ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 6.1. Структурная схема АСУТП
Для реализации основных функций АСУТП необходима информационное и математическое
обеспечение и технические средства.
Рис.6.2. Структура комплексного АСУТП.
Состав и структура информационных массивов (ИМ) должны быть определены с учетом существующего производства и существующего информационного обеспечения (лимитки) и должны обеспечить:
- минимальное время и стоимость обработки информации;
- минимальную избыточность информации;
- минимальное время поиска информации;
- максимальное удобство использования и корректирования ИМ. Этапы работ по определению состава и структуры ИМ:
- определить состав выходной информации;
- определить состав входной информации;
- определить структуру ИМ.
Технические средства сбора, передачи и обработки информации должны объединяться в комплекс технических средств КТС, предназначенный для реализации техпроцесса преобразования информации и составляющий техническое обеспечение автоматизированного решения задач ТПП.
КТС должен обладать:
- минимальной (оптимальной) стоимостью ТС;
- агрегатируемостью ТС (гибкость, наращивание и т.д.);
- оптимальной производительностью;
- надежностью структур ТС, входящих в КТС, и КТС в целом. КТС выбирают в два этапа:
- предварительный выбор на стадии ТЗ;
- окончательный выбор на стадии ОКР. Предварительный выбор КТС включает:
- определение исходных данных ИМ;
- предварительный выбор ТС (в соответствии с ГОСТ 14.404-73);
- ориентированный расчет количества и номенклатуры ТС;
- создание предварительных вариантов КТС;
- обоснование выбранного предварительного варианта КТС. Окончательный выбор КТС включает:
- уточнение исходных данных в процессе апробации;
- выбор ТС, расчет необходимого количества (номенклатуры) ТС;
- формирование возможных вариантов КТС;
-
окончательный выбор варианта КТС.
Выбор технологического объекта автоматизации
Под объектом, подлежащим автоматизации в области ТПП, понимают:
- функциональную подсистему как совокупность задач ТПП
, относящихся к рассматриваемой подсистеме;
- задачи ТПП, решение которых необходимо для обеспечения функционирования системы ТПП.
При выборе объектов автоматизации учитывают:
- снижение трудоемкости работ по проектированию техпроцессов и средств технологического оснащения;
- сокращение сроков ТПП и стоимости обработки информации;
- повышение уровня организации и улучшение качества ТПП;
- создание предпосылок рациональной организации основного производства;
- снижение или полная ликвидация непроизводительных расходов.
Выбор объекта, подлежащего автоматизации, проводят на стадии разработки ТЗ и уточняют на стадии разработки техпроцесса с целью усовершенствования системы ТПП.
При выборе объекта осуществляют:
- изучение и анализ существующего на заводе ТПП;
- предварительный выбор объектов, подлежащих автоматизации ТПП;
- экономическое обоснование проводимого выбора и окончательный выбор объекта, подлежащего автоматизации ТПП.
6.2. Автоматизированная система ТПП в условиях ГПС
Анализ работы гибких автоматизированных производств и гибких производственных модулей в условиях выпуска небольших партий деталей показывает, что повышение их загрузки связано с уровнем автоматизации ТПП. В то же время максимальный эффект от автоматизации ТПП достигается в том случае, если в объединении, где внедряются автоматизированные производства, параллельно создается интегрированная система, включающая в себя САПР, АСТПП и АСУП. При этом сокращается объем работы по кодированию, вводу информации и выводу на печать в каждой системе. При интеграции САПР и АСТПП исключается решение задачи по вводу в ЭВМ геометрических параметров детали.
В настоящее время уже разработано достаточно большое количество пакетов прикладных программ (ППП), реализующих отдельные фазы процесса сквозного проектирования для некоторых классов деталей, технологических процессов и элементов оснащения. В силу большого разнообразия деталей, технологий изготовления и технологического оборудования при создании этих ППП, как правило, не ставилась задача обеспечения информационной и технологической совместимости.
Было предложено рассматривать программное обеспечение ГПС в виде технологических линий автоматизированного конструкторско-технологического проектирования. При этом процесс проектирования организуется по принципу информационного конвейера, обеспечивающего единый поток проектной информации: от описания проектируемой детали до превращения этой информации в команды систем программного управления.
Сквозной цикл проектирования должен содержать следующие взаимосвязанные базовые процессы: геометрическое моделирование объекта; анализ и оценку конструкции объекта; ведение банка конструкторско-технологических данных; разработку программ для оборудования с программным управлением; разработку конструкторско-технологической документации.
Соединение отдельных автоматизированных подсистем с помощью локальной вычислительной сети в единую систему, создание программно-информационных интерфейсов и общего банка данных приводит к резкому повышению производительности труда конструкторов, технологов, увеличению выпуска продукции.
Системы группового, оперативно-диспетчерского управления и ТПП должны иметь общую базу данных - сведения о номенклатуре и технических возможностях технологического оборудования, инструменте, технологическом оснащении, наличии заготовок, времени выполнения операции, длительности обработки на каждой единице оборудования и т.д.
Для обеспечения гибкости и надежности процессов сбора и обработки информации и процессов управления производством система управления ГПС должна иметь многоуровневую иерархическую структуру, реализуемую на базе локальных сетей ЭВМ при строгой регламентации и стандартизации аппаратных и программных интерфейсов на иерархических уровнях системы, совместимости программных средств внутри каждого уровня и между ними.
Состав и основные функции системы управления ГПС цеха на разных уровнях представлены на рис.6.3.
Нижний уровень системы управления (СУ) ГПС состоит из локальных систем управления, обеспечивающих координированное управление всеми компонентами и механизмами ГПМ, автоматизированных складов и транспортных средств. Локальные системы управления должны реализовывать функции диагностического контроля состояния оборудования, соблюдения параметров технологического процесса и качества изделий.
Следующий по иерархии уровень СУ ГПС представляет собой систему группового управления комплексом (участком, линией), в состав которого входят ГПМ, автоматизированные склады, транспортные средства и автоматизированные системы контроля продукции.
Основные функции системы группового управления
: получение плановых заданий от автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления (АСОДУ) и составление отчетов об их исполнении; получение управляющих программ от АСТПП, хранение и передача их в системы управления ГПМ; автоматическая выборка из склада заготовок, инструмента, технологической оснастки и транспортировка их в соответствии с технологическими маршрутами, полученными от АСТПП; контроль состояния оборудования ГПС; автоматическая загрузка склада готовыми изделиями после их проверки автоматизированной системой контроля.
Рис.6.3 Состав и основные функции системы управления ГПС цеха на разных уровнях
АСУП
Уровень ГПС
(цех)
АСОДУ АСТПП
Уровень ГАУ
(АСОДУ, группо-
вое управление и
контроль готовой
продукции)
Уровень ГПМ
(активный и выходной
контроль изделий, кон-
троль состояния СТО)
Автоматизированные системы ТПП, оперативно-диспетчерского управления занимают высший уровень иерархии СУ ГПС. Для упрощения процессов управления производством, повышения их гибкости, надежности и оперативности целесообразно АСОДУ и АСТПП создавать на уровне не только цеха, но и ГПС.
Основные функции АСОДУ: формирование сменно-суточных плановых занятий для ГПС (на уровне цеха) и ГПМ (на уровне ГПС) с учетом приоритетности запуска изделий; анализ производственных ситуаций в течение смены и оперативная корректировка заданий ГПС и ГПМ в случае отказа оборудования или срочных заданий от АСУП; пооперационный учет выполнения заданий; формирование заявок на ТПП, материалы, заготовки, комплектующие изделия, инструмент, технологическую оснастку, тару и т. д.; расчет числа транспортных партий деталей; учет выполнения плановых заданий и печать итоговых отчетных документов, содержащих информацию о количестве изготовленных изделий заданной номенклатуры, о проценте брака, коэффициентах использования оборудования, объемах незавершенного производства и других показателях; анализ обеспеченности заданий материальными ресурсами; оценка действий производственного персонала.
Введение АСОДУ позволяет исключить из структуры управления производством звенья, функции которых в основном сводятся к оперативной стыковке служб и отдельных исполнителей, при одновременном повышении объективности планирования и регулирования производства.
При разработке АСОДУ для нескольких видов производства и, что особенно важно, при внедрении их на одном предприятии целесообразно программно-аппаратную часть АСОДУ унифицировать. Унифицированная часть системы характеризуется наличием универсальных программно-аппаратных средств общения управленческого персонала ГПС с системой;
средств автоматической избирательной обработки информации для выдачи результатов конкретному лицу управленческого и производственного персонала; унифицированного системного и прикладного программного обеспечения функционально-алгоритмической части системы.
6.3. Создание интегрированной системы САПР/АСТПП/АСУП/ГПС
Актуальность создания интегрированных систем связана с тем, что их эффективность значительно выше, чем суммарный эффект от внедрения автоматизированных систем в отдельности. Такие системы имеют важное значение, прежде всего, для крупных научно-производственных объединений. Это объясняется следующими особенностями: сложностью функционально-производственной структуры, требующей больших вычислительных мощностей; многоуровневой структурой; высокими скоростями протекания взаимосвязанных производственных процессов и необходимостью координации их в реальном масштабе времени; пространственной разобщенностью систем.
Развитая интегрированная система должна охватывать все этапы проектирования - от ввода исходного алгоритма функционирования проектируемого объекта до выдачи необходимой и достаточной для изготовления проектируемого объекта проектной документации с целесообразным включением интерактивных процедур (интеграция по глубине) и использованием диалога проектировщика с ЭВМ.
Различают следующие основные формы интеграции:
функциональная - обеспечивает единство целей, совокупность согласованных критериев управления и взаимодействие реализуемых систем функций;
информационная - предусматривает возможность создания банка данных, базирующегося на единой системе накопления и обновления информации;