ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Авиценна первым предположил, что заболевания могут быть вызваны неизвестными мельчайшими существами. Он изучил, описал, выделил отличия и обратил внимание на заразность таких серьёзных болезней, как оспа, холера и чума. Две книги «Канона врачебной науки» посвящены лекарственным средствам, их изготовлению и применению. Медицинские труды Авиценны, переведенные на латинский язык, до XVII в. служили руководством для европейских врачей.
В области химии Авиценна изобрёл процесс изготовления эфирных масел, а также описал процесс выделения солярной, серной и азотной кислот.
Следуя представлениям Аристотеля, многие учёные утверждали, что небесные светила отражают свет Солнца. Авиценна же пришёл к выводу, что звёзды и планеты светятся сами.
Интересны размышления Авиценны о человеке. Согласно его учению, натура человека делится на четыре вида: горячую, холодную, влажную и сухую. Эти виды натуры человека меняются в зависимости от различных внешних условий и внутренних факторов. В современной науке это учение можно было бы отнести к психологии и соотнести с четырьмя известными темпераментами.
В честь Ибн Сины в мире названо дерево, горная вершина, кратер на Луне, астероид, улицы во многих городах, несколько больниц, медицинский институт, компьютерная программа, позволяющая расшифровывать кардиограммы и рентгеновские снимки.
Авиценна. Иллюстрация из средневековой рукописи «Тонкости истины». 1271 г.
Памятник Авиценне в «Павильоне персидских учёных» перед офисом ООН в Вене. Фотография Yamaha5
Литература
Из Индии, Ирана, Египта путешественники, кроме дорогих товаров, привозили чудесные сказания. Рассказы об удивительных приключениях в путешествиях с удовольствием слушали во дворцах и домах знати. На площадях и рынках между простыми людьми быстро передавались друг другу, обрастая подробностями, весёлые истории о том, как смышлёные простолюдины обхитрили чиновников и купцов. Эти сказки и рассказы впоследствии были записаны и составили основу известного по всему миру сборника «Тысяча и одна ночь». Главный сюжет сборника ― история о персидском царе Шахрияре и его жене Шахерезаде. Шахрияр, обманутый первой женой и послушавший наветы придворных, считал, что все женщины на свете обманывают своих мужей. Поэтому и свою новую невиновную жену Шахерезаду он решил казнить на рассвете после свадьбы. Но она, узнав об этом, вечером начала рассказывать ему увлекательную и необыкновенную сказку. Рассказывала всю ночь и остановилась только утром, на самом интересном месте. Тогда царь подумал: «Я смогу казнить её и на следующее утро, а этим вечером я хочу послушать, чем же закончилась её история». На следующий день всё повторилось, и так продолжалось тысячу и одну ночь. Через тысячу и одну ночь Шахерезада пришла к царю с тремя маленькими сыновьями, которые родились на свет за три года, и попросила царя ради них не казнить её. Шахрияр ответил, что уже помиловал Шахеразаду, потому что понял, что она невиновна, мудра и прекрасна.
В этот сборник входит «Сказка о Синдбаде-мореходе», которая много раз переводилась и пересказывалась на разных языках. В ней причудливо соединяются и опыт восточных мореплавателей, и отголоски античных произведений, и фантастические рассказы индийских и персидских авторов. «Алладин и волшебная лампа» ― тоже одна из сказок, рассказанная царицей Шахерезадой.
Искусство
В отличие от европейских стран в землях Арабского халифата живопись и скульптура практически не развивалась. Это связано с тем, что мусульманская религия с неодобрением относится к изображению людей и животных, а в ряде регионов это и вовсе было запрещено.
В арабских странах велось масштабное строительство. Вершиной арабской архитектуры являются мечети. Они представляют собой квадратное в плане здание, иногда завершающееся сверху куполом. Внутри мечети, поперёк движения молящихся, располагались колонны, объединённые сверху арками. Мечети украшались растительными и геометрическими орнаментами ― арабесками.
Арабеска ― сложный декоративный орнамент, состоящий из геометрических фигур, стилизованных изображений растений и надписей на арабском языке. Арабески используются при украшении стен, а также тканей, предметов быта и ювелирных изделий.
Орнаменты могли быть выполнены с помощью резьбы по камню, мозаики, плитки. Икон или фресок внутри мечети нет. Главное по значению место в мечети ― михраб. Он представляет собой нишу в стене, обращённую в сторону Мекки. Это место украшается затейливой резьбой. Рядом с мечетью расположены высокие многоярусные башни ― минареты. С высоты минарета служитель мечети оповещает верующих о начале намаза — обязательной для всех мусульман молитвы.
Одна из самых известных сохранившихся мечетей времён Арабского халифата ― Мескита. Она расположена в испанском городе Кордова (Андалусия). Мескита построена в XI в. Во внутреннее пространство Мескиты вписаны около тысячи колонн, объединённых арками и украшенных гранитом, яшмой, мрамором и ониксом. Колонны сделаны из частей римского храма, существовавшего ранее на этом месте. Мескита также украшена позолоченными молитвенными нишами и куполом, усыпанным синими плитками-звёздами. В 1236 г. мечеть была переделана в католический собор.
Мескита. Фотография Toni Castillo Quero
Интерьер Мескиты. Фотография Berthold Werner
В арабских странах возник новый вид искусства — каллиграфия. Каллиграфию можно назвать наукой: высота каждой буквы и длина слов определяются строго математически, в строке используются геометрические принципы и соблюдаются чёткие пропорции. Для священных текстов, документов, художественных произведений используются разные шрифты.
Рукописи, посвящённые истории, естественным наукам, поэтическим произведениям, украшались миниатюрами, в которых основное внимание обращалось на контур и цвет. В светских книгах запрет на изображение живых существ мог не соблюдаться.
Коран переписывался от руки мастерами, создававшими его новые копии с особенной тщательностью ― ведь эта священная книга мусульман, в которой передаются слова Пророка. Священные книги украшены сложнейшими орнаментами ярких расцветок.
Арабская миниатюра-иллюстрация к роману «Варка и Гулшах», Конец XII — начало XIII в.
Культура стран Арабского халифата сильно повлияла на западноевропейское средневековое научное сообщество. По уровню развития науки арабские учёные намного обогнали европейцев. Европейцы заимствовали у арабов множество научных знаний,которые послужили основой для дальнейшего развития в области медицины, математики, астрономии и других наук.
Право арабского халифата
Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право - шариат (в пер. с арабского «шариа» - надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились:
Коран - главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Впоследствии отношение к этому источнику в мусульманском мире стало неоднозначном: мусульмане-шииты признают не все хадисы.
Иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в названных выше источниках. Впоследствии эти решения получили признание выдающихся правоведов-теологов. Считается, что Мухаммед при названных условиях поощрял свободное усмотрение судей (иджти-хад). По преданию, Мухаммед сказал: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».
Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.
В дальнейшем по мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и некоторые другие. Соответственно право стало дифференцированным, и правовые нормы определялись в данном регионе доминировавшим там направлением ислама, равно как и уровнем развития общественных отношений. Но в то же время, наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.
Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Поэтому отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие. Действия мусульманина различаются следующим образом:
1) строго обязательные,
2) желательные,
3) разрешаемые,
4) нежелательные, но ненаказуемые,
5) запрещенные и строго наказуемые.
Эта дифференциация особенно важна применительно к главным защищаемым исламом ценностям: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них, а также по характеру наказания все преступления в основном сводятся к трем видам:
- преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания - хадд;
- преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции;
- правонарушения, включая преступления, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду.
К преступлениям хадд относились, прежде всего, вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Впрочем, по мнению многих видных правоведов, раскаяние вероотступника допускает его прощение. Смертной казнью наказывались и все выступления против государственной власти.
Среди преступлений против отдельных лиц право наибольшее внимание уделяло умышленному убийству, причем предусматривалось альтернативное наказание. По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размер выкупа обычно определялся как стоимость 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара).
Нанесение телесных повреждений в основном наказывалось по талиону.
Кража как посягательство на одну из основных ценностей, охраняемых религией, преследовалась весьма сурово: осужденному похитителю отсекалась рука. Такая санкция применялась, если похищенное оценивалось не ниже определенной стоимости и было разрешено для мусульман (поэтому такой санкции не предусматривалось, например, за кражу вина или свинины). Были и другие ограничения.
Как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на другую важную ценность, защищаемую правом, - разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев.
В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:
Хиджаз - земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;
Вакуф - земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять " и из другого недвижимого и движимого имущества;
Мульк - земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;
Иктпа - временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.
Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы - запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Имелись некоторые различия в подходе авторитетных правоведов к основаниям возникновения и содержанию обязательств. Хотя в главном они были едины. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон, т. е. договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества. Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался необменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составляли два контракта: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.
В области химии Авиценна изобрёл процесс изготовления эфирных масел, а также описал процесс выделения солярной, серной и азотной кислот.
Следуя представлениям Аристотеля, многие учёные утверждали, что небесные светила отражают свет Солнца. Авиценна же пришёл к выводу, что звёзды и планеты светятся сами.
Интересны размышления Авиценны о человеке. Согласно его учению, натура человека делится на четыре вида: горячую, холодную, влажную и сухую. Эти виды натуры человека меняются в зависимости от различных внешних условий и внутренних факторов. В современной науке это учение можно было бы отнести к психологии и соотнести с четырьмя известными темпераментами.
В честь Ибн Сины в мире названо дерево, горная вершина, кратер на Луне, астероид, улицы во многих городах, несколько больниц, медицинский институт, компьютерная программа, позволяющая расшифровывать кардиограммы и рентгеновские снимки.
Авиценна. Иллюстрация из средневековой рукописи «Тонкости истины». 1271 г.
Памятник Авиценне в «Павильоне персидских учёных» перед офисом ООН в Вене. Фотография Yamaha5
Литература
Из Индии, Ирана, Египта путешественники, кроме дорогих товаров, привозили чудесные сказания. Рассказы об удивительных приключениях в путешествиях с удовольствием слушали во дворцах и домах знати. На площадях и рынках между простыми людьми быстро передавались друг другу, обрастая подробностями, весёлые истории о том, как смышлёные простолюдины обхитрили чиновников и купцов. Эти сказки и рассказы впоследствии были записаны и составили основу известного по всему миру сборника «Тысяча и одна ночь». Главный сюжет сборника ― история о персидском царе Шахрияре и его жене Шахерезаде. Шахрияр, обманутый первой женой и послушавший наветы придворных, считал, что все женщины на свете обманывают своих мужей. Поэтому и свою новую невиновную жену Шахерезаду он решил казнить на рассвете после свадьбы. Но она, узнав об этом, вечером начала рассказывать ему увлекательную и необыкновенную сказку. Рассказывала всю ночь и остановилась только утром, на самом интересном месте. Тогда царь подумал: «Я смогу казнить её и на следующее утро, а этим вечером я хочу послушать, чем же закончилась её история». На следующий день всё повторилось, и так продолжалось тысячу и одну ночь. Через тысячу и одну ночь Шахерезада пришла к царю с тремя маленькими сыновьями, которые родились на свет за три года, и попросила царя ради них не казнить её. Шахрияр ответил, что уже помиловал Шахеразаду, потому что понял, что она невиновна, мудра и прекрасна.
В этот сборник входит «Сказка о Синдбаде-мореходе», которая много раз переводилась и пересказывалась на разных языках. В ней причудливо соединяются и опыт восточных мореплавателей, и отголоски античных произведений, и фантастические рассказы индийских и персидских авторов. «Алладин и волшебная лампа» ― тоже одна из сказок, рассказанная царицей Шахерезадой.
Искусство
В отличие от европейских стран в землях Арабского халифата живопись и скульптура практически не развивалась. Это связано с тем, что мусульманская религия с неодобрением относится к изображению людей и животных, а в ряде регионов это и вовсе было запрещено.
В арабских странах велось масштабное строительство. Вершиной арабской архитектуры являются мечети. Они представляют собой квадратное в плане здание, иногда завершающееся сверху куполом. Внутри мечети, поперёк движения молящихся, располагались колонны, объединённые сверху арками. Мечети украшались растительными и геометрическими орнаментами ― арабесками.
Арабеска ― сложный декоративный орнамент, состоящий из геометрических фигур, стилизованных изображений растений и надписей на арабском языке. Арабески используются при украшении стен, а также тканей, предметов быта и ювелирных изделий.
Орнаменты могли быть выполнены с помощью резьбы по камню, мозаики, плитки. Икон или фресок внутри мечети нет. Главное по значению место в мечети ― михраб. Он представляет собой нишу в стене, обращённую в сторону Мекки. Это место украшается затейливой резьбой. Рядом с мечетью расположены высокие многоярусные башни ― минареты. С высоты минарета служитель мечети оповещает верующих о начале намаза — обязательной для всех мусульман молитвы.
Одна из самых известных сохранившихся мечетей времён Арабского халифата ― Мескита. Она расположена в испанском городе Кордова (Андалусия). Мескита построена в XI в. Во внутреннее пространство Мескиты вписаны около тысячи колонн, объединённых арками и украшенных гранитом, яшмой, мрамором и ониксом. Колонны сделаны из частей римского храма, существовавшего ранее на этом месте. Мескита также украшена позолоченными молитвенными нишами и куполом, усыпанным синими плитками-звёздами. В 1236 г. мечеть была переделана в католический собор.
Мескита. Фотография Toni Castillo Quero
Интерьер Мескиты. Фотография Berthold Werner
В арабских странах возник новый вид искусства — каллиграфия. Каллиграфию можно назвать наукой: высота каждой буквы и длина слов определяются строго математически, в строке используются геометрические принципы и соблюдаются чёткие пропорции. Для священных текстов, документов, художественных произведений используются разные шрифты.
Рукописи, посвящённые истории, естественным наукам, поэтическим произведениям, украшались миниатюрами, в которых основное внимание обращалось на контур и цвет. В светских книгах запрет на изображение живых существ мог не соблюдаться.
Коран переписывался от руки мастерами, создававшими его новые копии с особенной тщательностью ― ведь эта священная книга мусульман, в которой передаются слова Пророка. Священные книги украшены сложнейшими орнаментами ярких расцветок.
Арабская миниатюра-иллюстрация к роману «Варка и Гулшах», Конец XII — начало XIII в.
Культура стран Арабского халифата сильно повлияла на западноевропейское средневековое научное сообщество. По уровню развития науки арабские учёные намного обогнали европейцев. Европейцы заимствовали у арабов множество научных знаний,которые послужили основой для дальнейшего развития в области медицины, математики, астрономии и других наук.
Право арабского халифата
Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право - шариат (в пер. с арабского «шариа» - надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились:
Коран - главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Впоследствии отношение к этому источнику в мусульманском мире стало неоднозначном: мусульмане-шииты признают не все хадисы.
Иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в названных выше источниках. Впоследствии эти решения получили признание выдающихся правоведов-теологов. Считается, что Мухаммед при названных условиях поощрял свободное усмотрение судей (иджти-хад). По преданию, Мухаммед сказал: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».
Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.
В дальнейшем по мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и некоторые другие. Соответственно право стало дифференцированным, и правовые нормы определялись в данном регионе доминировавшим там направлением ислама, равно как и уровнем развития общественных отношений. Но в то же время, наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.
Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Поэтому отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие. Действия мусульманина различаются следующим образом:
1) строго обязательные,
2) желательные,
3) разрешаемые,
4) нежелательные, но ненаказуемые,
5) запрещенные и строго наказуемые.
Эта дифференциация особенно важна применительно к главным защищаемым исламом ценностям: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них, а также по характеру наказания все преступления в основном сводятся к трем видам:
- преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания - хадд;
- преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции;
- правонарушения, включая преступления, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду.
К преступлениям хадд относились, прежде всего, вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Впрочем, по мнению многих видных правоведов, раскаяние вероотступника допускает его прощение. Смертной казнью наказывались и все выступления против государственной власти.
Среди преступлений против отдельных лиц право наибольшее внимание уделяло умышленному убийству, причем предусматривалось альтернативное наказание. По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размер выкупа обычно определялся как стоимость 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара).
Нанесение телесных повреждений в основном наказывалось по талиону.
Кража как посягательство на одну из основных ценностей, охраняемых религией, преследовалась весьма сурово: осужденному похитителю отсекалась рука. Такая санкция применялась, если похищенное оценивалось не ниже определенной стоимости и было разрешено для мусульман (поэтому такой санкции не предусматривалось, например, за кражу вина или свинины). Были и другие ограничения.
Как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на другую важную ценность, защищаемую правом, - разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев.
В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:
Хиджаз - земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;
Вакуф - земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять " и из другого недвижимого и движимого имущества;
Мульк - земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;
Иктпа - временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.
Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы - запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Имелись некоторые различия в подходе авторитетных правоведов к основаниям возникновения и содержанию обязательств. Хотя в главном они были едины. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон, т. е. договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества. Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался необменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составляли два контракта: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.