Файл: Методические рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета Информатика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета «Информатика»
на основе анализа результатов ОГЭ - 2022 в Кировской области

Петренко Надежда Евгеньевна,

учитель информатики МБОУ СОШ с УИОП №52 г. Кирова,

председатель региональной предметной комиссии по информатике,

Ярославцев Виктор Леонидович,

методист ЦНППМ КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»


В Кировской области в 2022 году основной государственный экзамен по предмету «Информатика» (по выбору) сдавали 4217 участника, что превышает количество сдававших в прошлые годы (2019 – 3766 человека, 2018 – 3111 человека). Рост составил по сравнению с 2019 годом составил 10,7%. В 2020-2021 году ОГЭ по информатике и ИКТ не проводились из-за коронавирусной инфекции.

Больше всех выбирают экзамен по информатике и ИКТ выпускники средних образовательных школ – 44,4%, затем лицеев и гимназий – 16,9%. Это связано с тем, что минимальный порог для сдачи экзамена по информатике и ИКТ составляет всего 5 баллов, поэтому большинство обучающихся выбирают информатику как экзамен по выбору.

Таблица 1 Динамика результатов ОГЭ по предмету.


Получили отметку

2018 г.

2019 г.

2022 г.

чел.

%1

чел.

%

чел.

%

«2»

38

0,34

144

1,24

144

3,41

«3»

2359

21,14

3329

28,68

2242

53,21

«4»

4158

37,26

4675

40,28

1337

32,87

«5»

4605

41,26

3459

29,80

444

10,51

В 2022 году по сравнению с 2019 и 2018 годом увеличилась доля получивших на ОГЭ по информатике и ИКТ оценки на «2» и «3», что связано с тем, что два года экзамен не проводился и произошли изменения в содержании КИМ. Доля обучающихся, сдавших на «5», значительно снизилась.


Краткая характеристика КИМ по учебному предмету



В 2020 году были внесены изменения в структуру КИМ ГИА-9, уменьшилось количество заданий с 20 до 15. В Кировской области по обновленным КИМ экзамен проводился впервые в 2022 году.

Вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий. Количество заданий, проверяющих каждый из предметных результатов, зависит от его вклада в реализацию требований ФГОС и объёмного наполнения материалов в курсе информатики основной школы.

Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.

В КИМ предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на вычисление определённой величины;

  • задания на установление правильной последовательности, представленной в виде строки символов по определённому алгоритму.

Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим компьютер. Задания этой части направлены на проверку практических навыков использования информационных технологий. В этой части 2 задания с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом в виде файла.

Ответами к заданиям 1-12 являются число, слово, последовательность букв или цифр.

Результатом выполнения каждого из заданий 13–15 является отдельный файл.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:

  • единицы измерения информации;

  • принципы кодирования информации;

  • моделирование;

  • понятие алгоритма, его свойства, способы записи;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • основные элементы математической логики;

  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях;

  • принципы адресации в Интернете.

Задания, проверяющие сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации, включены в части

1 и 2 работы. Это следующие умения:

  • подсчитывать информационный объём сообщения;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • создавать и преобразовывать логические выражения;

  • оценивать результат работы известного программного обеспечения;

  • производить поиск информации в документах и файловой системе компьютера.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит в часть 2 работы. Это следующие сложные умения:

  • создание небольшой презентации из предложенных элементов или создание форматированного текстового документа, включающего формулы и таблицы;

  • разработка технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

  • разработка алгоритма для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.

В КИМ представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня проверяют освоение базовых знаний и умений, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. Задания повышенного уровня сложности проверяют способность экзаменуемых действовать в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо выбрать этот способ из набора известных им или сочетать два-три известных способа
действий. Задания высокого уровня сложности проверяют способность экзаменуемых решать задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо сконструировать способ решения, комбинируя известные им способы.

Таблица 2 Распределение заданий по уровням сложности.

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 19

Базовый

10

10

52

Повышенный

3

4

22

Высокий

2

5

26

Итого

15

19

100


Статистический анализ выполнения заданий КИМ
Анализ выполняемости заданий и групп заданий КИМ ОГЭ в 2022 году приведен в таблице 3. Для ее заполнения использован обобщенный план КИМ по предмету с указанием средних процентов выполнения по каждой линии заданий в регионе.

Таблица 3

Номер

задания
в КИМ


Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания


Средний процент выполнения2

Процент выполнения6 по региону в группах,
получивших отметку


«2»

«3»

«4»

«5»

1

Оценивать объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных

базовый

71,2

17,4

63,8

88,8

97,1

2

Уметь декодировать кодовую последовательность

базовый

92,7

76,8

91,9

96,3

98,9

3

Определять истинность составного высказывания

базовый

52,8

7,6

40,6

72,4

89,9

4

Анализировать простейшие модели объектов

базовый

70,3

18,8

62,6

87,7

96,2

5

Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

базовый

81

24,6

78

94,7

99,1

6

Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования

базовый

28,3

3,9

15,8

39,7

76,1

7

Знать принципы адресации в сети Интернет

базовый

85

34,7

83,1

96,3

99,3

8

Понимать принципы поиска информации в Интернете

повышенный

49,4

12

35,9

67,6

90,8

9

Умение анализировать информацию, представленную в виде схем

повышенный

70,2

19,3

63

86,1

98

10

Записывать числа в различных системах счисления

базовый

54,3

3,1

26,1

79,8

97,1

11

Поиск информации в файлах и каталогах компьютера

базовый

86,6

40,6

78,3

95,2

99,1

12

Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию

базовый

36,7

6,2

23,1

53,9

76,6

13

Создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2)

повышенный

43,1

14,6

34,6

55,1

71,7

14

Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы

высокий

24,9

0,6

5,5

21,4

86,5

15

Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант задания 15.1) или на универсальном языке программирования (вариант задания 15.2)

высокий

22,6

0,6

4,2

36,6

89,2



Представленные в таблице 2 результаты выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложностей свидетельствуют о том, что не все выполнены обучающимися успешно.

Наиболее высокие результаты в заданиях базового уровня сложности показаны при выполнении следующих заданий:

№ 2 – найти цепочку, имеющую только одну расшифровку (декодирование кодовой последовательности, 92,7%):

№ 5 – записать номера команд для исполнителя «Квадратор» (анализ простого алгоритма для исполнителя с фиксированным набором команд, 81%);

№ 7 – записать последовательность цифр, кодирующую адрес файла в сети Интернет (знание принципов адресации в сети Интернет, 85 %);

№ 11 – найти слово в тексте с помощью средств операционной системы и текстового редактора или браузера (организация поиска информации в файлах и каталогах компьютера, 86,6%).

Достаточно хорошие результаты показали обучающиеся при выполнении заданий:

№ 1 (базовый уровень) – найти лишнее слово в написанном предложении, зная на сколько байт его размер в данной колировке превышает размер нужного предложения (оценивание объема памяти, необходимой для хранения текстовых данных, 71,2%);

4 (базовый уровень) определить длину кратчайшего пути между пунктами (анализ простейших моделей объектов, 70,3%);

№ 9 (повышенный уровень) – по данной схеме дорог определить сколько существует различных путей из одного города в другой (анализ информации, представленной в виде схем, 70,2%). При выполнении данного задания учащиеся нередко вместо количества путей выписывают в ответ длину кратчайшего пути между городами.

Низкий уровень усвоения следующих компонентов содержания программы:

№ 3 (базовый уровень) определение истинности составного высказывания (52,8%);

№ 6 (базовый уровень) –формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования (28,3%);

№ 8 (повышенный уровень) – понимание принципов поиска информации в Интернете (49,4%);

№ 10 (базовый уровень) –запись числа