Файл: Основные концепции фирмы 1 Технологическая концепция фирмы 2 Контрактная концепция фирмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






































Содержание


Введение

Глава 1. Основные концепции фирмы

1.1 Технологическая концепция фирмы

1.2 Контрактная концепция фирмы

2. Что собой представляет ценовая дискриминация третьей степени?

Список используемой литературы

3. Практическая часть контрольных работ.

Введение
Изучение вопросов теории организации фирмы является важной составляющей современной экономической теории, на которое базируются исследования во многих прикладных науках. Кроме того, эти вопросы помогают понять причины и механизмы складывающихся на рынке отношений в рамках микроэкономического анализа. Поэтому тема изучения теории и практики организации фирмы является очень важной и актуальной. Теория фирмы разрабатывается различными науками: экономической теорией (преимущественно в разделе микроэкономической теории), теорией менеджмента (анализ последствий для деятельности фирмы, вытекающие из принятия целей, отличных от максимизации прибыли), поведенческими науками (которые предположение о максимизации чего бы то ни было заменили предположением о поведении на основе принципа достаточности или достижения удовлетворительного уровня). Источники современной теории организации фирмы мы можем найти в работах классиков: в политэкономии А. Смита, в теории капитала К. Маркса, в теории рациональной бюрократии М. Вебера.

Отправной точкой любого рассказа об изменениях взглядов экономистов о природе фирмы является неоклассическая теория фирмы. Среди отечественных авторов можно назвать В.Б. Акулова, Р.И. Капелюшникова, М.Н. Рудакова, А.Е. Шастико, М.М. Юдкевича и других.

Целью данной работы является изучение вопросов концепции фирмы в теории организации. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи: изучить существующие концепции организации фирмы, рассмотреть альтернативные цели фирм. Для решения этих задач основная часть курсовой работы была разбита на две главы: «Теория организации фирмы» и «Практика организации фирмы». Структура работы целиком включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.



Основные концепции фирмы
1.1 Технологическая концепция фирмы
Теория рыночных структур имеет дело с функционированием рынков. Анализ структуры рынка начинается с изучения фирмы как экономического агента особого рода, специфические черты которого определяют особенности и последствия деятельности отрасли. Рассмотрим, что же такое фирма, чем является и чем не является данный субъект экономики. Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом.

Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов состоит в том, что она: - представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу; - является самостоятельным юридически независимым экономическим агентом; - выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг. Фирма служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования; - существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками - прибыли. Прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы - либо как главная цель, либо как один из значимых критериев ее поведения.

Существуют три основных подхода к определению фирмы, каждый из которых ставит во главу угла разные стороны деятельности фирмы. Так как роль фирм в экономике состоит в производстве товаров и услуг, технологический подход к фирме является одним из центральных в теории рынков. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском (МЭВ) для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы.

Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов), с другой.



Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба, то есть субаддитивностью издержек: издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм. Если рассматривается производство одного товара, то имеют в виду простой положительный эффект масштаба - сокращение средних издержек выпуска товара при увеличении его количества; если же рассматривается производство нескольких товаров, то речь идет о положительном эффекте разнообразия - сокращении средних издержек производства одного товарного вида при увеличении количества товарных марок, выпускаемых в рамках одной фирмы.

Понятие субаддитивности издержек в рамках технологического подхода к фирме позволяет ответить на вопрос, почему экономика в целом и даже зачастую одна отрасль не может представлять собой одну-единственную фирму. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства формирует технологическую границу фирмы. Преодоление тенденции роста средних издержек в рамках одной и то же фирмы возможно с помощью выделения внутри фирмы нескольких относительно независимых подразделений, которые действовали бы как квазифирмы, то есть путем изменения внутренней организации фирмы.

Субаддитивность издержек определяет также и вертикальные размеры фирмы: выбор фирмы между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки. Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при их покупке:
TC(q1,O) + TC(0,q2) >TC(q1q2),
где q1и q2 - продукты последовательных стадий переработки. Соответственно, уменьшение субаддитивности издержек способствует приостановлению вертикальной экспансии фирмы, ограничивает ее вертикальный рост.

Таким образом, технологический подход к анализу фирмы позволяет выявить производственные ограничения распространения фирмы вширь и вглубь, установить естественные границы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования.
1.2 Контрактная концепция фирмы
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются формальными договорами - контрактами. Но даже если отношения не регулируются формальным договором, существуют свои правила поведения между работниками фирмы, работниками и управляющими, между поставщиками и потребителями продукции. Эти правила поведения могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как они достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции прочих участников.


Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних, контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения. Это транзакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) и издержки контроля. Транзакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов, в противоположность затратам, связанным с внутренними контрактами - издержками контроля.

Транзакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму. U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими транзакционными издержками. Это простая линейная фирма, для которой характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру.

Функции контроля расположены «по линейке», что дает экономию издержек контроля: в каждый момент одно подразделение контролирует и контролируется только одним же другим подразделением. Однако поскольку с потребителем имеет дело только последнее подразделение (как правило, отдел сбыта), а остальные отделы непосредственно не касаются рынка, такая форма может существовать только для однородного небольшого производства; при росте числа товарных наименований или объема выпуска отсутствие связи с рынком затрудняет реакцию производства на изменение потребностей, что делает данную форму менее гибкой и, следовательно, менее конкурентоспособной в долгосрочной перспективе. Поэтому такая форма характерна только для малых и средних фирм. Небольшие размеры фирм, в свою очередь, приводят к высоким издержкам на выполнение внешних контрактов.

Таким образом, U-форма порождает сравнительно небольшие издержки контроля за счет высоких транзакционных издержек. М-форма (от английского multiproduct) представляет собой параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру. Здесь с потреблением и рынком для всех
продуктов имеет дело центральное руководство, а не отдельные продуктовые или производственные подразделения, что дает возможность оперативно реагировать на изменение рыночных параметров спроса для любого выпускаемого продукта. Это способствует гибкости производства, что ведет к организации много продуктового процесса в крупных масштабах. Транзакционные издержки понижаются, поскольку многие промежуточные продукты производятся внутри фирмы. Однако усложнение системы управления продуктовыми подразделениями ведет к увеличению издержек контроля.

Что собой представляет ценовая дискриминация третьей степени
Третья степень – дорого для богатых, дешевле для менее обеспеченных

Этот вид дискриминации цен подразумевает разделение рынка на категории по степени покупательской способности. В рамках отдельно выделенной категории цены одинаковы, но они отличаются для разных сегментов потребителей. Дороже будут платить клиенты с неэластичным спросом, а дешевле – те, что в результате повышенной потребности будут приобретать большие объемы, пусть и по более низкой стоимости.

Примеры дискриминации третьей степени:


  • «детские» и «взрослые» билеты;

  • льготный проезд для детей из многодетных семей, инвалидов и некоторых других отдельно выделенных категорий населения;

  • «эконом», «бизнес-класс» и «VIP»;

  • «утренние» и «вечерние» блюда в кафе;

  • расценки гостиниц для граждан своего государства и иностранцев и др.



Список используемой литературы
1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2006.

2. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М.: МНИИПУ, 1998. –176 с.

3. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов / Науч. ред. Л. Свенцицкий. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.

4. Менар К. Экономика организаций / Пер. с фр.; под ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 160 с.

5. Мильнер Б.З. Теория организаций / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 558 с.

6. Лафта Дж.К. Теория организации: Учебное пособие / Дж.К. Лафта. – М.: Проспект Велби, 2003. – 416 с.

7. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов / Р.А. Коренченко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 286 с.