Файл: Важнейшие даты 632 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ

Ни одно средневековое общество Востока, при всем многообразии уровней развития каждого из них в отдельности, не достигло стадий позднего феодализма. Здесь по сравнению с основными средневековыми европейскими странами отставало промышленное развитие и развитие товарно-денежных отношений.

Относительно замедленный характер развития социально-экономических процессов в средневековых странах Востока был связан с действием целого ряда внешних и внутренних факторов. Типичной чертой восточных феодальных государств является консерватизм, стабильность, традиционность права и морали. В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали и к закрепленным ими институтам была заложена одна из важных причин относительной самостоятельности этих институтов, сила их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

Проявлением консерватизма социальных норм права и морали в этих государствах была их тесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а также внутренняя нерасчлененность религиозных, нравственных и правовых предписаний.

Важнейшие даты:

  • 632 г. ― возникновение Арабского халифата;

  • 661 г. ― начало правления династии Омейядов в Арабском халифате;

  • 750 г. ― начало правления династии Аббасидов в Арабском халифате.

Термины: арабеска, каллиграфия, медресе, халиф, эмир.

Персоналии: Ибн Сина (Авиценна), Муавия I.

Возникновение Арабского халифата

Пророк Мухаммад умер в 632 г. К этому времени ислам приняли арабы по всему Аравийскому полуострову. Из-за межплеменных конфликтов и необходимости централизации управления мусульманская община являлась ещё и военной организацией. После смерти пророка возник вопрос, кто вместо него будет руководить верующими и предводительствовать арабским войском. Выбор пал на ближайших учеников Мухаммада. Их стали называть халифами (от арабского ― «заместитель») ― заместителями пророка, а подконтрольные им территории стали именоваться Арабским халифатом. Так возникло новое, уникальное для мировой истории государство, где основой общественного строя стала религия ислам. Стоявший во главе государства халиф являлся одновременно государственным и религиозным лидером. В подчинённых землях государственными законами становились законы шариат. 


Первые халифы Абу Бакр, Умар, Усман, Али были близкими сподвижниками и учениками Мухаммада. Этих халифов стали называть праведными, так как ещё при жизни Мухаммада они принимали активное участие в укреплении мусульманской общины, а после смерти пророка строго придерживались исламских добродетелей и сохраняли единство исламского мира. Они правили халифатом, сменяя друг друга, с 632 по 661 г. За время правления праведных халифов Арабский халифат сформировался как государство, были предприняты решительные шаги к распространению ислама.

За пределы Аравийского полуострова ислам стал распространяться вместе с арабскими завоеваниями. С 632 г. арабские войска начинают вторгаться в сопредельные государства. Византия и Иран, ослабленные войнами друг с другом, оказались не в силах противостоять арабским завоеваниям. Арабы, живущие на севере Аравийского полуострова, находились в даннической зависимости от Византии. Ислам здесь распространился ещё при пророке Мухаммаде. Арабское население Византии и Ирана, принимая новую веру, оказывалось в зависимости от Арабского халифата, что приводило к межгосударственным конфликтам. В 632 г. началось полномасштабное вторжение арабов в Иран, в 634 г. ― в Византию.

Карта арабских завоеваний в VII–IX вв.



В течение нескольких лет Арабский халифат

Халифат отвоевал у Византии Палестину и Сирию. Особенно болезненной для византийцев была потеря г. Иерусалима (637 г.), ведь здесь располагались священные для христиан места, связанные с жизнью Иисуса Христа. Затем взор арабских завоевателей был обращён к византийским владениям в Северной Африке. Византийские владения здесь были захвачены к середине VII в. Одновременно с этим арабы успешно вели захват Иранских земель и Армении. Последний праведный халиф Али ибн Абу Талиб (656–661) столкнулся с проблемой отсутствия единства халифата. При нём началась гражданская война, в ходе которой возникло разделение на суннитов и шиитов.



Арабские завоевания при Омейядах

После смерти последнего праведного халифа в 661 г. земли халифата объединил под своей властью талантливый военачальник и создатель арабского военного флота 

Муавия I (661–680). Потомки Муавии I находились у власти в объединённом халифате до 750 г. получила наименование Омейяды. Столицей государства стал г. Дамаск. Завоевания продолжились. К концу VII в. Омейяды на западе захватили Северную Африку до Гибралтарского пролива. Границы халифата на востоке достигли р. Инд. Омейяды долго и с переменным успехом вели войну с хазарами за Кавказ. В 730-е гг. арабам удалось взять кавказскую крепость Дербент, которая стала форпостом северных границ Халифата.


Мечеть Омейядов в Дамаске. VIII в.
Чтобы избежать гражданских войн и улучшить управление государством, в составе халифата были выделены особые области, которые управлялись наместниками ―эмирами, в переводе с арабского — «повелитель». Подвластные эмирам земли ― эмираты ― обладали большой самостоятельностью. У эмиров были собственные армии. Свою власть они зачастую передавали по наследству. В IX‒XI вв. многие эмираты стали независимыми государствами.

В 711 г. началось вторжение арабов на территорию Пиренейского полуострова. Находящееся здесь Королевство вестготов было ослаблено внутренними конфликтами и к 718 г. почти полностью оказалось под властью арабских завоевателей. Далее арабское войско двинулось к границам Франкского государства. Правители франков ― сначала Карл Мартелл, затем Карл Великий ― сумели остановить арабское завоевание Европы. Но Пиренейский полуостров остался под властью Омейядов. В 756 г. испанские и португальские земли стали независимым исламским государством со столицей в г. Кордова. Имея тесную связь с европейскими, христианскими королевствами, Кордовский эмират сыграл большую роль в распространении восточной культуры на территории Европы.

Династия Аббасидов и распад Халифата

В 750 г. династию Омейядов во главе Халифата сменила новая династия ― Аббасиды, которые находились у власти до 1258 г. Столица Халифата была перенесена в г. Багдад, поэтому государство Аббасидов называют также Багдадским халифатом. Первые годы правления стали успешными для Аббасидов. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с конкурентами в лице Китайской империи. В 751 г. между войсками Арабского халифата и Китайской империи произошло сражение на р. Тала́с. Арабы одержали победу, что определило распространение ислама в Средней Азии. Благодаря прекрасному военному флоту власть Аббасидов распространилась на острова Средиземного моря: Сицилию, Кипр и Крит. К середине IX в. арабам удалось закрепиться на южном побережье Италии. На протяжении IX‒X вв. итальянские прибрежные города постоянно подвергались нападениям арабов.




Захват испанскими арабами острова Крит. Средневековая миниатюра
При Аббасидах усилился процесс децентрализации и распада халифата на отдельные независимые государства. Происходило это из-за того, что местные эмиры стремились к независимости от центральной власти в Багдаде. Халифам было очень сложно контролировать огромную территорию государства, населённую очень разными народами с различной культурой и традициями. К концу X в. под властью Аббасидов оставалась лишь часть былой державы. Процесс распада Арабского халифата отчасти похож на феодальную раздробленность Франкской империи с той разницей, что в арабском мире не укоренились феодальные отношения. Эмиры завоёвывали независимость, после чего их с халифом не связывали никакие обязательства. 

В середине XI в. большая часть ближневосточных территорий Халифата была завоёвана племенами турок-сельджуков, которые пришли из Средней Азии.

Распад Арабского халифата


Взаимодействие культур арабов и покорённых народов

Первоначально культурный уровень арабов-завоевателей был значительно ниже уровня большей части покорённых ими народов. Завоеватели уничтожали памятники культуры, особенно если это были изображения языческих богов. Число арабов, владеющих грамотой, было очень низким. Однако постепенно культурные достижения народов, проживающих на завоёванных арабами территориях, стали влиять на них и смешиваться с их традициями. Таким образом, культура стран Арабского халифата была создана не только самими арабами, но народами, которые входили в его состав ― сирийцами, греками, египтянами, иранцами, жителями Средней Азии.

На развитие арабской культуры также влияли достижения в области сельского хозяйства и ремесла покорённых народов. Так была открыта дамасская сталь, началось производство бумаги и шёлка.

Арабский язык постепенно распространялся всё шире и шире. Это был язык, на котором составляли официальные документы и вели переписку чиновники. Арабский язык изучался в учебных заведениях халифата и в дальнейшем стал языком литературы и науки. Сирийские, иранские, среднеазиатские учёные и писатели создавали свои труды на арабском языке.


Образование

Образование стало необходимо для получения государственных должностей. При дворцах халифов ценили учёных и писателей. Им создавали хорошие условия для жизни и работы. Число образованных людей росло, так что скоро их количество  превысило количество грамотных людей в любой европейской стране.

Начальное образование подданные стран Арабского халифата могли получить в частных и бесплатных государственных школах. Высшие учебные заведения ― медресе ― устраивались в городах при мечетях. 

В городах собирались большие библиотеки: например, в библиотеке Багдада, называвшейся «Дом мудрости», насчитывалось 400 тысяч разных книг.

Научные знания

Учёные стран Арабского халифата внесли значительный вклад в развитие мировой науки. Первоначально научными центрами халифата были Сирия и Иран. Здесь на арабский язык стали переводить труды античных авторов. Некоторые античные сочинения дошли до нашего времени только в арабских переводах. 

Значительных достижений достигли учёные-математики. Они позаимствовали в Индии и стали постоянно использовать для записи чисел набор из десяти знаков. Эти знаки, которые затем попали через арабские страны в Европу, используются сейчас в большинстве стран для записи чисел и называются «арабскими цифрами». Также было заимствовано и введено в употребление понятие «ноль».



Арабские учёные серьёзно изучали астрономию. Они смогли вычислить размер земного шара и высказали предположение о том, что Земля может двигаться вокруг Солнца. В крупных городах для наблюдения были организованы обсерватории. В них вычисляли даты солнечных затмений, описывали движения планет, фиксировали видимые звёзды и давали им названия.

Развивалась география. Благодаря путешественникам были описаны все страны халифата, а также Индия и Китай, составлены карты известных земель и морей. Учёные поделили Землю на пять климатических поясов и сделали предположения о влиянии климата на культурное развитие различных стран. 

В XI в. жил самый известный и влиятельный персидский учёный средневекового исламского мира, философ и врачИбн Сина (980–1037), известный в Европе как Авиценна. Он был придворным врачом, обладал обширными знаниями, отличался феноменальной памятью и написал 450 трудов в 29 областях науки.

Среди трудов Авиценны значительное место занимают работы по медицине. Самая объёмная из них – «Канон врачебной науки» в пяти книгах. Она представляет собой энциклопедию, в которой переработаны и по-новому осмыслены в соответствии с достижениями арабской медицины рекомендации античных учёных-медиков.