Файл: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования московский финансовопромышленный университет синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ “СИНЕРГИЯ”»

Факультет/Институт




Информационных технологий







(наименование факультета/ Института)

Направление/специальность







подготовки:




(код и наименование направления /специальности подготовки)

Форма обучения:




очно-заочная







(очная, очно-заочная, заочная)










Доклад-презентация и дискуссия

на тему




Стили поведения в межличностном конфликте







(наименование темы)











по дисциплине





Командная работа и лидерство







(наименование дисциплины)



Обучающийся




Суханов Сергей Сергеевич













(ФИО)




(подпись)

Группа




СлБИв-113рсоб

























Преподаватель




Семакова Елена Владимировна













(ФИО)




(подпись)

Москва 2023 г.

Стратегии поведения в конфликте (по К.Томасу)

Стратегия поведения в конфликте - это ориентация человека по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Соперничество (конкуренция) – «Акула».

Цель – получение одностороннего выигрыша.

Условия:

1. Наличие власти и авторитета, которые признаются оппонентом.

2. Авторитарный стиль управления.

3. Безвыходная ситуация.

Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.

Стратегию соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

При использовании такой стратегии неизбежно разрушаются отношения с противоположной стороной, навсегда могут быть потеряны дружба, симпатия, доверие.

Уклонение (уход) – «Черепаха».

Цель – уход из-за нежелания сотрудничать и общаться.

Условия:

1.Объект конфликта несущественен.

2.Отсутствие властных полномочий.

3.Необходимость получения дополнительной информации.

4.Оппонент – личность, трудная в общении.

Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для Вас, Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.



При регулярном использовании этой стратегии накапливается раздражение у сторон, которое может привести к неконтролируемому взрыву эмоций, скандалу.

Приспособление – «Плюшевый мишка».

Цель – получение результата при минимальных действиях.

Условия:

1. Объект конфликта несущественен.

2. Необходимость восстановления равновесия и стабильности.

3. Недостаточный объем ресурсов и власти для решения проблемы в свою пользу.

Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.

Стиль приспособления означает, что Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для Вас, либо когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Частое использование такой стратегии приводит к накапливанию обиды у того, кто вынужден все время жертвовать своими интересами. Это может также привести к неожиданной аффективной реакции.

Сотрудничество – «Сова».

Цель – поиск наиболее приемлемого решения для сторон и максимизация выигрыша.

Условия:

1. Подходы к решению важны, и нет возможности принять компромиссное решение.

2.Обладание равной властью и авторитетом.

3.Существуют прочные длительные взаимоотношения между оппонентами.

Человек с таким типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества.

Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Компромисс – «Лиса».

Цель – получение «усредненного» результата за счет взаимных уступок.

Условия:

1. Одинаковые аргументы и равный объем власти у оппонентов.

2.Необходимость сохранения положительного социально-психологического климата в коллективе.


3.Принятие временного решения.

Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Управление конфликтом

Управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей минимизации конфликта и его разрешения.

Конфликтом можно управлять, если:

· участники признают реальность конфликта, возникших противоречий;

· участники признают права сторон на свои позиции;

· создаются специальные рабочие группы по регулированию конфликтного взаимодействия;

· конфликтующие стороны заинтересованы в конструктивном, взаимовыгодном решении конфликта.

                                     Конфликт неуправляем, если:

• одна или обе стороны желают продолжения конфликта;

• эмоциональные отношения таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;

• конфликт – это верхушка айсберга, и его разрешение не решит глубинных проблем;

• различное восприятие участниками сути конфликта, связанное с различными жизненными ценностями;

• агрессивная концепция среды, культуры.

Стадии управления конфликтом:

Прогнозирование – выявление возможных причин конфликта. Прогнозировать возможные конфликты можно, если:

· изучать и наблюдать свои эмоциональные реакции, особенности поведения, индивидуально-психологические свойства;

· изучать индивидуально-психологические особенностей коллег;

· расширять свои знания и способности анализировать ранние симптомы скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)

 Предупреждение (профилактика) – это вид деятельности, направленный на недопущение конфликта. Это, в первую очередь, управление своим поведением:

• повышение уровня коммуникативной компетенции;


• не использовать в речи конфликтогены;

• не отвечать конфликтогеном на конфликтоген;

• применять техники снижения эмоционального напряжения, ослабления стресса;

• овладение искусством ведения дискуссии, критики;

• умение противостоять манипулированию.

Регулирование – это действия участников конфликта, а также третьих лиц, по преодолению конфликта.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого для оппонентов решения конфликтной ситуации.

Анализ конфликта – это всестороннее рассмотрения конфликта с целью управления и разрешения конфликтной ситуации.

Чтобы разобраться в конфликтной ситуации и найти пути решения проблемы необходимо подробно разобрать возникшую проблему, определить всех участников, цели и мотивы каждой стороны, найти наиболее приемлемые варианты решения возникшего противоречия. Для осуществления подробного анализа конфликтной ситуации используется метод «Картография конфликта». Карту можно составлять индивидуально или коллективно. Преимущества методики картографии заключаются в том, что:

·  составление карты позволяет преодолевать лишние эмоции;

·  признаются наиболее трудные участки, требующие неотложного внимания;

·  карта способствует созданию новых направлений в выборе решений;

·  во время группового процесса составления карты люди, которые считают, что их не поняли, имеют возможность высказаться, что способствует созданию атмосферы доверия.

 Классификация конфликтов


Межгрупповой конфликт – конфликт между микрогруппами в коллективе или между социальными группами, отстаивающими противоположные цели и интересы. Например, конфликты футбольных фанатов, межгосударственные конфликты – войны.

Конфликт между личностью и группой – вид социального конфликта, который заключается в противодействии одного человека и малой социальной группы. Например, конфликт между руководителем и его подчиненными.

Межличностный конфликт – деструктивный способ завершения значимых противоречий, возникающих в процессе межличностного взаимодействия.

Внутриличностный конфликт – это остро переживаемое психическое состояние, вызванное противоречивостью, чувств, мотивов, интересов, влечений.

Виды внутриличностных конфликтов

•  Мотивационный (между «хочу» и «хочу»). В этом конфликте у человека вступают в противоречие два одинаковых по силе желания, которые невозможно осуществить одновременно. Например, желание сделать карьеру и посвятить себя семье. Выбор карьеры вызовет сожаления и страдание по поводу семейной нереализованности.