Файл: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования московский финансовопромышленный университет синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


•  Нравственный (между «хочу» и «надо»). Конфликт между желанием и нашим нравственным долгом. Например, медработник может лететь в отпуск в самолете, а кому-то стало плохо и просят подойти помочь. Противоречие возникает, если нет желания брать на себя ответственность, но в то же время внутренний моральный долг требует помочь тому, кто оказался в беде.

•  Нереализованное желание («хочу» и «не могу»). Такой внутренний конфликт связан с тем, что наши желания не совпадают с возможностями. Например, женщина хочет быть матерью, но по состоянию здоровья не может родить ребенка.

•  Ролевой («надо» и «надо»). Такой внутренний конфликт возникает, когда ситуация требует от нас противоречивых действий. Например, сотрудник полиции, узнал, что его друг – преступник и вор. С одной стороны – долг дружбы требует сохранять верность друзьям в любых ситуациях, а с другой стороны – долг служителя правопорядка – способствовать поимке и задержанию преступников.

•  Адаптационный («надо» и «не могу»). Такой внутренний конфликт возникает, когда ситуация требует от нас действий в соответствии с нашим долгом, но нет моральных сил его выполнить. Например, новобранцу необходимо в условиях реального боя выполнить боевую задачу, но от страха он не может ничего сделать, впадает в ступор.

•  Неадекватная самооценка («могу» и «не могу»). Такой внутренний конфликт возникает, когда человек неправильно оценивает свои возможности и ставит себе недостижимые цели, результатом чего может стать разочарование, стыд.

Типы конфликтных личностей

В зависимости от особенностей характера выделяют типы конфликтных личностей. Такие люди в силу своих особенностей поведения и эмоционального реагирования чаще других вступают в конфликты.

Конфликтная личность – демонстративный тип.

1. Хочет быть в центре внимания.

2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.

3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.

4. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.

5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.

6. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.

7. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.


8. Кропотливой систематической работы избегает.

9. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

10. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

 Конфликтная личность – ригидный тип.

1. Подозрителен.

2. Обладает завышенной самооценкой.

3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.

4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.

5. Прямолинеен и негибок.

6. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

7. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.

8. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.

9. Малокритичен по отношению к своим поступкам.

10. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

 Конфликтная личность – неуправляемый тип.

1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя.

2. Поведение такого человека плохо предсказуемо.

3. Ведет себя вызывающе, агрессивно.

4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.

5. Характерен высокий уровень притязаний.

6. Несамокритичен.

7. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.

8. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.

9. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.

10. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

 Конфликтная личность – сверхточный тип.

1. Скрупулезно относится к работе.

2. Предъявляет повышенные требования к себе.

3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются.

4. Обладает повышенной тревожностью.

5. Чрезмерно чувствителен к деталям.

6. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.

7. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.

8. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).

9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.

10. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

 Конфликтная личность – бесконфликтный тип.

1. Неустойчив в оценках и мнениях.



2. Обладает легкой внушаемостью.

3. Внутренне противоречив.

4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.

5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

6. Недостаточно хорошо видит перспективу.

7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.

8. Излишне стремится к компромиссу.

9. Не обладает достаточной силой воли.

10. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

 

Причины конфликтов

Объективные причины конфликтов

•  Слабая разработанность правовых норм.

•  Недостаток материальных и духовных благ.

•  Естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности.

•  Образ жизни, связанный с материально-бытовой неустроенностью, радикальными переменами в стране.

•  Стереотипы в обществе.

Организационно-управленческие причины конфликтов

· Несоответствие структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается (например, в учреждении слишком много подразделений, которые дублируют работу друг друга).

· Неправильно организованы связи организации с внешней средой, с вышестоящими и нижестоящими структурными подразделениями, между отдельными работниками (например, один сотрудник подчиняется нескольким начальникам, которые дают противоречивые распоряжения).

· Ошибки руководителя в процессе решения управленческих задач (например, руководитель неправильно оценил время, необходимое для решения задачи, и поставил слишком жесткие сроки, что вызывает риск невыполнения поставленной задачи и стресс у сотрудников).

 Социально-психологические причины конфликтов

· Потери и искажения информации в процессе коммуникации.

· Психологическая несовместимость.

· Напряженные межличностные отношения.

· Различный подход в оценке результатов деятельности друг друга.

· Стремление к власти.

 Личностные причины конфликтов

· Низкий уровень эмпатии.

· Завышенный или заниженный уровень притязаний.

· Низкий уровень социально-психологической компетенции.

· Особенности темперамента, акцентуации характера.

Понятия "конфликт", "конфликтность", "конфликтогенность"

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.


Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Отличительной особенностью конфликта является то, что участники переполнены негативными эмоциями, такими как гнев, злость, ярость, обида, чувство вины и т.д. Для конфликта характерно стремление любой ценой навязать свою точку зрения оппоненту и полное отвержение позиции другой стороны.

Конфликтность – свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты.

Конфликтогенность – психологическая особенность и нравственное свойство человека, выражающее его склонность к ссорам, склокам и т.д. Конфликтогенная личность может сознательно организовывать конфликтные ситуации, например, распространяя слухи, сплетни, неуважительно обращаясь к другим людям и пр

. Понятия "конфликт", "конфликтность", "конфликтогенность"


Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Отличительной особенностью конфликта является то, что участники переполнены негативными эмоциями, такими как гнев, злость, ярость, обида, чувство вины и т.д. Для конфликта характерно стремление любой ценой навязать свою точку зрения оппоненту и полное отвержение позиции другой стороны.

Конфликтность – свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты.

Конфликтогенность – психологическая особенность и нравственное свойство человека, выражающее его склонность к ссорам, склокам и т.д. Конфликтогенная личность может сознательно организовывать конфликтные ситуации, например, распространяя слухи, сплетни, неуважительно обращаясь к другим людям и пр.

Конфликтный человек часто участвует в конфликте в силу своих личностных особенностей: вспыльчивости, несдержанности, обидчивости и пр.

Конфликтогены – слова, действия (или бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта. Конфликтогенами могут быть обидные слова, оценочные суждения («То, что ты говоришь – это ерунда, чепуха!»), может быть нарочитое молчание, обидные жесты. Конфликтоген вызывает негативные эмоции у оппонента и желание ответить тем же. Цепочка конфликтогенов создает инцидент и приводит к нарастанию конфликта.


Конфликтный человек часто участвует в конфликте в силу своих личностных особенностей: вспыльчивости, несдержанности, обидчивости и пр.

Конфликтогены – слова, действия (или бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта. Конфликтогенами могут быть обидные слова, оценочные суждения («То, что ты говоришь – это ерунда, чепуха!»), может быть нарочитое молчание, обидные жесты. Конфликтоген вызывает негативные эмоции у оппонента и желание ответить тем же. Цепочка конфликтогенов создает инцидент и приводит к нарастанию конфликта.