Файл: Методические рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета Информатика.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5) типичными ошибками при выполнении задания 15.2 можно назвать следующие:
-
организация неверного ввода (вывода); -
неправильно задано условие отбора.
Недостатки в подготовке участников экзамена: обучающиеся не умеют внимательно читать вопросы, задания и информационные материалы, сохранять файлы; неаккуратно записывают ответы в бланк; неверно записывают имена файлов в бланке 2; неверно сохраняют файлы; мало уделяют внимания практическим работам (многие не приступают к выполнению заданий части 2).
Уровень подготовки участников экзамена по предмету в целом: в 2022 учебном году выпускники 9 классов хорошо и удовлетворительно справились с выполнением работы, так как 82% всех обучающихся получили «4» и «3», но есть те, кто не сдал экзамен по информатике (8%). Процент качества знаний выпускников составил 43%.
Выводы и рекомендации
Как показали результаты экзамена в 2022 году, основные компоненты содержания обучения информатике на базовом уровне сложности осваивает большинство обучающихся Кировской области.
Элементы содержания и умения, усвоение которых обучающимися можно считать достаточным:
-
умение декодировать кодовую последовательность; -
умение анализировать простые алгоритмы для исполнителя с фиксированным набором команд; -
знание принципов адресации в сети Интернет; -
умение организовать поиск информации в файлах и каталогах компьютера; -
умение оценивать объем памяти, необходимой для хранения текстовых данных; -
умение анализировать простейшие модели объектов; -
умение анализировать информацию, представленную в виде схем.
Элементы содержания и умения, усвоение которых школьниками нельзя считать достаточным:
-
определение истинности составного высказывания;
-
формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования; -
понимание принципов поиска информации в Интернете; -
запись числа в различных системах счисления; -
определение количества файлов, отобранных по некоторому условию; -
создание презентации или текстового документа; -
обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; -
создание и выполнение программы для заданного исполнителя или на универсальном языке программирования.
Очень слабый результат выполнения 13, 14 и 15 заданий позволяет сделать вывод, что в образовательных организациях при подготовке к ОГЭ основной упор делается на первую часть экзамена. Многие обучающиеся даже не приступают к компьютерной части работы. Также сказалось то, что по обновленным КИМ в этом году сдавали экзамен впервые, поэтому требования ко второй части были не очень ясны. Серьезные вопросы возникают в связи с малым количеством часов, отводимых в школе для изучения предмета. Очевидно, что в организациях, где преподавание информатики ведется более одного часа в неделю, учащиеся показывают более высокие результаты.
По итогам анализа результатов ОГЭ по информатике в 2022 году могут быть даны следующие рекомендации для учителей по совершенствованию методики преподавания учебного предмета:
-
организовывать дифференцированную работу среди групп, обучающихся с различным уровнем подготовки и мотивации; -
расширять круг мотивированных обучающихся путем вовлечения в проектную деятельность, в том числе в метапредметные проекты; -
демонстрировать прикладные стороны информатики, тем самым вызывать у учеников заинтересованность в предмете; -
тренировать навыки решения стандартных задач; -
демонстрировать задачи с нестандартными формулировками и способы их решения; -
отрабатывать навыки решения задач формата ОГЭ и их элементов на цифровых платформах; -
проводить тренировочные ОГЭ в рамках учебной организации; -
отработать с учениками умение работать с файлами (сохранять в нужную папку и в верном формате); -
уделять внимание выработке навыков рационального распределение времени при решении задач; -
увеличивать количество часов по предмету за счет элективных, факультативных, кружковых занятий не только с мотивированными, но и с отстающими учащимися.
При подготовке к выполнению заданий с развернутым ответом обращать внимание на внимательное прочтение вопросов, заданий и информационных материалов; тренировать навыки работы с программами для создания презентаций, текстовыми процессорами, электронными таблицами,
развивать алгоритмическое мышление, навыки написания программ.
Немаловажную роль играет и психологическая подготовка обучающихся, их собранность, настрой на успешное выполнение каждого из заданий работы.
Каким бы легким ни казалось обучающимся то или иное задание, к его выполнению следует относиться предельно серьезно. Именно поспешность наиболее часто приводит к появлению неточностей, описок, а значит, и к неверному ответу на вопрос задачи.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ОГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru).
1 % - Процент от общего числа участников по предмету
2 Вычисляется по формуле , где N – сумма первичных баллов, полученных всеми участниками группы за выполнение задания, n – количество участников в группе, m – максимальный первичный балл за задание.