Файл: Франчайзинг как стратегия развития малого предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Франчайзинг как стратегия развития малого предпринимательства
Черемных Марина Беталовна аспирант, ассистент кафедры предпринимательства
Ставропольский государственный аграрный университет
Che.212@mail.ru
Аннотация: С каждым днем все больше растет популярность франчай- зинга. Это обусловлено тем, что предпринимателю, работающему в данной бизнес-системе не приходится начинать бизнес «с нуля», Он работает с тор- говой маркой, которая уже знакома покупателям и пользуется стабильным спросом. Сегодня все большее число прибыльных организаций развивает свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствую- щим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на ры- нок.
Ключевые слова: франчайзинг, коммерческая концессия
Abstract: every day more and more growing popularity of franchising. This is due to the fact that the employer, working in this business system does not have to start a business «from scratch», He works with the trademark, which is already familiar to buyers and enjoy stable demand. Today an increasing number of profit- able organizations are developing their business through the sale of franchises, which is a means of contributing to the implementation of their strategies of diver- sification and market penetration.
Key words: franchising, commercial concession
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объек- тивно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без
которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малое предпринимательство как наиболее массовая, динамич- ная и гибкая форма деловой жизни является подлинной основой жизни стра- ны с рыночной системой хозяйствования. Именно в секторе малого пред- принимательства создается и циркулирует основная масса национальных ре- сурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного биз- неса.
Мировой опыт показывает, что малое предпринимательство играет весьма важную роль в хозяйственном прогрессе. На сегодняшний день малый бизнес является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь подчас единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал.
По данным службы государственной статистики по Ставропольскому краю на малый бизнес приходится более трети имущества всех хозяйствую- щих субъектов края, около 35% выручки от реализации, 17,8% прибыли рентабельно работавших предприятий, около трети задолженности постав- щикам, 19,2% - задолженности по налоговым платежам.
Около двух третей прибыли малого бизнеса приходится на предпри- ятия оптовой и розничной торговли, 12% - на сельское хозяйство, 7,3% - на операции с недвижимым имуществом и предоставлением услуг [1].
Для повышения устойчивости всей экономической системы России ма- лое предпринимательство должно непрерывно развиваться. Но сегодня оно сталкивается с рядом определенных трудностей. Это обусловлено отсутстви- ем благоприятных условий для малого бизнеса в существующем законода- тельстве и тем, что предприниматели, занятые в этой сфере, зачастую, имеют не высокий уровень экономических и юридических знаний. Это часто приво- дит вновь создаваемые малые предприятия к банкротству.
Франчайзинг можно рассматривать как один из способов решения про- блемы устойчивости малых предприятий.
Сегодня франчайзинг является эффективным способом ведения бизне-

са. Для франчайзеров – это возможность расширения бизнеса, а для франчай- зи – способ стать владельцем.
Можно утверждать, что франчайзинг, в на- стоящее время является одним из самых действенных инструментов, позво- ляющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объ- единить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая пе- редовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.
В российской законодательной базе практически отсутствует термин
«франчайзинг». Вместо него используется понятие «коммерческая концес- сия». Согласно главе 54 Гражданского кодекса [2] «по договору коммерче- ской концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить дру- гой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания сро- ка право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товар- ный знак, знак обслуживания и т.д.». Но эти понятия далеко не являются си- нонимами. Развитие франчайзинга существенно сужается из-за отсутствия правовой базы. В России франчайзинг получил широкое распространение в сфере питания, образовательных услуг, розничной торговли,туризма, фитне- са и др. [3].
В основном, в отечественной литературе экономисты определяют франчайзинг как форму предпринимательства, основанную на системе взаи- моотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона
(франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от своего имени другой стороне (франчайзи).
При этом авторы Леонов А. и Деев В. считают, что франчайзинг, в первую очередь, способствует расширению рынка сбыта [4]. К. Фулоп обра- щает внимание на то, что термин франчайзинг часто используется парал-
лельно с термином лицензирование [5]. Рыкова И.В. выделяет обязанности передающей стороны оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспе- чении технической и консультационной помощи [6]. По мнению автора Рубе
В.А. основным признаком, составляющим определение франчайзинга являет- ся форма гибридного институционального соглашения [7].
Но на наш взгляд наиболее полно раскрывают сущность франчайзинга экономисты Майлер А.З. и Куликов С.А. Они определяют франчайзинг как форму передачи прав другому лицу, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети продажи указанных товаров и/или услуг. Товары и/или услуги идентифицируются с именем (тор- говой маркой) франчайзора, а процесс их продажи им контролируется. Фран- чайзор обеспечивает франчайзи квалифицированную помощь в обучении персонала, в закупках комплектующих, материалов, оборудования и т.д., в аренде помещений и оборудования, в маркетинговых исследованиях и пр»
[8].
По данным Международной Ассоциации Франчайзинга [9] в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тысяч франчайзеров с более 1,2 млн. фран- чайзи, объем продаж сетей составляет 2,1 трлн. долларов США, занятость около 18 млн. человек.
Как и в любой бизнес-системе у франчайзинга можно найти свои пре- имущества и недостатки. Но в данном случае необходимо отдельно рассмат- ривать плюсы и минусы для обеих сторон.
Преимущества и недостатки франчайзинга
Преимущества
Недостатки
Для франчайзера:
1. Возможность экономии капитала и трудовых ресурсов.
1. Необходимость непрерывной рабо- ты с франчайзи.
2. Нацеленность франчайзи на поло- жительный результат
2. Обеспечение постоянного контро- ля франчайзи.


3. Уменьшение коммерческих рисков. 3. Предоставление франчайзеру не- действительных отчетов.
4. Франчайзер не сталкивается с во- просами управления, подбора и обу- чения персонала каждой франшизной точки.
4. Снижение качества продукции бу- дет отражаться на на всей системе франчайзинга.
5. Бизнес развивается быстрее, т.к. франчайзер использует чужие управ- ленческие и финансовые ресурсы.
Для франчайзи:
1. Приобретенная франшиза дает возможность стать предпринимате- лем, а не наемным работником.
1. Необходимо наличие начального капитала.
2. Получение готового бизнеса.
2. Ограничение свободы действий.
3. Франчайзи использует известный товарный знак или бренд.
3. Франшизный договор, заключае- мый на несколько лет, ограничивает возможность быстрого выхода из данной бизнес-системы.
4. Наличие широкой рекламы.
5. Помощь и поддержка франчайзера.
6. Решаются вопросы финансирова- ния. Франчайзер может быть гаран- том для получения кредита.
7. Франчайзер помогает в снабжении.
Система франчайзинга привлекает внимание малого бизнеса, безуслов- но, являясь выгодной для предпринимателей, работающих в данном секторе экономики.
Франчайзи, как владелец, будет заинтересован в положительном ре- зультате и минимизации затрат в отличие от наемного руководителя. Собст-
венный капитал франчайзера практически не участвует в расширении бизне- са, следовательно, уменьшается коммерческий риск. Франчайзи покупает го- товый бизнес, который уже занимает на рынке определенную нишу, зареко- мендован с положительной стороны и опробован на практике. Т.е., франчай- зи гарантированно покупает надежный бизнес, не тратя время и деньги на продвижение товара на рынок.
При покупке франшизы франчайзи пользуется готовыми рекламными и маркетинговыми программами франчайзера. Таким образом, франчайзи рек- ламирует свой товар при помощи более масштабной рекламы, чем другие обычные предприятия.
В процессе работы, для того, чтобы франчайзи мог начать свой бизнес в кратчайшие сроки, франчайзер оказывает помощь и поддержку, обеспечи- вает необходимыми методическими материалами, дает четкие инструкции по материалу, оборудованию, поставщикам, технологии ведения дел, проводит обучение, консультирует и совместно решает возникающие проблем;
Во всем мире считается, что бизнес в формате франчайзинга наиболее надежный, чем свободное предпринимательство. Франчайзер, как заинтере- сованная сторона может выступать в качестве гаранта для получения кредита или лизинга. Поэтому банки и лизинговые организации охотнее работают с франчайзи по сравнению другими предпринимателями.
Франчайзер предоставляет возможность приобретения расходных ма- териалов, комплектующих изделий, сырья как у самой компании, так и у по- стоянных поставщиков. Таким образом, система снабжения становится на- дежной и выгодной.
Несмотря на явные преимущества, франчайзи может столкнуться с ря- дом проблем.
Во франчайзинге органичена свобода действий по сравнению с обыч- ным предпринимательством. Контроль над деятельностью франчайзи, одоб- рения для многих видов сделок, требования и указания франчайзера преду- смотрены франшизным договором. Большинство людей не работают в дан-

ном формате, потому что предпочитают самостоятельно принимать решения.
Но для тех, кто разумно строит партнерские отношения с франчайзером, ог- раничение свободы действий не может стать серьезным недостатком. Фран- шизинговую бизнес-систему нельзя попробовать начать, а затем просто бро- сить. В российском малом предпринимательстве характерной чертой являет- ся большая диверсификация деятельности. Типичны случаи, когда один предприниматель сразу занимается несколькими видами деятельности, у него есть возможность «попробовать их на успех». То, что не очень получается, отпадает само собой. Путем естественного отбора возникает некая специали- зация малых предприятий. Договор франшизы заключают обычно на срок от нескольких лет до нескольких десятков лет. В данном случае невозможно "попробовать" и бросить бизнес, если не понравилось без существенных ма- териальных потерь. С другой стороны возникает некоторая неопределен- ность при планировании будушего франчайзи, что связано с ограниченно- стью срока действия франшизного договора.
Основная негативная составляющая для франчайзеров заключается в необходимости продуманной кропотливой работы с франчайзи, т.к. в целом успех бизнеса фактически зависит от них. Обеспечение непрерывного эффек- тивного контроля франчайзи для гарантий высокого качества и продуктив- ного ведения бизнеса также можно отнести к основному недостатку данной бизнес-системы для франчайзера.
Основой экономического успеха франчайзера является высокая репу- тация франшизной системы. Сохранение и поддержание данной репутации бизнеса весьма важно.
Кроме этого, для каждого франчайзера существует опасность недобро- совестного поведения франчайзи. В качестве примера можно привести за- нижение финансовых показателей с целью уменьшения роялти –
периодические платежи, которые франчайзи выплачивает франчайзеру.

Разрыв договора франшизы под каким-нибудь благовидным предлогом и продолжение бизнеса под другим брэндом является наиболее частым при- мером недобросовестного поведения франчайзи.
Существует также и третий участник франчайзинга – это потребитель.
К преимуществам потребителя можно отнести: увеличенные часы ра- боты, высокий уровень и личное участие франчайзи в обслуживании, расши- рение франшизных торговых точек, разнообразие выбора, постоянство цен, повышенная вероятность покупки качественного товара.
Негативные стороны для потребителя проявляются в ограничении кон- куренции, вследствие этого происходит сужение выбора потребителя. Если франчайзи будет недостаточно хорошо обучен, то это может отразиться на качестве товара и уровне обслуживания.
Анализируя основные положительные и отрицательные стороны для всех сторон-участников франчайзингового бизнеса, можно сделать вывод, что указанные недостатки являются лишь естественной платой за получение вышеназванных преимуществ.
Для экономики страны в целом франчайзинг имеет много положитель- ных особенностей.
Франчайзинг предусматривает эффективную систему обучения малого бизнеса. Ни в одном университете предприниматель не сможет получить та- кое качественное практическое обучение от опытных и заинтересованных в успехе своих "учеников" преподавателей, как в учебных центрах франчайзе- ров.
Несмотря на то, что в сравнении с западными странами франчайзинг в
России развивается медленно, перспективы его развития самые благоприят- ные.
Библиографический список:
1. Служба государственной статистики по Ставропольскому краю

http://www.stavstat.ru


2. Гражданский кодекс. Глава 54. Коммерческая концессия
3. Каталог франшиз: общественное питание, розничная торговля, ус- луги // Секрет фирмы. – 2008. - № 15. – с. 122-165.
4. А. Леонов, В. Деев. Франчайзинг в России: перспективы развития //
Журнал "Люди дела XXI", 2007.
5. Фулоп К. Франчайзинг. Маркетинг. – Санкт- Петербург: «Питер»,
2002. – с. 13.
6. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, догово- ры. – М.:»Современная экономика и право», 2000. – с. 14.
7. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС,
2000. с. 116.
8. Майлер А.З., Куликов С.А. Пособие по франчайзингу. – М.: РАРФ,
2001. – с. 5.
9. Международная Ассоциация Франчайзинга – http://franchise.org