Файл: Методические рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета Информатика.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета «Информатика»
на основе анализа результатов ОГЭ - 2022 в Кировской области
Петренко Надежда Евгеньевна,
учитель информатики МБОУ СОШ с УИОП №52 г. Кирова,
председатель региональной предметной комиссии по информатике,
Ярославцев Виктор Леонидович,
методист ЦНППМ КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
В Кировской области в 2022 году основной государственный экзамен по предмету «Информатика» (по выбору) сдавали 4217 участника, что превышает количество сдававших в прошлые годы (2019 – 3766 человека, 2018 – 3111 человека). Рост составил по сравнению с 2019 годом составил 10,7%. В 2020-2021 году ОГЭ по информатике и ИКТ не проводились из-за коронавирусной инфекции.
Больше всех выбирают экзамен по информатике и ИКТ выпускники средних образовательных школ – 44,4%, затем лицеев и гимназий – 16,9%. Это связано с тем, что минимальный порог для сдачи экзамена по информатике и ИКТ составляет всего 5 баллов, поэтому большинство обучающихся выбирают информатику как экзамен по выбору.
Таблица 1 Динамика результатов ОГЭ по предмету.
Получили отметку | 2018 г. | 2019 г. | 2022 г. | |||
чел. | %1 | чел. | % | чел. | % | |
«2» | 38 | 0,34 | 144 | 1,24 | 144 | 3,41 |
«3» | 2359 | 21,14 | 3329 | 28,68 | 2242 | 53,21 |
«4» | 4158 | 37,26 | 4675 | 40,28 | 1337 | 32,87 |
«5» | 4605 | 41,26 | 3459 | 29,80 | 444 | 10,51 |
В 2022 году по сравнению с 2019 и 2018 годом увеличилась доля получивших на ОГЭ по информатике и ИКТ оценки на «2» и «3», что связано с тем, что два года экзамен не проводился и произошли изменения в содержании КИМ. Доля обучающихся, сдавших на «5», значительно снизилась.
Краткая характеристика КИМ по учебному предмету
В 2020 году были внесены изменения в структуру КИМ ГИА-9, уменьшилось количество заданий с 20 до 15. В Кировской области по обновленным КИМ экзамен проводился впервые в 2022 году.
Вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий. Количество заданий, проверяющих каждый из предметных результатов, зависит от его вклада в реализацию требований ФГОС и объёмного наполнения материалов в курсе информатики основной школы.
Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.
В КИМ предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
-
задания на вычисление определённой величины; -
задания на установление правильной последовательности, представленной в виде строки символов по определённому алгоритму.
Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим компьютер. Задания этой части направлены на проверку практических навыков использования информационных технологий. В этой части 2 задания с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом в виде файла.
Ответами к заданиям 1-12 являются число, слово, последовательность букв или цифр.
Результатом выполнения каждого из заданий 13–15 является отдельный файл.
На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:
-
единицы измерения информации; -
принципы кодирования информации; -
моделирование; -
понятие алгоритма, его свойства, способы записи; -
основные алгоритмические конструкции; -
основные элементы математической логики; -
основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях; -
принципы адресации в Интернете.
Задания, проверяющие сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации, включены в части
1 и 2 работы. Это следующие умения:
-
подсчитывать информационный объём сообщения; -
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей; -
формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках; -
создавать и преобразовывать логические выражения; -
оценивать результат работы известного программного обеспечения; -
производить поиск информации в документах и файловой системе компьютера.
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит в часть 2 работы. Это следующие сложные умения:
-
создание небольшой презентации из предложенных элементов или создание форматированного текстового документа, включающего формулы и таблицы; -
разработка технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных; -
разработка алгоритма для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.
В КИМ представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня проверяют освоение базовых знаний и умений, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. Задания повышенного уровня сложности проверяют способность экзаменуемых действовать в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо выбрать этот способ из набора известных им или сочетать два-три известных способа
действий. Задания высокого уровня сложности проверяют способность экзаменуемых решать задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо сконструировать способ решения, комбинируя известные им способы.
Таблица 2 Распределение заданий по уровням сложности.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 19 |
Базовый | 10 | 10 | 52 |
Повышенный | 3 | 4 | 22 |
Высокий | 2 | 5 | 26 |
Итого | 15 | 19 | 100 |
Статистический анализ выполнения заданий КИМ
Анализ выполняемости заданий и групп заданий КИМ ОГЭ в 2022 году приведен в таблице 3. Для ее заполнения использован обобщенный план КИМ по предмету с указанием средних процентов выполнения по каждой линии заданий в регионе.
Таблица 3
Номер задания в КИМ | Проверяемые элементы содержания / умения | Уровень сложности задания | Средний процент выполнения2 | Процент выполнения6 по региону в группах, получивших отметку | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | ||||
1 | Оценивать объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных | базовый | 71,2 | 17,4 | 63,8 | 88,8 | 97,1 |
2 | Уметь декодировать кодовую последовательность | базовый | 92,7 | 76,8 | 91,9 | 96,3 | 98,9 |
3 | Определять истинность составного высказывания | базовый | 52,8 | 7,6 | 40,6 | 72,4 | 89,9 |
4 | Анализировать простейшие модели объектов | базовый | 70,3 | 18,8 | 62,6 | 87,7 | 96,2 |
5 | Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | базовый | 81 | 24,6 | 78 | 94,7 | 99,1 |
6 | Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования | базовый | 28,3 | 3,9 | 15,8 | 39,7 | 76,1 |
7 | Знать принципы адресации в сети Интернет | базовый | 85 | 34,7 | 83,1 | 96,3 | 99,3 |
8 | Понимать принципы поиска информации в Интернете | повышенный | 49,4 | 12 | 35,9 | 67,6 | 90,8 |
9 | Умение анализировать информацию, представленную в виде схем | повышенный | 70,2 | 19,3 | 63 | 86,1 | 98 |
10 | Записывать числа в различных системах счисления | базовый | 54,3 | 3,1 | 26,1 | 79,8 | 97,1 |
11 | Поиск информации в файлах и каталогах компьютера | базовый | 86,6 | 40,6 | 78,3 | 95,2 | 99,1 |
12 | Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию | базовый | 36,7 | 6,2 | 23,1 | 53,9 | 76,6 |
13 | Создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2) | повышенный | 43,1 | 14,6 | 34,6 | 55,1 | 71,7 |
14 | Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы | высокий | 24,9 | 0,6 | 5,5 | 21,4 | 86,5 |
15 | Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант задания 15.1) или на универсальном языке программирования (вариант задания 15.2) | высокий | 22,6 | 0,6 | 4,2 | 36,6 | 89,2 |
Представленные в таблице 2 результаты выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложностей свидетельствуют о том, что не все выполнены обучающимися успешно.
Наиболее высокие результаты в заданиях базового уровня сложности показаны при выполнении следующих заданий:
№ 2 – найти цепочку, имеющую только одну расшифровку (декодирование кодовой последовательности, 92,7%):
№ 5 – записать номера команд для исполнителя «Квадратор» (анализ простого алгоритма для исполнителя с фиксированным набором команд, 81%);
№ 7 – записать последовательность цифр, кодирующую адрес файла в сети Интернет (знание принципов адресации в сети Интернет, 85 %);
№ 11 – найти слово в тексте с помощью средств операционной системы и текстового редактора или браузера (организация поиска информации в файлах и каталогах компьютера, 86,6%).
Достаточно хорошие результаты показали обучающиеся при выполнении заданий:
№ 1 (базовый уровень) – найти лишнее слово в написанном предложении, зная на сколько байт его размер в данной колировке превышает размер нужного предложения (оценивание объема памяти, необходимой для хранения текстовых данных, 71,2%);
№ 4 (базовый уровень) – определить длину кратчайшего пути между пунктами (анализ простейших моделей объектов, 70,3%);
№ 9 (повышенный уровень) – по данной схеме дорог определить сколько существует различных путей из одного города в другой (анализ информации, представленной в виде схем, 70,2%). При выполнении данного задания учащиеся нередко вместо количества путей выписывают в ответ длину кратчайшего пути между городами.
Низкий уровень усвоения следующих компонентов содержания программы:
№ 3 (базовый уровень) – определение истинности составного высказывания (52,8%);
№ 6 (базовый уровень) –формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования (28,3%);
№ 8 (повышенный уровень) – понимание принципов поиска информации в Интернете (49,4%);
№ 10 (базовый уровень) –запись числа