Файл: 1. Вербальные и невербальные средства коммуникации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);
- ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);
2) "барьер" отношения - это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения:
- к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);
- к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);
- к ситуации (негативное отношение к ситуации);
3) "барьеры" обращения как специфической формы отношения. Эти "барьеры" возникают:
- при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);
- при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).
Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.
Также выделяют следующие барьеры общения:
· коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например, если речь искажена или люди беседуют на разных языках);
· психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или "первое впечатление" оказало слишком сильное влияние).
4. Анализ коммуникации в современном обществе по Г.Д. Лассуэллу
Модель коммуникации Лассуелла (также известная как «модель действия», «линейная модель» или «односторонняя модель коммуникации») была разработана Гарольдом Д. Лассуеллом (1902-1978) в 1948 году и считается одной из наиболее влиятельных концепций в теории коммуникации.
Компоненты коммуникационной модели Лассуелла
Модель коммуникации Лассуелла включает 5 элементов, которые используются в качестве инструмента анализа для оценки процесса коммуникации. Элементы – это вопросы, которые нужно задать, чтобы получить ответы и поддерживать коммуникацию.
Элементы | Значение | Анализ |
Кто? | Коммуникатор, источник или отправитель сообщения | Производится анализ коммуникатора |
Что говорит? | Содержание сообщения | Проводится анализ содержания сообщения |
По какому каналу? | Способ передачи сообщения | Анализ средств передачи сообщения |
Кому? | Получатель сообщения или группа людей | Анализ того, кто получает сообщение |
С каким эффектом? | Реакция на полученное сообщение | Анализ эффектов коммуникационного воздействия |
Объяснение элементов модели Лассуелла
-
Анализ коммуникатора помогает отправителю сообщения улучшить взаимодействие с адресатом. -
Анализ содержания связан со стереотипами и представительством разных групп в политике. Он также связан с целью или скрытыми мотивами сообщения. -
Анализ каналов передачи сообщения показывает, какой из них отправителю следует использовать для достижения максимального эффекта на аудиторию. -
Анализ аудитории определяет целевую группу, которой нужно будет манипулировать и которой предстоит промывать мозги. -
Анализ эффекта выполняется до начала самого процесса коммуникации. Он используется для прогнозирования воздействия сообщения на целевую аудиторию, которую отправитель планирует использовать в своих целях.
Объяснение модели коммуникации Лассуелла
Хотя модель Лассуелла разрабатывалась для анализа массовой коммуникации, она также используется и для межличностной или групповой коммуникации для эффективного распространения сообщения среди различных групп в различных ситуациях.
Модель Лассуелла была разработана для изучения медиа-пропаганды стран и предприятий того времени политическими силами. Только богатые люди имели такие средства связи, как телевизоры и радиоприемники. Она должна была показать культуру масс-медиа.
Лассуелл также внедрил в науку концепцию эффективного процесса коммуникации. Он говорил о связи между презентацией факта и эффектом, который она порождает. Использование идеи обязательного эффекта делает модель Лассуелл нелинейной, что условно противоречит ее названию. Однако стоит заметить, что эффект также можно рассматривать в качестве обратной связи.
Хотя в целом фактор эффекта должен был больше касаться результата трансляции сообщения, данная модель применяется в различных средствах массовой информации – даже несмотря на то, что она была разработана специально для массовой коммуникации.
Модель Лассуелла напоминает шумовую модель коммуникации, предложенную Клодом Шенноном и Уорреном Уивером, хотя их модель носит более графический характер. Джордж Гербнер, основатель гипотезы культивации, расширил модель Лассуелла и включил в нее элемент реакции получателя сообщения.