Файл: Программа по русскому языку для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья (Диагноз дцп) 7 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УОСЗ – урок обобщения, повторения и систематизации знаний
КУ – комплексный урок
УИНМ – урок изучения нового материала
УКЗ – урок контроля знаний,
а также использование нетрадиционных уроков в форме уроков- путешествий, уроков-представлений, уроков-концертов, уроков-викторин, уроков с применением ИКТ на разных этапах обучения.
Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности воспитанников школы-интерната, их мотивированию к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, где имеются вопросы и задания, в том числе в форме лингвистических задач, таблиц, схем, сюжетных картинок.
Предполагается использование таких форм контроля, как
-фронтальный
-индивидуальный
-устный текущий
-контрольный плановый
-письменный
Коррекционная составляющая
Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся СКК VII вида отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе.
В коррекционной школе VII вида игра является естественной потребностью не только младших школьников, но и детей среднего школьного возраста. Поэтому, необходимо в каждый традиционный урок включить компонент корркционно-развивающей игры, соотнеся его с изучаемой темой. Игра на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VII вида повышает у учащихся интерес к изучению предмета, помогает ребятам понять, где и как на практике можно использовать полученные знания. Кроме того, что игры вызывают интерес, они имеют и ряд других преимуществ, а именно: предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся, требуют их активного участия в подготовке и проведении урока, обеспечивают глубокие знания, прочные умения и навыки, формируют ответственное отношение к учебному труду. Следовательно, игра является одним из методов обучения, способствующих формированию и развитию личности. Такая деятельность направлена на развитие каждого ученика, предполагает создание благоприятных условий для проявления его способностей и интересов, т.е. речь идет о гуманизации педагогического процесса, что и является основным требованием времени.
В процессе работы на уроках русского языка в коррекционных классах создается копилка всевозможных коррекционно-развивающих игр, которые могут применяться на любом уроке, несколько видоизменяясь и концентрируя внимание на изучаемой теме.
Традиционно применяются игры «Найди лишнее», «Кто последний», «Кто больше», «Пересадки», «Переводчики», «Матрёшка», «Найди слово по приметам», «Соколиный глаз», «Аукцион», «Перевертыш», «Корректор», а также игры с сюжетными картинками, применяемые в словарной работе и в заданиях по развитию речи.
В процессе игр, связанных с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Адаптированнаяпрограмма предусматривает формирование у учащихся с ОВЗ общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Русский язык» являются умение видеть строение слова и предложения. Они приведены в графе «Требования к уровню подготовки обучающихся». Представленная в Рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование ключевых компетенций: языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция, т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
1.формирования у учащихся научно – лингвистического мировоззрения.
2.вооружение их основами познаний о родном языке, его устройстве и функционировании.
3.развитие языкового и эстетического идеала у учащихся
, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомлённость школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих задач:
1.формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
2.овладение нормами русского литературного языка.
3.обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
4.обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5.свободно пользоваться русским языком во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Учебно-тематический план
Содержание программы
VII КЛАСС (140ч)
Повторение .
Морфология и орфография
Причастие
Основные сведения. Причастие как особая форма глагола. Значение действительных и страдательных причастий. Их образование (практически). Склонение полных причастий. Полные и краткие страдательные причастия.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
— опознавать причастия, отличать их от однокоренных слов (висячий, висящий); соотносить причастия с неопределенной формой глагола;
— образовывать действительные и страдательные причастия;
— правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях;
— правильно употреблять причастия с суффиксом -ся;
— правильно согласовывать причастия с определяемым словом (существительным).
Орфография. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
— правильно писать слова с изученными орфограммами.
Синтаксис и пунктуация. Употребление причастий в роли различных членов предложения. Причастный оборот, выделение причастного оборота, стоящего после определяемого слова (факультативно).
Развитие связной речи. Описание внешности человека. Выборочное изложение текста с целью составления описания человека. Сочинение-описание внешности человека по личным впечатлениям. Сочинение с описанием явления природы (грозы, снегопада, метели, наводнения и т. п.)
Деепричастие
Повторение. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Основные сведения. Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
— опознавать деепричастия; отличать их от глаголов и причастий; соотносить деепричастия с неопределенной формой глагола;
— различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Орфография. Не с деепричастием.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
— правильно писать не с деепричастием.
Синтаксис и пунктуация. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Выделение запятыми одиночного деепричастия (ознакомление).
Развитие связной речи. Изложение с изменением текста (замена одного из глаголов-сказуемых деепричастием); составление рассказа по картине С. Григорьева «Вратарь»; составление сложного плана (обучающий урок по теме «Деепричастие»).
Наречие
Основные сведения. Наречие как часть речи. Степени сравнения наречий; их образование (ознакомление). Образование наречий при помощи приставок не-, ни-, в- (во-); суффиксов -о и -е, -о и -а; при помощи сложения. .
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:.
— правильно писать наречия в соответствии с изученными правилами.
Синтаксис и пунктуация. Выражение второстепенных членов предложения наречиями. Умение пользоваться в речи наречиями — синонимами и антонимами.
Развитие связной речи. Сочинение по картине с описанием действия (С. Н. Григорьев. «Вратарь»; А. Дейнека. «Эстафета»; С. Лупков. «Баскетбол» и др.). Составление текста о соревнованиях двух команд в силе, ловкости, скорости на спортивной площадке. Сочинение-описание («Вид из окна», «На экскурсии» и др.) с использованием в нем наречии.
Служебные части речи
Предлог
Основные сведения. Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уеть:
— правильно употреблять предлоги в и на, с и из;
— правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки;
— пользоваться в речи предлогами-антонимами.
Орфография. Слитное и раздельное написание предлогов
(в течение, ввиду, вследствие и др.).
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
— правильно писать предлоги (изученные случаи). Синтаксис и пунктуация. Выделение запятыми оборотов с проивзводным предлогом несмотря на. Выделение запятыми оборотов с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др. (ознакомление).
Развитие связной речи. Нравственная характеристика человека. Отражение качеств, черт характера человека, его состояния в его внешности. Сочинение-характеристика человека (на основе литературного произведения или личных наблюдений).
Союз
Основные сведения. Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные.
Основные умения я навыки. Учащиеся должны уметь:
— находить союзы в тексте;
— различать сочинительные и подчинительные союзы.
Орфография. Слитное и раздельное написание союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия с частицей.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
— правильно писать союзы в соответствии с изученными правилами.
Синтаксис и пунктуация Общее понятие об основных видах сложных предложений (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). Запятая в сложном предложении.
Развитие связной речи. Изложение повествовательного характера с элементами описания и рассуждения
Частица
Повторение. Правописание не и ни с различными частями речи. Правописание частицы бы с глаголом. Частицы да и пусть, пускай, давай в формах повелительного наклонения.
Основные сведения. Частица как часть речи. Формообразующие частицы (обобщение). Значение частиц не и ни (обобщение). Частицы, вносящие дополнительные значения в слова и предложения (практически).
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
—опознавать частицы как служебные части речи;
— выразительно читать предложения с частицами;
— определять значение частиц (в наиболее простых случаях)
Орфография. Различение на письме частиц не и ни (основные случаи). Правописание не и ни с различными частями речи
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
— правильно писать не и ни с разными частями речи
Синтаксис и пунктуация. Оформление вопросительных и восклицательных предложений при помощи частиц.
Развитие связной речи. Сочинение повествовательного характера с элементами описания и рассуждения.
Междометие
Основные сведения. Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометии.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметы
— выразительно читать предложения с междометиями;