Файл: Методические рекомендации по созданию системы информирования и оповещения населения на базе автоматизированных рабочих мест цукс главных управлений мчс россии по субъектам Российской Федерации.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
г) контактные данные руководителей и ДДС (Call-центров) операторов и их режим работы.
Информирование через СМИ
Для информирования населения через СМИ необходимо ежегодно проводить аккредитацию средств массовой информации:
- телекомпаний;
- радиокомпаний;
- информагентств;
- печатных изданий.
В рамках заключенных соглашений аккредитованные СМИ размещают информационные сообщения в телеэфире в новостных блоках и репортажах, по бегущей строке, в эфире радиостанций и на Интернет сайтах информагентств, в печатных изданиях.
Для оперативного информирования и оповещения населения в студиях теле и радиовещательных компаний закладываются заранее записанные сообщения для информирования населения, с отработкой соответствующих инструкций и регламентов. Кроме того, применяются технические средства обеспечивающие принудительное прерывание каналов вещания теле- радиокомпаний вещающих на территории субъекта для трансляции оперативного информационного сообщения с рабочего места ЦУКС.
Направления по обследованию:
а) количество СМИ и число людей пользующихся данными информационными ресурсами на территории субъекта Российской Федерации (необходимо проведение социологического исследования);
б) время выхода в эфир и доведения до населения информационного сообщения;
в) техническая возможность установки оборудования обеспечивающего принудительное прерывание каналов вещания теле- радиокомпаний для трансляции оперативного информационного сообщения с рабочего места ЦУКС;
г) необходимый носитель и технические параметры информационного материала для записи и закладки сообщений для населения в студиях теле и радиовещания;
д) контактные данные руководителей и студий, их режим работы.
Информирование через Интернет
Интернет в настоящее время в силу своей доступности стал одним из основных источников получения информации. Существует несколько способов размещения информации на интернет ресурсах среди них можно выделить следующие:
а) размещение информации на официальных интернет сайтах Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. При этом возможно одновременное размещение информации на новостном портале Яндекс – новости;
б) размещения информационного сообщения на интернет телевидении МЧС – 112;
в) размещение на сайтах операторов связи, предоставляющих услуги интернет, и на наиболее посещаемых новостных интернет сайтах, форумах и социальных сетей.
Одной из особенностей данного способа является быстрое доведение достоверной информации из официальных источников до заинтересованных средств массовой информации, позволяющее ликвидировать «информационный вакуум», предотвращая, таким образом, распространение недостоверной информации.
Направления по обследованию:
а) количество операторов связи, предоставляющих услуги Интернет, наиболее посещаемые новостные Интернет сайты, форумы, сайты социальных сетей и число людей пользующихся данными информационными ресурсами на территории субъекта Российской Федерации (необходимо проведение социологического исследования);
б) время выхода информационного сообщения и его доведения до населения;
в) необходимое оборудование и каналы для опубликования оперативного информационного сообщения с рабочего места ЦУКС;
г) необходимые параметры информационного материала для его публикации на интернет ресурсах;
д) контактные данные руководителей, ДДС операторов интернет и информагентств, их режим работы.
Информирование в местах массового пребывания
В местах с массовым пребыванием людей информирование населения осуществляется с помощью системы ОКСИОН, по средствам коллективных средств отображения (уличные светодиодные экраны рекламных компаний, внутренние плазменные панели), а также по голосовым системам управления эвакуацией и оповещения людей при пожаре.
Направления по обследованию:
1) наличие в местах массового пребывания людей технических средств информирования населения: уличные светодиодные экраны рекламных компаний, внутренние плазменные панели, устройства типа «Бегущая строка». Проработать техническую возможность сопряжение данных технических средств с единой сетью системы ОКСИОН;
2) наличие на объектах с массовым пребыванием людей речевых систем оповещения и управления эвакуацией людей и дежурного персонала объектов для использования данных систем в целях информирования населения.
Информирование на наземном общественном транспорте
Создание системы информирования и оповещения людей на наземном общественном транспорте с возможностью оперативной передачи информации из ЦУКС пассажирам, перевозимым транспортными компаниями.
Направления по обследованию:
1) рассмотреть возможность передачи оперативной информации, по средствам телефонной связи, диспетчерам транспортных организаций, с последующей передачей информации по средствам радиосвязи водителям трамваев, троллейбусов, автобусов, для информирования населения через громкоговорящие системы на транспорте;
2) наличие записывающих систем речевого информирования пассажиров в транспорте для использования данных систем в режиме повседневной деятельности в целях воспроизведения информации МЧС России.
Подвижные средства информирования
Территории, не охваченные стационарными автоматизированными средствами информирования и оповещения населения, оповещаются мобильными средствами громкоговорящей связи:
- мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);
- автомобили полиции;
- автомобили, оборудованные системами громкоговорящей связи.
Исходя из анализа для обеспечения эффективного и гарантированного доведения информации до населения необходимо комплексное использование всех видов и способов информирования населения.
3. Мероприятия по организации информирования и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и в режиме повседневной деятельности.
3.1. Организация информирования и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС и в режиме повседневной деятельности включает в себя комплекс мероприятий:
а) заключение соглашений с организациями, привлекаемыми для решения задач информирования и оповещения населения на основе проведенного анализа систем информирования и оповещения населения;
б) дооснащение автоматизированных рабочих мест специалистов ОДС ЦУКС задействованных в информировании населения;
в) организация и проведение обучения и тренировок со специалистами ЦУКС, диспетчерами ЕДДС муниципальных образований и дежурными службами организаций.
3.2. В соглашениях определяются:
- порядок приёма/передачи информации;
- временные регламенты выполнения процедур по информированию населения;
- формат передачи информации;
- контактные лица, телефоны, электронные адреса;
- ресурсы и виды средств информирования и оповещения населения привлекаемые;
- ответственность сторон;
- периодичность размещения ежедневной справочной, предупредительной и иной информации, связанной с обеспечением безопасности жизнедеятельности и информированием населения об угрозах ЧС, правилам поведения в случае их возникновения и способам защиты от них.
3.3. Заключение соглашений и регламентов взаимодействия оперативно-дежурной смены ЦУКС Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, диспетчеров ЕДДС муниципальных образований рекомендуется со следующими организациями, расположенными на территории субъекта:
а) операторами сотовой связи:
б) региональными операторами фиксированной телефонной связи;
в) средствами массовой информации (телекомпании, радиокомпании, печатные издания, информагентства);
г) владельцами средств отображения информации (уличные светодиодные экраны, внутренние плазменные панели);
д) владельцами информационных Интернет сайтов;
е) организациями наземного общественного транспорта;
ж) территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по вопросам осуществления оперативного информирования и оповещения населения с использование ГГС автомобилей экстренных оперативных служб.
3.4. Примеры соглашений с организациями участвующими в информировании населения приведены в приложениях № 1-5 к настоящим методическим рекомендациям.
4. Рекомендации по оснащению автоматизированных рабочих мест ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
4.1. Организация информирования населения о прогнозируемых и произошедших ЧС возлагается на Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации и осуществляется через оперативные дежурные смены органов повседневного управления:
а) Центры управления в кризисных ситуациях;
б) единые дежурно - диспетчерские службы муниципальных образований.
4.2. В Центрах управления в кризисных ситуациях рекомендуется привлечь к выполнению мероприятий по информированию и оповещению населения не менее двух специалистов из состава ОДС.
4.3. Для решения данной задачи требуется организационное и техническое оснащение рабочих мест специалистов по информированию и оповещению населения Центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС Росси по субъектам Российской Федерации.
В составе оперативной дежурной смены Автоматизированные рабочие места комплектуются:
1) техническими средствами связи:
- телефонной связью, в том числе ВЦСС МЧС России;
- виртуальной частной сетью ОКСИОН;
- интернетом;
- электронной почтой.
2) программно-аппаратным комплексом автоматизированного рабочего места оперативного дежурного по ОКСИОН.
3) техническим комплексом «Перехват» для организации принудительного прерывания аудиоканала теле- радиовещания телерадиокомпаний.
4) комплексами автоматизированных систем оповещения (АСО-8 (16, 32, 64).
5) флеш-модемом для рассылки СМС сообщений.
6) микрофоном для записи речевых сообщений.
7) оргтехникой для организации взаимодействия с дежурными службами организаций участвующих в информировании населения в режиме повседневной деятельности и в режиме угрозы ЧС (факс, принтер, сканер).
8) рабочей документацией организации информирования населения:
- алгоритмами действий и инструкциями по организации информирования и оповещения в режиме чрезвычайной ситуации и в режиме повседневной деятельности (приложения № 6, 7);
- реестром организаций участвующих в информировании с контактными телефонами и электронными адресами для рассылки информации;
- схемами организации взаимодействия (приложение № 8);
- текстовыми сообщениями по основным рискам возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий);
- формализованными бланками заявок для отправки специалистам вышестоящих органов управления МЧС России, дежурным службам организаций участвующих в информировании населения.