Файл: Методические рекомендации по созданию системы информирования и оповещения населения на базе автоматизированных рабочих мест цукс главных управлений мчс россии по субъектам Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Методические рекомендации по созданию системы информирования и оповещения населения на базе автоматизированных рабочих мест ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации


2012 год

Содержание


Принятые сокращения

3

Введение

4


  1. Общие положения

5

  1. Анализ созданных и функционирующих на территории субъекта информирования и оповещения населения с целью их использования при централизованном информировании и оповещении населения при угрозе и возникновении ЧС, а также в повседневной деятельности.

6

3. Мероприятия по организации информирования и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС и в режиме повседневной деятельности.

10

4. Рекомендации по оснащению автоматизированных рабочих мест ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской федерации.

11

5. Направления дальнейшего развития системы информирования населения.


13

Приложение 1. Проект договора с телерадиовещательной компанией

15

Приложение 2. Проект соглашения с телерадиокомпанией компанией

22

Приложение 3. Проект соглашения с оператором сотовой связи

26

Приложение 4. Проект соглашения о взаимодействии с владельцами средств отображения информации (уличные светодиодные экраны, внутренние плазменные панели)

34

Приложение 5. Проект соглашения о взаимодействии с филиалом в субъекте РФ открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»

36

Приложение 6. Алгоритм действий специалиста по информированию и оповещению населения дежурной смены ЦУКС ГУ МЧС России по Удмуртской Республике при получении информации об угрозе (возникновении) ЧС (происшествия)

44

Приложение 7. Алгоритм действий оперативного дежурного пункта управления ГО Удмуртской Республики при получении информации об угрозе (возникновении) ЧС (происшествия)

46

Приложение 8. Схема взаимодействия органов управления, организаций при решении задач по информированию населения.

47



Принятые сокращения


Сокращение

Полное наименование

РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЕДДС

Единая дежурно - диспетчерская служба

СМИ

Средства массовой информации

НЦУКС

Национальный центр управления в кризисных ситуациях

ЦУКС

Центр управления в кризисных ситуациях

ОКСИОН

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

МКИОН

Мобильный комплекс информирования и оповещения населения

ТК

Терминальный комплекс

ЧС

Чрезвычайная ситуация

ГГС

Громкоговорящая связь

СМС

Технология, позволяющая осуществлять прием и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном

ВЦСС МЧС России

Ведомственная цифровая сеть связи МЧС России

АРМ

Автоматизированное рабочее место



Введение
Важнейшей задачей выполнения мероприятий по защите населения при угрозе или возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф является своевременное информирование населения о возможной либо уже сложившейся обстановке, правилам поведения и способах защиты.

Анализ рисков чрезвычайных ситуаций и происшествий показывает, что с одной стороны идёт нарастание и увеличение угроз, обусловленных ЧС природного и техногенного характера, с другой стороны в результате развития технической базы, появления новых информационных технологий, расширения технических возможностей современных средств оповещения и информирования возникла возможность адекватно отвечать на данные угрозы в вопросах оповещения населения.



Эти технологии позволяют информировать и оповещать людей различными типами оконечных устройств индивидуального и коллективного пользования (мобильные и стационарные телефоны, компьютеры с выходом в Интернет, теле и радиоприемники, централизованные системы оповещения).

Создание комплексной системы информирования и оповещения населения обеспечит своевременное информирование и максимально возможный охват населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, независимо от места нахождения человека, а также обеспечить параллельное выполнение функций информирования на различных уровнях системы антикризисного управления, что в конечном итоге минимизирует потери среди населения и уменьшит материальный ущерб.



  1. Общие положения


1.1. Настоящие рекомендации разработаны в целях реализации Федерального закона от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г.
№ 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени», совместного Приказа МЧС России, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".

1.2. Рекомендации предназначены для территориальных органов МЧС России, органов управления РСЧС всех уровней при организации работы по информированию и оповещению населения с использованием современных телекоммуникационных и инфокоммуникационных технических средств и технологий.

1.3. Этапы создания системы информирования и оповещения населения на базе автоматизированных рабочих мест ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:

1.3.1. Анализ систем информирования и оповещения населения субъекта Российской Федерации, в том числе путем проведения социологических исследований.

1.3.2. На основе анализа разработка концепции, плана мероприятий и источников их финансирования по развитию и совершенствованию системы информирования и оповещения населения, в том числе программно-целевыми методами.


1.3.3. Выработка технических и организационных решений по внедрению методов и способов информирования и оповещения населения.

1.3.4. Создание комплексной системы информирования и оповещения населения, в том числе оснащение рабочих мест ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, ЕДДС муниципальных образований, организаций привлеченных для информирования и оповещения населения необходимыми программно-техническими и телекоммуникационными средствами.

1.3.5. Разработка соглашений, регламентов и инструкций по информированию и оповещению населения.

2. Анализ систем информирования и оповещения населения
2.1. Для решения задач по информированию и оповещению населения, обеспечения доведения информации до человека независимо от его местонахождения, необходимо провести анализ административно-территориального деления субъекта Российской Федерации, численности населения, возможностей телекоммуникационных и инфокоммуникационных технических средств и технологий на территории.

2.2. Способы и технические средства информирования и оповещения населения:
Централизованные системы оповещения

Системы централизованного оповещения являются составной частью системы антикризисного управления Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.

За создание новых и реконструкцию существующих систем централизованного оповещения несут персональную ответственность главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, потенциально-опасных объектов.

Реконструкция (создание) региональных, местных и локальных систем оповещения - составная часть мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, эксплуатирующими потенциально-опасные объекты на соответствующих территориях с целью защиты населения. В рамках реконструкции действующих систем централизованного оповещения целесообразно предусматривать в местах массового пребывания людей замену имеющихся оконечных систем сиренного типа оповещения обеспечивающих только подачу сигнала «Внимание всем!» на системы громкоговорящего голосового оповещения, с помощью которых можно обеспечить информирование населения.


Соответствующие методические рекомендации по реконструкции (созданию) централизованных систем оповещения МЧС России разработаны и в данных рекомендациях не рассматриваются.
СМС рассылка сообщений

Возможности федеральных и региональных операторов сотовой связи рассматриваются по следующим направлениям:

а) количество операторов сотовой связи работающих на территории субъекта и число абонентов подключенных к данным операторам связи.

б) зоны покрытия территории субъекта операторами связи с адресами установки базовых станций сотовой связи.

в) наличие технической возможности проводить СМС или широковещательную рассылку сообщений у региональных представительств операторов связи:

- наличие в субъекте СМС центра;

- при отсутствии в субъекте СМС центров федеральных провайдеров связи возможна рассылка СМС сообщений через:

* регионального представительства провайдеров связи расположенного в другом субъекте Российской Федерации при наличии в субъекте инженерной службы и интерфейса предоставляющего удаленный доступ к СМС центру;

* НЦУКС в соответствии с действующими соглашениями с федеральными операторами сотовой связи.

- необходимое время для подготовки и передачи информации, скорость доставка сообщения при массовой СМС рассылке;

- номер информационного канала при широковещательном способе рассылки (Cell Broadcast).

г) возможность СМС рассылки по зарегистрированным абонентам на конкретных базовых станциях за последние 2-3 суток, для адресного информирования и оповещения.

д) контактные данные руководителей и ДДС (Call-центров) операторов и их режим работы.
Информирование абонентов операторов фиксированной телефонной связи

Некоторые операторы фиксированной телефонной связи имеют техническую возможность через Call-центры с использованием оборудования обзвона абонентов-должников передать речевую информацию на телефонные аппараты абонентов с привязкой к району, где произошло событие.

Направления по обследованию:

а) Количество операторов фиксированной телефонной связи работающих на территории субъекта и число абонентов подключенных к данным операторам связи

б) скорость доставки сообщений (в среднем по 1 информационному (телефонному) каналу скорость составляет 1,5 абонента в минуту)