Файл: Методические рекомендации по созданию системы информирования и оповещения населения на базе автоматизированных рабочих мест цукс главных управлений мчс россии по субъектам Российской Федерации.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 255
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по созданию системы информирования и оповещения населения на базе автоматизированных рабочих мест ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации
2012 год
Содержание
Принятые сокращения | 3 |
Введение | 4 |
| 5 |
| 6 |
3. Мероприятия по организации информирования и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС и в режиме повседневной деятельности. | 10 |
4. Рекомендации по оснащению автоматизированных рабочих мест ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской федерации. | 11 |
5. Направления дальнейшего развития системы информирования населения. | 13 |
Приложение 1. Проект договора с телерадиовещательной компанией | 15 |
Приложение 2. Проект соглашения с телерадиокомпанией компанией | 22 |
Приложение 3. Проект соглашения с оператором сотовой связи | 26 |
Приложение 4. Проект соглашения о взаимодействии с владельцами средств отображения информации (уличные светодиодные экраны, внутренние плазменные панели) | 34 |
Приложение 5. Проект соглашения о взаимодействии с филиалом в субъекте РФ открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» | 36 |
Приложение 6. Алгоритм действий специалиста по информированию и оповещению населения дежурной смены ЦУКС ГУ МЧС России по Удмуртской Республике при получении информации об угрозе (возникновении) ЧС (происшествия) | 44 |
Приложение 7. Алгоритм действий оперативного дежурного пункта управления ГО Удмуртской Республики при получении информации об угрозе (возникновении) ЧС (происшествия) | 46 |
Приложение 8. Схема взаимодействия органов управления, организаций при решении задач по информированию населения. | 47 |
Принятые сокращения
Сокращение | Полное наименование |
РСЧС | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
ЕДДС | Единая дежурно - диспетчерская служба |
СМИ | Средства массовой информации |
НЦУКС | Национальный центр управления в кризисных ситуациях |
ЦУКС | Центр управления в кризисных ситуациях |
ОКСИОН | Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей |
МКИОН | Мобильный комплекс информирования и оповещения населения |
ТК | Терминальный комплекс |
ЧС | Чрезвычайная ситуация |
ГГС | Громкоговорящая связь |
СМС | Технология, позволяющая осуществлять прием и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном |
ВЦСС МЧС России | Ведомственная цифровая сеть связи МЧС России |
АРМ | Автоматизированное рабочее место |
Введение
Важнейшей задачей выполнения мероприятий по защите населения при угрозе или возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф является своевременное информирование населения о возможной либо уже сложившейся обстановке, правилам поведения и способах защиты.
Анализ рисков чрезвычайных ситуаций и происшествий показывает, что с одной стороны идёт нарастание и увеличение угроз, обусловленных ЧС природного и техногенного характера, с другой стороны в результате развития технической базы, появления новых информационных технологий, расширения технических возможностей современных средств оповещения и информирования возникла возможность адекватно отвечать на данные угрозы в вопросах оповещения населения.
Эти технологии позволяют информировать и оповещать людей различными типами оконечных устройств индивидуального и коллективного пользования (мобильные и стационарные телефоны, компьютеры с выходом в Интернет, теле и радиоприемники, централизованные системы оповещения).
Создание комплексной системы информирования и оповещения населения обеспечит своевременное информирование и максимально возможный охват населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, независимо от места нахождения человека, а также обеспечить параллельное выполнение функций информирования на различных уровнях системы антикризисного управления, что в конечном итоге минимизирует потери среди населения и уменьшит материальный ущерб.
-
Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации разработаны в целях реализации Федерального закона от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г.
№ 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени», совместного Приказа МЧС России, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
1.2. Рекомендации предназначены для территориальных органов МЧС России, органов управления РСЧС всех уровней при организации работы по информированию и оповещению населения с использованием современных телекоммуникационных и инфокоммуникационных технических средств и технологий.
1.3. Этапы создания системы информирования и оповещения населения на базе автоматизированных рабочих мест ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:
1.3.1. Анализ систем информирования и оповещения населения субъекта Российской Федерации, в том числе путем проведения социологических исследований.
1.3.2. На основе анализа разработка концепции, плана мероприятий и источников их финансирования по развитию и совершенствованию системы информирования и оповещения населения, в том числе программно-целевыми методами.
1.3.3. Выработка технических и организационных решений по внедрению методов и способов информирования и оповещения населения.
1.3.4. Создание комплексной системы информирования и оповещения населения, в том числе оснащение рабочих мест ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, ЕДДС муниципальных образований, организаций привлеченных для информирования и оповещения населения необходимыми программно-техническими и телекоммуникационными средствами.
1.3.5. Разработка соглашений, регламентов и инструкций по информированию и оповещению населения.
2. Анализ систем информирования и оповещения населения
2.1. Для решения задач по информированию и оповещению населения, обеспечения доведения информации до человека независимо от его местонахождения, необходимо провести анализ административно-территориального деления субъекта Российской Федерации, численности населения, возможностей телекоммуникационных и инфокоммуникационных технических средств и технологий на территории.
2.2. Способы и технические средства информирования и оповещения населения:
Централизованные системы оповещения
Системы централизованного оповещения являются составной частью системы антикризисного управления Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
За создание новых и реконструкцию существующих систем централизованного оповещения несут персональную ответственность главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, потенциально-опасных объектов.
Реконструкция (создание) региональных, местных и локальных систем оповещения - составная часть мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, эксплуатирующими потенциально-опасные объекты на соответствующих территориях с целью защиты населения. В рамках реконструкции действующих систем централизованного оповещения целесообразно предусматривать в местах массового пребывания людей замену имеющихся оконечных систем сиренного типа оповещения обеспечивающих только подачу сигнала «Внимание всем!» на системы громкоговорящего голосового оповещения, с помощью которых можно обеспечить информирование населения.
Соответствующие методические рекомендации по реконструкции (созданию) централизованных систем оповещения МЧС России разработаны и в данных рекомендациях не рассматриваются.
СМС рассылка сообщений
Возможности федеральных и региональных операторов сотовой связи рассматриваются по следующим направлениям:
а) количество операторов сотовой связи работающих на территории субъекта и число абонентов подключенных к данным операторам связи.
б) зоны покрытия территории субъекта операторами связи с адресами установки базовых станций сотовой связи.
в) наличие технической возможности проводить СМС или широковещательную рассылку сообщений у региональных представительств операторов связи:
- наличие в субъекте СМС центра;
- при отсутствии в субъекте СМС центров федеральных провайдеров связи возможна рассылка СМС сообщений через:
* регионального представительства провайдеров связи расположенного в другом субъекте Российской Федерации при наличии в субъекте инженерной службы и интерфейса предоставляющего удаленный доступ к СМС центру;
* НЦУКС в соответствии с действующими соглашениями с федеральными операторами сотовой связи.
- необходимое время для подготовки и передачи информации, скорость доставка сообщения при массовой СМС рассылке;
- номер информационного канала при широковещательном способе рассылки (Cell Broadcast).
г) возможность СМС рассылки по зарегистрированным абонентам на конкретных базовых станциях за последние 2-3 суток, для адресного информирования и оповещения.
д) контактные данные руководителей и ДДС (Call-центров) операторов и их режим работы.
Информирование абонентов операторов фиксированной телефонной связи
Некоторые операторы фиксированной телефонной связи имеют техническую возможность через Call-центры с использованием оборудования обзвона абонентов-должников передать речевую информацию на телефонные аппараты абонентов с привязкой к району, где произошло событие.
Направления по обследованию:
а) Количество операторов фиксированной телефонной связи работающих на территории субъекта и число абонентов подключенных к данным операторам связи
б) скорость доставки сообщений (в среднем по 1 информационному (телефонному) каналу скорость составляет 1,5 абонента в минуту)