ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта
Тема урока: Тепловой двигатель. КПД.
Предмет: Физика
Класс: 10
УМК: Физика 10 класс, Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: организация деятельности учащихся для формирования умений использовать научные методы познания при изучении принципов работы тепловых двигателей и умения строить алгоритм решения задач, применяя формулы вычисления КПД тепловых машин, помочь учащимся осознать социальную значимость защиты окружающей среды.
Задачи урока:
Воспитательные задачи: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, продолжить воспитание у учащихся дисциплинированности, ответственности, аккуратности, уважительного отношения к выполнению правил безопасности, доброжелательного отношения к одноклассникам; продолжить укрепление убеждённость учащихся в ценности приобретённых научных знаний для решения конкретных практических задач.
Образовательные задачи:
-
обеспечить в ходе урока усвоение понятий «тепловой двигатель» и «КПД», формул КПД для решения расчетных задач;
-
проконтролировать умения и навыки по составлению алгоритма решения задач;
-
актуализировать знания о понятии «тепловой двигатель»;
-
создать содержательные и организационные условия для формирования умения анализировать тепловой двигатель с точки зрения конструкции и условий его эксплуатации, определить эти условия работы;
-
создать условия для отработки навыков и умений применять новый способ для решения качественных задач.
-
Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий по изучению темы «Тепловой двигатель. КПД»
Развивающие задачи:
-
создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;
-
создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать,
-
сопоставлять, обобщать познавательные объекты, делать выводы, фиксировать шаги учебной деятельности;
-
создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
-
содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
-
содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
-
С точки зрения личностного развития описываются воспитательные задачи:
-
способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
-
способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, классе;
-
содействовать формированию патриотических чувств;
-
содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
1 этап. Мотивация к учебной деятельности
-
Добрый день ребята! Посмотрите на экран. Как вы считаете, что имел в виду Жан Ив Кусто? (тем самым учитель старается заинтриговать учеников предстоящей работой). УУД – формировать интерес к изучаемому предмету, смыслообразование Учитель демонстрирует мультфильм экологической направленности. Просмотр мультфильма учащимися предполагает утверждение тех предположений, которые они выдвинули в процессе обсуждения слов Кусто.
Посмотрев мультфильм, формируется самоопределение, закладывается целеполагание проводимого урока.
-
Соотнесите увиденное со следующими понятиями «тепловой двигатель», КПД.
(происходит планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Компьютер, учебник физики
Жан Ив Кусто – http://ocean-media.su/105-let-nazad-rodilsya-zhak-iv-kusto-chelovek-kotory-j-otkry-l-podvodny-j-mir-dlya-vseh/
Мультфильм об экологии https://www.youtube.com/watch?v=UY8ZwQnmPaw
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания, вопросы | УУД |
1 этап. Мотивация к учебной деятельности | |||
Создает условия для возникновения
| Включаются в деловой ритм | Слайд с фото и высказыванием: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу». Жан Ив Кусто. Что имел в виду Жан Ив Кусто в этом высказывании? | Познавательная деятельность
Информационно-коммуникативная деятельность.
Рефлексивная деятельность
В результате изучения на базовом уровне учащийся должен знать/понимать смысл понятий: физическое явление смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, смысл физических законов сохранения энергии вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов в энергетике; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых приборов; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды |
Анализируют Выдвигают предположения Слушают учителя Осознанно строят речь на соотнесение информации на слайде | |||
Взаимодействуют с учителем во время обсуждения высказывания | Демонстрация мультфильма: К чему приводит деятельность человека? Что прежде всего, по вашему мнению, влияет на состояние окружающей среды? | ||
Контролируют варианты ответов обучающихся-одноклассников | |
Актуализацию знаний легко применять на уроках к подведению формулирования темы учениками.
-
Прочитайте стр. 269 учебника, первый абзац? О чем пойдет речь на уроке, как это связано с тем, что мы с вами обсуждали в начале занятия?
Учащиеся, участвуя во фронтальном опросе, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью о прошедших на прошлых уроках темах - о различных двигателя и их применениях, т.е. формируются коммуникативные УУД. Аналогично ученики учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения при ответе на вопрос или дополнении ответа учащихся. При таком опросе также происходит формирование коммуникативных и регулятивных УУД.
-
данном случае в опросе с учителем, ученики не должны повторять ответы других учеников, что и приводит к контролированию ответов.
Следующим шагом следует составить схему ответов учащихся о типах двигателей. На парте каждой пары учеников лежит ноутбук с папкой, в которой находятся ЭОР:
-
принцип работы двигателя внутреннего сгорания -
принцип работы паровой машины -
принцип работы реактивного двигателя -
виды тепловых двигателей -
принцип работы тепловых двигателей -
экологические проблемы использования тепловых машин
- Рассмотрите принцип работы одного из двигателей. Ответьте на вопросы:
1. Вид топлива, используемого двигателем
2. КПД
3. Возможные экологические проблемы, создаваемые двигателем.
4. Для чего нужен двигатель?
Следует далее заслушать три пары учеников, которые работали с первыми тремя ЭОР.
Следующими вопросами организуем диалог, подводя к формулированию темы.
- Какой вывод следует? (для совершения работы)
Формулируя вывод, ученики анализируют, синтезируют, сравнивают, обобщают, проводят аналогию о существовании силы при движении объекта, при этом формируются регулятивные УУД.
Следующее задание позволит провести аналогию и сопоставить материал жизненной обыденности и открыть что-то новое для себя. Поэтому данное задание позволяет сформировать не только регулятивные и коммуникативные УУД, но и познавательные.
Посмотрите на доску и найдите соответствия:
-
какова роль пара и газа на рисунках? -
какие превращения происходят с паром и газом в данных процессах?
Выслушивая предположения учеников, аналогично формируются УУД:
- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы – Р
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение – К
- выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснить их сходство –К
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления - П
Таким образом, ученики приходят к выводу о том, что в двигателе необходимым условием его работы увеличение внутренней энергии газа, пара, которые имеют общее общее название - «Рабочее тело» и в этих примерах на тела действуют молекулы газа и пара, которые совершают механическую работу. Учащихся подводят к теме урока и формулировке понятия «тепловой двигатель».
Задавая вопросы «Что общего на рисунках?» и «Чем сопровождаются два процесса на рисунках?», используется прием - побуждающий к теме диалог.
Задавая вопрос
Подводящий к теме диалог завершается формулированием темы урока.
- Значит, какая сегодня будет тема урока?
Ученики формулируют тему урока, при этом работают УУД - извлечение необходимой информации (П); выдвигать версии темы урока (Р)
Учитель уточняет формулировку и показывает слайд с темой урока «Тепловые двигатели. КПД».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания, вопросы | УУД | ||
2 этап. Актуализация и пробное учебное действие | |||||
Организует прочтение фрагмента параграфа учебника. Организует работу за компьютером. Проводит опрос. | Читают фрагмент параграфа учебника, отвечают на вопросы учителя, изучают один из ЭОР, участвуют в обсуждении. | 1. Вид топлива, используемого двигателем 2. КПД 3. Возможные экологические проблемы, создаваемые двигателем. 4. Для чего нужен двигатель? | Познавательная деятельность
Информационно-коммуникативная деятельность.
Рефлексивная деятельность
Предметные результаты должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности:
| ||
Организует актуализированные способы действий и речи. Организует фиксацию пробных учебных действий и их затруднений. | 1. Фиксируют результаты обсуждения в виде схемы. 2. Обсуждают демонстрируемый учителем слайд. | Составьте схему видов тепловых двигателей. | |||
Демонстрирует два рисунка на экране. Подводит к теме урока. | Участвуют в обсуждении, рассматривают рисунки на экране. Формулируют тему урока. | Что общего на рисунках? Чем сопровождаются два процесса на рисунках? | |||
| | |
Двигатель внутреннего сгорания – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7981-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_9.swf
Паровая машина (турбина) – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7982-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_10.swf
Виды тепловых двигателей - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b925d43a-fae6-4b74-8e98-ee25ca0af800/start.html
Реактивный двигатель - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba060-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_11.swf
Пороховые газы - https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=921994e07afdc1ecfbd63d679bc12f44-l&n=13
Водяной пар толкает пробку - http://sernam.ru/archive/arch.php?path=../htm/book_phis_t1/files.book&file=phis_t1_51.files/image006.jpg