Файл: Программа по русскому языку для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья (Диагноз дцп) 7 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку


для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья

(Диагноз: ДЦП)


7 класс


2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная программа разработана на основании документов:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

- Приказа  Минобрнауки РФ № 1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

- Приказа Минобрнауки РФ № 1599 Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Письма Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;

- СанПиНа для обучающихся с ОВЗ;

Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью.

Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка.

Задачи:

1 . Создать условия для освоения образовательной программы учащимися класса:

- организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

- формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;


- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

- организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

- использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:

- специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в классе;

- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ПМПК, общественных организаций;

- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

- повышать профессиональную компетенцию.


Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федера­ции, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.

Русский язык является важнейшей частью на­циональной культуры русского народа. Как учебная дисциплина, он имеет первостепен­ное значение, так как является не только предме­том изучения, но и важнейшим средством позна­ния других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся

Данная адаптированная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и адаптирована с учетом рекомендаций Министерства образования и НИИ дефектологии для ОУ VII вида.

Курс русского языка 5-9 классов способствует формированию целостного представления о системе русского языка у учащихся с ЗПР. Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке.



Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы

Действующая общеобразовательная программа наиболее доступна для обучающихся детей с ЗПР, предполагает использование учебников таких авторов Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, С.Г. Бархударов и др. Данные учебники излагают учебный материал в доступной форме, оснащены упражнениями разной степени сложности, упражнениями, направленными на развитие связной речи и охватывают все разделы науки о языке, которые необходимо усвоить учащимся с ЗПР с определенной корректировкой.

Цели и задачи:

Конечной целью обучения в школе является владение литера­турным русским языком в устной и письменной форме для обще­ния в различных ситуациях и развитие личности человека. Эта цель обусловливает следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явле­нии, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить ус­воение определенного круга знаний из области фо­нетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, син­таксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

- развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литера­турного языка, формированию и совершенствова­нию умений и навыков грамотного и свободного

владения устной и письменной речью во всех основ­ных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки;

образовательная программа составлена на основе федерального базового компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и адаптирована согласно рекомендациям Министерства Образования для обучения в школах седьмого вида.

На основании данных рекомендаций в программу внесены следующие изменения:

По сравнению с действующей, в предлагаемой программе су­щественно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы.

Одна из особенностей устной и письменной речи школьников с ЗПР в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса связаны с темами «Причастие» и «Деепричастие». Ознакомительно изучаются такие темы, как причастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях; не с причастием; одна и две буквы 
н в суффиксах полных причастий и в прилагательных, образованных от глагола. Одна буква н в кратких причастиях; деепричастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); непроизводные и производные предлоги.

В практическом плане (без терминологии) изучаются: образование действительных и страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий; степени сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и модальные частицы; различение на письме частиц не и ни.

По сравнению с действующей, в предлагаемой программе су­щественно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы.

Каждый раздел программы имеет единую структуру, В нем прежде всего выделены основные теоретические сведения, кото­рые являются базой для формирования грамматических, орфо­графических, пунктуационных и речевых умений и навыков уча­щихся. Основные сведения в программе даются дифференциро­ванно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные при­знаки. По другим вопросам (к ним в программе дана пометка «оз­накомление») учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате прак­тической деятельности (Например, склонение местоимении, образование причастий). В программе такой материал снабжен при­мечанием «практически».

Такой дифференцированный подход к изучению теории, с одной стороны, облегчает ее изучение и сокращает учебное время на ее усвоение, а с другой стороны, создает условия, чтобы уча­щиеся овладевали знаниями о языке не на уровне разрозненных фактов, а получали их в определенной системе.

Ч тобы усилить речевую направленность курса, изучение мно­гих вопросов синтаксиса и пунктуации предлагается проводить в V—VII классах параллельно с изучением морфологии и дру­гих разделов курса. Эти вопросы выделены в каждой крупной теме.

Для раннего обучения внесены те синтаксические и пунктуа­ционные темы, которые вполне доступны учащимся данного воз­раста. В связи с этим в VIII—IX классах характер изучения мно­гих тем изменяется. Главное внимание уделяется обобщению и систематизации ранее изученного, и только частично материал изучается как новый.

В соответствии с практической направленностью обучения во всех классах в каждом разделе особо представлены вопросы ор­фографии и пунктуации. В одних случаях этот материал изучает­ся как новый, в других — дается в порядке повторения и обобще­ния. Учитель организует эту работу параллельно с изучением нового материала или выделяет для этой цели специальные уроки.


В каждом разделе перечислены умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении данной темы. Причем умения и навыки подразделяются на две группы: одни из них являются грамматическими, другие — собственно орфогра­фическими или пунктуационными.

Среди грамматических требуют постоянного внимания такие ведущие умения, как различение звука и буквы, деление слова на морфемы, опознавание частей речи, выделение грамматической основы предложения, установление связи слов в предложении, различение простых и сложных предложений и т. п.

Именно эти умения являются основой орфографических и пунктуационных навыков, и от сформированности их во многом зависит успешность работы по формированию грамотности уча­щихся.

Следует иметь в виду, что проведение грамматического раз­бора не должно являться самоцелью. Он должен служить практи­ческим задачам обучения. Используя его выборочно, ученики объясняют правописание слов и знаки препинания.

Развитие связной речи в предлагаемой программе представ­лено не в особом разделе, а распределено по основным темам курса. При этом виды и содержание работ по развитию речи во многом соотнесены с особенностями изучаемой темы.

Виды работ по развитию связной речи и их тематика, указан­ная в программе, носят примерный характер и даны для ориенти­ровки. Учитель по своему усмотрению может изменять вид ра­боты, тематику и количество изложений и сочинений.

Организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы, технологии).

Исходя из уровня подготовки класса, используются технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования.

Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала.

Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый).

Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены итоговые контрольные работы с последующим анализом, задания в форме тестирования. Данная рабочая программа предполагает использование следующих типов уроков: