Файл: Тепловой двигатель. Кпд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Технологическая карта

Тема урока: Тепловой двигатель. КПД.
Предмет: Физика
Класс: 10
УМК: Физика 10 класс, Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: организация деятельности учащихся для формирования умений использовать научные методы познания при изучении принципов работы тепловых двигателей и умения строить алгоритм решения задач, применяя формулы вычисления КПД тепловых машин, помочь учащимся осознать социальную значимость защиты окружающей среды.

Задачи урока:

Воспитательные задачи: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, продолжить воспитание у учащихся дисциплинированности, ответственности, аккуратности, уважительного отношения к выполнению правил безопасности, доброжелательного отношения к одноклассникам; продолжить укрепление убеждённость учащихся в ценности приобретённых научных знаний для решения конкретных практических задач.
Образовательные задачи:


  • обеспечить в ходе урока усвоение понятий «тепловой двигатель» и «КПД», формул КПД для решения расчетных задач;




  • проконтролировать умения и навыки по составлению алгоритма решения задач;




  • актуализировать знания о понятии «тепловой двигатель»;




  • создать содержательные и организационные условия для формирования умения анализировать тепловой двигатель с точки зрения конструкции и условий его эксплуатации, определить эти условия работы;




  • создать условия для отработки навыков и умений применять новый способ для решения качественных задач.




  • Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий по изучению темы «Тепловой двигатель. КПД»


Развивающие задачи:


  • создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;




  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать,




  • сопоставлять, обобщать познавательные объекты, делать выводы, фиксировать шаги учебной деятельности;





  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;




  • содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;




  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.




  • С точки зрения личностного развития описываются воспитательные задачи:




  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;




  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, классе;




  • содействовать формированию патриотических чувств;




  • содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.


1 этап. Мотивация к учебной деятельности


  • Добрый день ребята! Посмотрите на экран. Как вы считаете, что имел в виду Жан Ив Кусто? (тем самым учитель старается заинтриговать учеников предстоящей работой). УУД – формировать интерес к изучаемому предмету, смыслообразование Учитель демонстрирует мультфильм экологической направленности. Просмотр мультфильма учащимися предполагает утверждение тех предположений, которые они выдвинули в процессе обсуждения слов Кусто.


Посмотрев мультфильм, формируется самоопределение, закладывается целеполагание проводимого урока.


  • Соотнесите увиденное со следующими понятиями «тепловой двигатель», КПД.


(происходит планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Компьютер, учебник физики
Жан Ив Кусто – http://ocean-media.su/105-let-nazad-rodilsya-zhak-iv-kusto-chelovek-kotory-j-otkry-l-podvodny-j-mir-dlya-vseh/

Мультфильм об экологии https://www.youtube.com/watch?v=UY8ZwQnmPaw



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, вопросы

УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения


  • ученика внутренней потребности включения в тему урока



Включаются в деловой ритм

Слайд с фото и высказыванием: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу». Жан Ив Кусто.

Что имел в виду Жан Ив Кусто в этом высказывании?

Познавательная деятельность

  1. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

  2. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  3. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).

Информационно-коммуникативная деятельность.

  1. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

  2. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

  1. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

  2. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

  3. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

В результате изучения на базовом уровне учащийся должен

знать/понимать

 смысл понятий: физическое явление

 смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,

 смысл физических законов сохранения энергии

 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов,

 отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний: законов в энергетике;

 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых приборов;

 оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

 рационального природопользования и охраны окружающей среды


Анализируют
Выдвигают предположения

Слушают учителя

Осознанно строят речь

на соотнесение информации на слайде

Взаимодействуют с учителем во время обсуждения высказывания

Демонстрация мультфильма:

К чему приводит деятельность человека? Что прежде всего, по вашему мнению, влияет на состояние окружающей среды?

Контролируют варианты ответов обучающихся-одноклассников






Актуализацию знаний легко применять на уроках к подведению формулирования темы учениками.


  • Прочитайте стр. 269 учебника, первый абзац? О чем пойдет речь на уроке, как это связано с тем, что мы с вами обсуждали в начале занятия?


Учащиеся, участвуя во фронтальном опросе, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью о прошедших на прошлых уроках темах - о различных двигателя и их применениях, т.е. формируются коммуникативные УУД. Аналогично ученики учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения при ответе на вопрос или дополнении ответа учащихся. При таком опросе также происходит формирование коммуникативных и регулятивных УУД.


  • данном случае в опросе с учителем, ученики не должны повторять ответы других учеников, что и приводит к контролированию ответов.


Следующим шагом следует составить схему ответов учащихся о типах двигателей. На парте каждой пары учеников лежит ноутбук с папкой, в которой находятся ЭОР:

  1. принцип работы двигателя внутреннего сгорания

  2. принцип работы паровой машины

  3. принцип работы реактивного двигателя

  4. виды тепловых двигателей

  5. принцип работы тепловых двигателей

  6. экологические проблемы использования тепловых машин


- Рассмотрите принцип работы одного из двигателей. Ответьте на вопросы:

1. Вид топлива, используемого двигателем

2. КПД

3. Возможные экологические проблемы, создаваемые двигателем.

4. Для чего нужен двигатель?

Следует далее заслушать три пары учеников, которые работали с первыми тремя ЭОР.

Следующими вопросами организуем диалог, подводя к формулированию темы.
- Какой вывод следует? (для совершения работы)
Формулируя вывод, ученики анализируют, синтезируют, сравнивают, обобщают, проводят аналогию о существовании силы при движении объекта, при этом формируются регулятивные УУД.
Следующее задание позволит провести аналогию и сопоставить материал жизненной обыденности и открыть что-то новое для себя. Поэтому данное задание позволяет сформировать не только регулятивные и коммуникативные УУД, но и познавательные.
Посмотрите на доску и найдите соответствия:

  1. какова роль пара и газа на рисунках?

  2. какие превращения происходят с паром и газом в данных процессах?


Выслушивая предположения учеников, аналогично формируются УУД:
- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы – Р

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение – К
- выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснить их сходство –К
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления - П

Таким образом, ученики приходят к выводу о том, что в двигателе необходимым условием его работы увеличение внутренней энергии газа, пара, которые имеют общее общее название - «Рабочее тело» и в этих примерах на тела действуют молекулы газа и пара, которые совершают механическую работу. Учащихся подводят к теме урока и формулировке понятия «тепловой двигатель».
Задавая вопросы «Что общего на рисунках?» и «Чем сопровождаются два процесса на рисунках?», используется прием - побуждающий к теме диалог.

Задавая вопрос
Подводящий к теме диалог завершается формулированием темы урока.

- Значит, какая сегодня будет тема урока?
Ученики формулируют тему урока, при этом работают УУД - извлечение необходимой информации (П); выдвигать версии темы урока (Р)
Учитель уточняет формулировку и показывает слайд с темой урока «Тепловые двигатели. КПД».


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, вопросы

УУД


2 этап. Актуализация и пробное учебное действие


Организует прочтение фрагмента параграфа учебника.

Организует работу за компьютером.

Проводит опрос.


Читают фрагмент параграфа учебника, отвечают на вопросы учителя, изучают один из ЭОР, участвуют в обсуждении.


1. Вид топлива, используемого двигателем

2. КПД

3. Возможные экологические проблемы, создаваемые двигателем.

4. Для чего нужен двигатель?


Познавательная деятельность

  1. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

  2. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

  3. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  4. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность.

  1. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

  2. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

  3. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

  4. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  5. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

  1. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

  2. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

  3. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

Предметные результаты должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности:

  1. понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  2. владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

  3. владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  4. сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и принятия практических решений в повседневной жизни;




Организует актуализированные способы действий и речи.

Организует фиксацию пробных учебных действий и их затруднений.


1. Фиксируют результаты обсуждения в виде схемы.
2. Обсуждают демонстрируемый учителем слайд.

Составьте схему видов тепловых двигателей.



Демонстрирует два рисунка на экране. Подводит к теме урока.

Участвуют в обсуждении, рассматривают рисунки на экране.

Формулируют тему урока.

Что общего на рисунках?

Чем сопровождаются два процесса на рисунках?











Двигатель внутреннего сгорания – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7981-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_9.swf

Паровая машина (турбина) – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7982-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_10.swf

Виды тепловых двигателей - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b925d43a-fae6-4b74-8e98-ee25ca0af800/start.html

Реактивный двигатель - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba060-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_11.swf

Пороховые газы - https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=921994e07afdc1ecfbd63d679bc12f44-l&n=13

Водяной пар толкает пробку - http://sernam.ru/archive/arch.php?path=../htm/book_phis_t1/files.book&file=phis_t1_51.files/image006.jpg