ее смысл.

На доске:

Терпенье и труд все перетрут

Выполняют письмо
по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Практический. Письмо. Словарный диктант. Коллективное письмо

– Готовы потрудиться? Значит, терпеливо и внимательно проверяем домашнее задание.

Контрольный словарный диктант

Записывают текст под диктовку учителя

Пр. – знают правила написания словарных слов.

Р – оценивают свои достижения, адекватно воспринимают оценку своей работы

Словарный диктант

Продолжение табл.



1

2

3

4

5

6




под диктовку учителя













IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Выполните упр. 149 учебника: спишите слова, раскрыв скобки. Выделите окончания. Какие окончания у слов «стол» и «ужин»? Вопрос вызвал затруднение?

Значит, сегодня на уроке нужно
с этими трудностями справиться. Сегодня мы познакомимся со словами, имеющими нулевое окончание и не имеющими окончаний вообще

Выполняют упражнение. Обнаруживают недостаточность знаний для выделения окончаний в указанных словах. Вместе
с учителем формулируют цель работы
на уроке

П – осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; строят несложные рассуж-дения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа
по вопросам, правильное обозначение окончаний в предложенных словах

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Знакомство
с теоретическим материалом
(учебник, с. 82)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Какой же информации не хватает вам для решения поставленной задачи? Найдите в учебнике
(с. 82) и прочитайте информацию о том, что такое нулевое окончание и как оно обозначается.

– Обозначьте окончание в словах «стол» и «ужин»

Читают в учебнике определение нулевого окончания. Обозначают его в указанных словах

П – используют поисковое чтение, осознают цель
чтения.

Р – выполняют действия по намеченному плану
и по инструкциям, содер-жащимся в источниках информации.

К – строят монологическое высказывание с учетом
поставленной задачи

Беседа
по вопросам. Правильная
формули-ровка определения
нулевого окончания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

2. Работа со словарными словами «обед», «ужин»

Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, письмо

– Какие буквы в словах «обед», «ужин» требуют запоминания?

– Что обозначают словосочета-ния: «беседа за обедом (ужином)», «вкусный обед», «перерыв
на обед»?

– Подберите к словам однокоренные глаголы.

– Прослушайте сообщение об этимологии слова «обед».

– Найдите и обозначьте в этих
словах окончания.

– Как узнать, что в слове нулевое окончание (может быть, его нет вообще)?

Подчеркивают не-проверяемые буквы, устно объясняют значение словосочетаний, подбирают
однокоренные глаголы к данным словам
(обедать, ужинать), слушают сообщение учащегося об этимо-логии слова «обед»
(образовалось от корня ед-, обозначало время до и после еды). Обозначают
нулевое окончание
в словах

Пр. – знают написание
изучаемых слов, умеют пользоваться словарями.

П – анализируют изучаемые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу; овладевают способами
решения учебной задачи.

К – участвуют в диалоге, совместной деятельности; строят монологическое
высказывание

Фронтальный (беседа по вопросам); правильное обозначение окончаний, написание слова; индивидуальный (монологический ответ об этимологии слова «обед»)

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«Темно» (закрыть глаза, руками
не прижимать).

«Бабочка» (быстро моргать
глазами)

Выполняют движения под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Правильное выполнение движений

3. Получение представления
о словах, не име-ющих окончания

Коллективный. Словесный, наглядный, практический.

– Посмотрите внимательно
на слова.

На доске: окно, поле, дождь,
кофе.

Выделяют окончания в данных словах, для этого изменяют каждое слово и на-

Пр. – знают о существовании слов, не имеющих
окончания; умеют различать слова с нулевым

Фронтальный (ответы на вопросы беседе)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6




Чтение, беседа

– Попробуйте найти в них окончания. (Вспомните, как определить в слове окончание?)

– Какое слово отличается от других? (Кофе). Почему? (Не имеет окончания.)

– Загляните на «Страничку для
любознательных» в учебнике
и узнайте, что там сказано
о таких словах

ходят изменяемую часть.
В слове «дождь»
обозначают нулевое окончание (объясняют это тем, что при изменении слова окончание появляется). В слове «кофе»
не обозначают окончание, так как слово не изменяется. Чи-
тают информацию
в учебнике и подтверждают свои предположения

окончанием и слова
без окончания.

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют знаково-символические средства.

К – участвуют в общей
беседе, совместной дея-тельности




VI. Закрепление знаний
и способов действий.

Работа по учебнику (упражнение 151)

Коллективная. Словесный. Практический. Письмо

– Сколько предложений можно составить?

– Составьте из полученных предложений текст.

– Какова тема текста?

– Подберите к нему заглавие.

– Спишите текст.

– Выделите окончания слов
во втором предложении.

Контролирует выполнение
задания

Читают слова, обсуждают, сколько предложений можно составить из них, читают составленные предложения, составляют текст, обсуждают тему и заголовок, записывают текст, проверяют написанное

П – участвуют в устном общении на уроке; состав-ляют предложения из слов, текст из предложений;
понимают тему и главную мысль текста.

Р – выполняют учебные действия в материализо-ванной, громкоречевой
и умственной форме

Фронтальный (беседа по вопросам, письменное выполнение
задания); индивидуальный
(выполнение грамма-

Окончание табл.