Файл: Определение психологии как науки. Объект (психика) и предмет психологии, задачи, структура психологии (отрасли), ее эмблема, источники изучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.Эмоции и чувства, их функции и виды
Эмоции – особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний.
Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает
Функции эмоций
сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую
Функции чувств
мотивационная – чувства мотивируют поведение;
сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.
Виды эмоций
Простые, сложные, положительные, отрицательные, стенические (стенос сила), астенические (астенос- слабость)
Виды чувств
Низшие и высшие (нравств, интеллект, практические, эстетич, религиоз)
По Додонову: альтруистические (помощь и сопереживание другому), коммуникативные (общение с другими), праксические (процесс и результаты деятельности), глорические (слава и достижения), гностические (познание), пугнические (борьба и соревнование), романтические (восприятие таинственного), эстетические (восприятие прекрасного).
-
Воля, структура волевого акта.
Воля - это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.
Структура волевого акта
Возникновение побуждения и предварительной постановки цели.
Борьба мотивов.
Принятие решений.
Исполнение решения.
Отличительная черта протекания волевого акта заключается в том, что формой его осуществления являются волевые усилия на любых фазах.
-
Понятие о личности в современной психологии. Структура личности. Формы направленности личности (по К.К. Платонову).
Личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде
Структура личности
Направленность, знания умения и навыки, индивидуально-типологические особенности (рубинштейн), направленность, соц опыт, форм отражения, биолог обусловленная (платонов), направленность, возможности, характер, чич-ма упражнений (ковалёв)
Формы направленности личности
Уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность.
-
Деятельность, ее структура и основные виды (игровая, учебная, трудовая).
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Структура
Потребность-мотив-цель(задачи)- действие (операции)-результат
Виды
Труд (д-ть напр на создание мат и дух ценностей), Учение( д-ть напр на усвоение знаний, выработку умений и навыков), Игра ( на сам процесс игры и воспроизв в доступной форме труд и учение)
-
Общение как коммуникация, интеракция, перцепция.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в общении между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера
Интеракция (взаимодействие) - взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности
Перцепция (взаимовосприятие) - способность человека воспринимать окружающий мир с помощью органов ч-в
-
Механизмы социальной перцепции (рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция, стереотипизация, проецирование, идентификация, эффект первичной и последней информации).
Рефлексия – механизм восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.
Казуальная атрибуция – феномен межличностного восприятия, заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека.
Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям
Проецирование – механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извн
Идентификация – психологический процесс, при котором индивид ассимилирует аспект, свойство или атрибут другого и полностью или частично трансформируется моделью, которую предоставляет другой.
Эффект первичной и последней информации – если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
-
Темперамент, его типы и психологические свойства. Из истории изучения темперамента
Темпернамент (соразмерность) - это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности.
Типы: сангвиниг (кровь), холерик (желчь), меланхолик (ч желчь), флегматик (слизь)
Свойства
*Сензитивность - необходимая минимальная сила раздражения извне для начала реакций в психике индивида.
Реактивность определяет силу и скорость ответа на неожиданный раздражитель, то есть это непроизвольные реакции на свет, громкий звук, неожиданное действие.
Активность (пассивность) - степень влияния темперамента на окружающие его раздражители. То есть, с какой скоростью человек может влиять на обстоятельства, препятствия, мешающие ему получить свою цель.
Пластичность (ригидность) - скорость приспособления человека к изменениям внешней среды. Пластичность – хорошая способность к приспособлению, ригидность – трудность в изменении убеждений, взглядов, интересов.
Экстраверсия (интроверсия) - ориентация человека на внешний мир либо внутренний (направленность жизненной энергии).
Возбудимость эмоций определяет скорость эмоционального реагирования на минимальный раздражитель извне (минимальная сила,
на которую происходит эмоциональная реакция).
Темп реакций - это скорость психических процессов и реакций (продолжительность): быстрота реакции, темп речи, быстрота ума.
История
«темперамент» ввел древнегреческий врач Гиппократ (около 460 года до н. э. — около 370 года до н.э.). Гиппократ предположил, а древнеримский врач Гален (129 или 131 год — около 200 или 217 год) объяснил темперамент как индивидуальное отношение внутренних химических систем человеческого организма, с преобладанием одного из «жизненных соков» (четырёх элементов).
Кант что это зависит от крови, Лесгафт св-ва кровообращения, Кречмер от телосложения.
-
Характер, его структура и акцентуации. Характерология как наука о характере.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Структура:
1)направленность; 2) убеждения; 3) умственные черты; 4) эмоции; 5) воля; 6) темперамент; 7) полнота; 8) целостность; 9) определенность; 10) сила.
Акцентуация – крайние варианты нормы как рез-т усиления его отдельных черт
Гипертимный тип Циклоидный тип Астено-невротический тип Сенситивный тип Психастенический (тревожный) тип Шизоидный тип Эпилептоидный (возбудимый) тип Истероидный тип Неустойчивый тип Лабильный тип Конформный тип Параноидный тип
Характерология - раздел психологии, занимающийся изучением характера, описанием его типов, сущности, а также исследованием процессов его развития и самоформирования.
-
Способности, их виды и уровни развития (одаренность, талант, гениальность).
Способности – индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятеьности и легкость овладения ею (быстро и качественно) появл и развив в деят-ти
Виды сп-тей (общие: сп-ти к шир кругу видов деят-ти, творческие интеллектуальн. Специальные: *спос к опр виду деят-ти; математич художеств муз реч педагогич), теорет, практич
Уровни развития
Одарённость – индивидуал задатки, необходимые для успешной деятельности чел в опр области
Талант – выдающиеся способности в к-либо обл, присущ индивиду от рожд или под влиянием упражнений развив до выс степени
Гениальность – выс степень способностей, проявл в макс твор продуктивности, имеющей для соц жизни искл истор значение