Файл: Методические рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета Информатика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в различных системах счисления (54,3%);

№ 12 (базовый уровень) –определение количества файлов, отобранных по некоторому условию (36,7%);

№ 13 (повышенный уровень) – создание презентации или текстового документа (43,1%);

№ 14 (высокий уровень) – обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы (24,9%);

№ 15 (высокий уровень) – создание и выполнение программы для заданного исполнителя или на универсальном языке программирования (22,6%).
Содержательный анализ выполнения заданий КИМ
Вторая часть экзаменационной работы содержала 1 задание повышенного уровня и 2 задания высокого уровня сложности.

В отличие от других предметов задания с развернутым ответом по информатике представляют собой практические задания, выполнение которых производится учащимся на компьютере. Результатом выполнения каждого из заданий является отдельный файл.

Задания 13 и 15 представлены в двух вариантах (13.1 и 13.2, 15.1 и 15.2), экзаменуемый самостоятельно выбирает один из двух вариантов заданий.

Задание 13.1 заключается в создании презентации из трёх слайдов на заданную тему с использованием готового текстового и иллюстративного материала. Для выполнения данного задания можно использовать любую программу создания презентаций. Предоставляются текстовый файл и файлы с изображениями, требуемые для выполнения задания. Данные файлы создаются разработчиками КИМ и являются неотъемлемой частью экзаменационных материалов. Обучающийся должен самостоятельно отобрать и при необходимости отредактировать текстовые фрагменты и иллюстрации так, чтобы они наиболее полно соответствовали теме презентации.

При проверке задания 13.1 учитываются требования к форме и содержанию. По форме презентация должна соответствовать образцу в целом (количество слайдов, наличие и расположение объектов на слайдах, размер шрифта), содержание должно быть по заданной теме с использованием (копированием) готового текста из материалов к заданию или создано участником экзамена самостоятельно.

В задании 13.2 от выпускника требуется продемонстрировать сформированность умения создать и оформить текстовый документ по заданному образцу в текстовом процессоре. При этом экзаменуемому нужно уметь задавать такие параметры, как размер шрифта, величина абзацного отступа, выравнивание абзаца, полужирное, курсивное и подчёркнутое написание текста, создание и заполнение простой таблицы, применение специальных обозначений для единиц измерения (градусы, кубические метры, угловые минуты и т.д.).


В отличие от задания 13.1 для выполнения задания 13.2 предоставление экзаменуемому каких-либо исходных файлов не предусмотрено. Текст и по форме, и по содержанию должен полностью соответствовать образцу в задании.

Задание 14 заключается в обработке большого массива данных с использованием электронной таблицы. При выполнении задания необходимо использовать программу для обработки информации, представленной в виде электронных таблиц (табличный процессор).

Для выполнения задания обучающемуся предоставляется файл электронной таблицы, содержащей исходные данные. При выполнении задания 14 обучающийся находит ответы на вопросы, сформулированные в задании, используя средства электронной таблицы: формулы, функции, операции с блоками данных, сортировку и поиск данных. Участник экзамена записывает найденные ответы в ячейки электронной таблицы, указанные в условии задачи, после чего сохраняет таблицу.

Задание 14 содержит три оцениваемых элемента: нужно определить два числовых значения и построить диаграмму.

Задание 15.1 заключается в разработке алгоритма для учебного исполнителя «Робот». Описание команд исполнителя и синтаксиса управляющих конструкций соответствует общепринятому школьному алгоритмическому языку, также оно дано в тексте задания.

Альтернативным для задания 15.1 является задание 15.2, где необходимо реализовать алгоритм на языке программирования, знакомом учащимся. В этом случае учащиеся выполняют задание в среде разработки, позволяющей редактировать текст программы, запускать программу и выполнять её отладку.

Степень и качество выполнения этих заданий дают возможность дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявив среди них наиболее подготовленных, а значит, составляющих потенциал профильных классов.

Задание 13 требует от обучающихся применять на практике умение создавать презентации или создавать текстовый документ. В этом году лишь 43,1% школьников справились с этим заданием, набрав 1 или 2 балла.

Задание 14 требует от экзаменуемых применять умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы. 24,9% участников экзамена успешно выполнили задание, получив 1, 2 или 3 балла, что говорит о не совсем успешном усвоении темы «Электронные таблицы».



Задание 15 проверяет умение записать формальный алгоритм с использованием конструкций ветвления и цикла. Задание представлено в двух вариантах. В варианте 15.1 необходимо записать алгоритм для формального исполнителя «Робот». Он может быть выполнен в среде формального исполнителя или же записан в текстовом редакторе.

Задание 15.2 проверяет умение записать алгоритм на языке программирования. Частично (1 балл) или полностью (2 балла) задание 15 смогли выполнить 22,6 % экзаменуемых. Низкий процент выполнения задания 15 связан с тем, что небольшое количество выпускников приступило к его выполнению.

Выполнение второй части показало низкий уровень владения учащимися материалом высокой сложности.

Обучающиеся, получившие за экзамен оценки «2» и «3», испытывают наибольшие трудности при выполнении следующих заданий:

- базового уровня:

№ 3 (определение истинности составного высказывания);

№ 6 (формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования);

№ 10 (запись числа в различных системах счисления);

№ 12 (определение количества файлов, отобранных по некоторому условию);

- повышенного и высокого уровня:

№ 8 (понимание принципов поиска информации в Интернете);

№ 14 (обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы);

№ 15 (создание и выполнение программы для заданного исполнителя или на универсальном языке программирования);
Обучающиеся, получившие за экзамен оценку «4» и «5», испытывают наибольшие трудности при выполнении следующих заданий:

- базового уровня:

№ 6 (формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования);

№ 12 (определение количества файлов, отобранных по некоторому условию);

- повышенного и высокого уровня:

№ 8 (понимание принципов поиска информации в Интернете);

№ 14 (обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы);

№ 15 (создание и выполнение программы для заданного исполнителя или на универсальном языке программирования).

Типичные ошибки и затруднения
обучающихся и участников ЭГЭ при выполнении экзаменационных работ.

При выполнении заданий 1 части:

  • невнимательное чтение условия, приводящее к указанию неверного ответа, содержащего недопустимые символы. Например, вместо количества символов в раскодированном сообщении написано само сообщение.

  • вычислительные ошибки;

  • неаккуратная запись ответов в бланке может привести к занижению балла за счет неверного распознавания символов близких по написанию.

При выполнении заданий 13, 14 и 15 из 2 части:

  1. типичными ошибками при выполнении задания 13.1 можно назвать следующие:

  • количество слайдов меньше трёх;

  • изображения и текстовые блоки размещены не верно, не в соответствии с макетами из условия;

  • отсутствуют заголовки на 2 и 3 слайдах и (или) подзаголовок на титульном слайде;

  • в заголовках и текстовых блоках использован шрифт не того размера, который было необходимо использовать согласно условию задачи;

  • использование разных типов шрифта. Существует всего пять типов шрифтов: с засечками, без засечек, моноширинный, экранный, рукописный. Согласно критериям в презентации обучающийся должен использовать единый тип шрифта для всех заголовков и текстовых блоков (например, использование Calibri и Times New Roman не допустимо, т.к. эти шрифты относятся к разным типам). При этом начертание шрифта (полужирный, подчеркнутый или курсив) в заголовках и текстовых блоках может быть разным.

  • искажены изображения;

  • изображения перекрывают друг друга или текст.

Важно помнить, чтобы за задание 13.1 получить:

2 балла – презентация должна состоять из трех слайдов по заданной теме и полностью соответствовать условию задания по структуре, содержанию и форме;

1 балл – презентация должна состоять из трёх слайдов, при этом второй
и третий слайды содержат иллюстрации и текстовые блоки, соответствующие заданной теме. В презентации допущено суммарно не более одной ошибки в структуре слайда, или в выборе шрифта, или в размещении изображений. Однотипные ошибки считаются за одну систематическую. ИЛИ презентация состоит из двух слайдов по заданной теме, в которой нет ошибок в структуре, выборе шрифта или размещении изображений.

Во всех остальных случаях презентация оценивается в 0 баллов.

  1. типичными ошибками при выполнении задания 13.2 можно назвать следующие:

  • текст набран шрифтом не того размера;

  • не все необходимые слова выделены полужирным, курсивным или подчёркнутым начертанием;

  • текст в абзаце выровнен не верно;

  • неправильно установлен абзацный отступ (не допускается использование пробелов и символа табуляции) для задания абзацного отступа;

  • разбиение текста на строки осуществлено с помощью клавиши ввода,

  • не соблюдается междустрочный интервал;


  • в таблице:

  • количество строк и столбцов отличается от образца;

  • не все необходимые слова выделены полужирным, курсивным или подчёркнутым начертанием;

  • текст в ячейках таблицы выровнен не верно;

  • не использован верхний индекс;

  • не соблюдается интервал между тестом и таблицей;

  • неверно установлена ширина таблицы.

Важно помнить, чтобы за задание 13.2 получить:

2 балла – тест полностью должен соответствовать заданному образцу;

1 балл – при выполнении каждого элемента задания (основного текста или таблицы) допущено не более трёх нарушений требований. Или полностью верно выполнен основной текст, но количество ошибок, допущенных в таблице, превышает три, либо таблица отсутствует. ИЛИ Таблица выполнена полностью верно, но отсутствует основной текст, либо количество ошибок в основном тексте превышает три. Оценка в 1 балл также ставится в случае, если задание в целом выполнено верно, но имеются существенные расхождения с образцом из условия, например, вертикальный интервал между текстом и таблицей составляет более полутора строк текста, таблица или её столбцы (строки) выполнены явно непропорционально.

Во всех остальных случаях задание оценивается в 0 баллов.

  1. типичными ошибками при выполнении задания 14 можно назвать следующие:

  • неверное указание диапазона ячеек при записи формулы;

  • ошибочное использование абсолютных и относительных ссылок в формулах и их изменение при копировании;

  • точность отображения дробных чисел (не настроен формат отображения данных в соответствии с требованиями задачи или при написании ответа «вручную» (без использования формул) не учитываются правила математического округления чисел);

  • неверно построена диаграмма;

  • диаграмма построена верно; но в ее области отсутствует легенда с обозначением соответствия данных определенному сектору диаграммы и (или) числовые данные, по которым построена диаграмма.

Ответ на каждый вопрос задания оценивался в 1 балл, максимальное количество баллов – 3.

4) типичными ошибками при выполнении задания 15.1 можно назвать следующие:

  • закрашено более 10 лишних клеток или остались незакрашенными более 10 лишних клеток, из числа тех, которые должны были быть закрашенными;

  • одна пропущенная или неправильно записанная команда (например, не закрашивается одна из клеток (крайняя или на стыке стен), что требует отдельной команды «закрасить» вне цикла, или пропущена команда перемещения «вниз» в цикле);

  • выполнение алгоритма не завершается или Робот разбивается; алгоритм реализован для конкретной обстановки (частного случая), т.е. без учета размера стен и проходов между ними;

  • при написании алгоритма некоторые учащиеся путают базовые конструкции «пока» и «если», «лево» и «право», а служебные слова «нц» и «кц» записывают для ветвления или линейного блока команд.