Файл: Рабочая учебная программа по дисциплине Теория и методика физической культуры и спорта для студентов специальности 050108 Физическая культура и спорт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульный лист рабочей учебной программы
Форма
Ф СО ПГУ 7.18.3/30
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра Физическая культура и спорт
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Теория и методика физической культуры и спорта для студентов специальности 050108 Физическая культура и спорт
Павлодар
Лист утверждения рабочей учебной программы дисциплины, разработанной на основании государственного общеобязательного стандарта образования специальности и типовой программы
Форма
Ф СО ПГУ 7.18.3/31
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
___________ Н.Э.Пфейфер
«___»_____________201_г.
Составитель: _________ старший преподаватель Куватов А.Ж.
Кафедра Физическая культура и спорт
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Теория и методика физической культуры и спорта для студентов специальности 050108 Физическая культура и спорт
Рабочая учебная программа разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта образования специальности 5.08.258-2006 и типовой программы утвержденной Республиканским учебно-методическим советом (РУМС) высшего и послевузовского образования при МОН РК (протокол
№ 2 от 28 июня 2009 г)
Рекомендована на заседании кафедры от «___»________ 201_г. Протокол № _____
Заведующий кафедрой______________ Ю.А. Мастобаев «____» _______ 201__г
Одобрена учебно-методическим советом факультета Химических технологий и естествознания «_____» _________201_г. Протокол № ____
Председатель УМС ________________ У.Д. Буркитбаева «____» _______ 201__г
СОГЛАСОВАНО
Декан факультета ФХТиЕ _____________ К.К. Ахметов «____» ________ 201__г
ОДОБРЕНО:
Начальник ОПиМОУП ______________ А.А. Варакута «____» _________ 201__г
Одобрена учебно-методическим советом университета
«_____»______________201_г. Протокол № ____
1 Цель дисциплины – дать студентам глубокие знания по теоретическим основам физической культуры и спорта, научить их практически реализовывать ее основные понятия в различных образовательных учреждениях и спортивных организациях – по месту будущей профессиональной деятельности,
формирование системы специальных знаний и навыков в области физической культуры и спорта,
воспитание педагогического мышления.
Задачи дисциплины – раскрыть содержание и объем основных категорий «Теории физической культуры», ее место в системе смежных наук и значение для студентов и выпускников физкультурных ВУЗов;
- раскрыть роль физической культуры как вида культуры, ее структуру,
содержание и функции;
- дать характеристику новым подходам к учению о цели, задачах,
наиболее общих принципах, средствах и методах формирования физической культуры личности, основным аспектам содержания и методики обучения двигательным действиям и формирования физических способностей,
формам построения занятий физическими упражнениями, планированию,
контролю и учету;
- изложить особенности направленного использования физической культуры в различные периоды жизни человека;
- дать характеристику спорту как составной части физической культуры, раскрыть сущность спортивной тренировки, ее цель, задачи и специфические принципы, содержание, построение, а также технологию планирования и контроля;
- дать знания о роли и значении дисциплины в подготовке специалистов по физической культуре и спорту;
- сформировать профессиональные навыки в образовательной,
организационной, научно-исследовательской, тренерской деятельности будущего специалиста.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны:
иметь представление:
- о цели и задачах дисциплины;
- о планировании занятий физической культуры;
- о планировании спортивной тренировки;
знать:
- исходные понятия системы физической культуры и спорта, цели,
задачи, принципы, средства, методы физической культуры и спорта;
- роль физической культуры в системе воспитания детей дошкольного,
школьного возраста, молодежи, людей среднего, пожилого и старческого возраста;
- основы системы спортивной подготовки и соревнований, структуру спортивной тренировки, основные стадии и этапы многолетней подготовки спортсменов;
уметь:
- методически обоснованно планировать, контролировать и управлять: процессом физического воспитания, уровнем спортивной подготовки, здоровьем лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- осуществлять организационно-массовую работу в различных звеньях физкультурно-массового движения;
приобрести практические навыки:
- по проведению методически грамотных занятий физической культуры в образовательных учреждениях и спортивных тренировок в спортивных организациях.
2 Пререквизиты
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, приобретенные при изучении следующих дисциплин:
«Теоретические и методические основы преподавания физической культуры в школе», «Педагогика физической культуры и спорта», «Анатомия человека с основами спортивной морфологии», «Гимнастика», «Основы избранного вида спорта».
3 Постреквизиты
Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения следующих дисциплин: «Методические основы педагогической практики», «Управление процессом спортивной подготовки в избранном виде спорта».
4 Содержание дисциплины
4.1 Тематический план дисциплины
№
п/п
Наименование тем
Количество контактных часов по видам занятий
Очное отделение лекции практические
(сем)
СРС
1
Исходные понятия и предмет теории физической культуры
1 1
4 2
Функции, система и принципы физической культуры и спорта
1 1
4 3
Цель, задачи, средства и методы в физической культуре и спорте
1 1
5 4
Классификация упражнений, нагрузка и адаптация в физической культуре и спорте
1 1
5 5
Дозирование нагрузок.
Контроль за самочувствием занимающихся физической культурой и спортом
2 2
5 6
Обучение двигательным действиям
2 2
5 7
Развитие физических качеств
2 2
5 8
Формы построения занятий по физической культуре
2 2
5 9
Конструирование педагогического процесса
1 1
4 10 Физическое воспитание детей в раннем и дошкольном возрасте
1 1
5 11 Физическая культура в школе
2 2
5
12
Ор га ни за ци я вн ек ла сс но й ра бо ты шк ол ьн ик ов
1 1
5 13 Спортивные сооружения, инвентарь и оборудование
1 1
4 14 Физическое воспитание студенческой молодежи
1 1
5 15 Физическая культура в период трудовой деятельности
1 1
5 16 Физическая подготовка в
Вооруженных Силах
1 1
4 17 Сущность и социальные функции спорта
1 1
5 18 Система спортивных состязаний
1 1
5 19 Система спортивной подготовки
1 1
5 20 Характеристика спортивной тренировки
1 1
5 21 Закономерности и принципы спортивной тренировки
1 1
5 22 Основные разделы подготовки спортсмена
1 1
5 23 Структура (построение) спортивной тренировки
1 1
5 24 Подготовка спортсмена как многолетний процесс
1 1
5
25 Управление, планирование и контроль в системе подготовки спортсмена
1 1
5
ИТОГО: 180ч.
30
30
120
4.2 Содержание тем дисциплины
Тема 1. Исходные понятия и предмет теории физической культуры
Исходные понятия.
Предмет теории и методики физической культуры и спорта.
Тема 2. Функции, система и принципы физической культуры и
спорта
Функции физической культуры и спорта. Система физической культуры и спорта. Принципы физической культуры и спорта.
Тема 3. Цель, задачи, средства и методы в физической культуре и
спорте
Цель физического воспитания. Задачи физического воспитания.
Средства, применяемые в физическом воспитании.
Тема 4. Классификация упражнений, нагрузка и адаптация в
физической культуре и спорте
Классификация физических упражнений.
Классификация дыхательных упражнений. Классификация интеллектуальных и психических упражнений.
Нагрузка и адаптация к физическим упражнениям. Характеристика нагрузок.
Явление сверхвосстановления. Периоды динамики функциональной активности. Утомление и восстановление при мышечной деятельности. Фазы восстановления. Адаптация к физическим нагрузкам. Типы адаптации.
Долговременная адаптация. Врабатывание. Контроль за состоянием долговременной адаптации. Контроль за состоянием срочной адаптации.
Тема 5. Дозирование нагрузок. Контроль за самочувствием
занимающихся физической культурой и спортом
Дозирование физических нагрузок.
Контроль за здоровьем и самочувствием учащихся.
Критерии определения здоровья.
Средства и методы восстановления организма.
Домашнее задание по физическому воспитанию.
Тема 6. Обучение двигательным действиям
Двигательные умения и навыки. Формирование двигательных умений и навыков. Перенос двигательных умений и навыков. Процесс обучения двигательным действиям. Управление процессом обучения. Предупреждение и исправление ошибок при овладении двигательными действиями. Методы обучения двигательным действиям. Дозирование упражнений при обучении технике движений. Контроль за качеством обучения двигательным действиям.
Тема 7. Развитие физических качеств
Развитие быстроты. Силовые качества. Виды силовых способностей.
Развитие силы. Качество выносливости. Экономичность работы. Развитие выносливости. Развитие гибкости. Воспитание осанки. Развитие координационных способностей. Возрастные периоды развития физических качеств.
Тема 8. Формы построения занятий по физической культуре
Формы построения занятий. Урок – основная форма занятий.
Структура урока. Задачи урока. Особенности организации уроков по видам подготовки.
Тема 9. Конструирование педагогического процесса
Конструирование педагогического процесса физической культуры в школе.
Тема 10. Физическое воспитание детей в раннем и дошкольном
возрасте
Социально-педагогическая значимость физического воспитания в раннем и дошкольном возрасте. Урочное планирование.
Тема 11. Физическая культура в школе
Программы физической культуры в начальной школе. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Программы основного общего образования. Программы полной средней школы.
Двигательные умения, навыки и способности. Планирование физической культуры в школе.
Тема 12. Организация внеклассной работы школьников
Организация внеклассной работы школьников. Физкультурно- оздоровительная и спортивно-массовая работа. Спортивные соревнования в школе. Планирование и учет внеклассной работы по физической культуре и спорту. Коллектив физической культуры и школьный спортивный клуб.
Положение о спортивном клубе общеобразовательной школы. О порядке организации спортивных соревнований среди школьников. Агитация и пропаганда физической культуры. Организация спортивного вечера.
Тема 13. Спортивные сооружения, инвентарь и оборудование
Школьные спортивные площадки.
Тема 14. Физическое воспитание студенческой молодежи
Значение и задачи физического воспитания студентов. Методические основы физического воспитания в вузе. Формы организации физического воспитания студентов.
Тема 15. Физическая культура в период трудовой деятельности
Физическая культура в период трудовой деятельности. Социальное значение и задачи физического воспитания взрослого населения, занятого трудовой деятельностью. Профессионально-прикладная подготовка.
Тема 16. Физическая подготовка в Вооруженных Силах
Задачи физической подготовки. Формы физической подготовки военнослужащих.
Тема 17. Сущность и социальные функции спорта
Сущность и значение спорта. Общая характеристика спорта.
Тема 18. Система спортивных состязаний
Понятие «Спортивное соревнование». Состязание как основа специфики спорта. Функции спортивных состязаний. Классификация спортивных состязаний.
Тема 19. Система спортивной подготовки
Задачи, содержание, средства и методы спортивной тренировки.
Тема 20. Характеристика спортивной подготовки
Общая характеристика системы подготовки спортсмена.
Тема 21. Закономерности и принципы спортивной тренировки
Закономерности и принципы спортивной тренировки.
Тема 22. Основные разделы подготовки спортсмена
Разделы и стороны подготовки спортсмена.
Тема 23. Структура (построение) спортивной тренировки
Общая характеристика структуры спортивной тренировки.
Тема 24. Подготовка спортсмена как многолетний процесс
Характеристика основных стадий многолетнего процесса занятий спортом: базовой подготовки, максимальной реализации спортивных возможностей и спортивного долголетия.
Тема 25. Управление, планирование и контроль в системе
подготовки спортсмена
Сущность и назначение планирования, его виды. Объективные основания и формы управления и планирования подготовки спортсмена.
Объекты тренерского контроля и самоконтроля спортсмена. Комплексный контроль за спортивной тренировкой. Учет в процессе спортивной тренировки спортсменов.
4.3 Перечень и содержание практических (семинарских, лабораторных,
студийных, индивидуальных) занятий
1) Тема 1. Исходные понятия и предмет теории физической
культуры
Исходные понятия.
Предмет теории и методики физической культуры и спорта. Структура научной дисциплины.
2) Тема 2. Функции, система и принципы физической культуры и
спорта
Функции физической культуры и спорта. Система физической культуры и спорта. Принципы в физической культуре. Принципы спортивной тренировки.
3) Тема 3. Цель, задачи, средства и методы в физической культуре
и спорте
Средства в физической культуре. Методы в физической культуре.
4) Тема 4. Классификация упражнений, нагрузка и адаптация в
физической культуре и спорте
Классификация физических упражнений.
Нагрузка физических упражнений.
Адаптация в физической культуре. Врабатывание.
5) Тема 5. Дозирование нагрузок. Контроль за самочувствием
занимающихся физической культурой и спортом
Дозирование физических нагрузок.
Контроль за здоровьем и самочувствием учащихся.
Средства и методы восстановления организма.
Домашнее задание по физическому воспитанию.
6) Тема 6. Обучение двигательным действиям
Двигательные умения и навыки. Формирование двигательных умений и навыков. Перенос двигательных умений и навыков. Процесс обучения двигательным действиям. Управление процессом обучения. Предупреждение и исправление ошибок при овладении двигательными действиями. Методы обучения двигательным действиям. Дозирование упражнений при обучении технике движений. Контроль за качеством обучения двигательным действиям.
7) Тема 7. Развитие физических качеств
Развитие силовых способностей. Развитие быстроты (скоростных способностей). Развитие выносливости. Развитие гибкости. Воспитание осанки. Развитие координационных способностей. Возрастные периоды развития физических качеств.
8) Тема 8. Формы построения занятий по физической культуре
Основные формы построения занятий физической культурой и спортом. Направленность урока и тренировки. Отличие урочных и неурочных форм занятий. Основные характеристики урока и тренировки. Формы записи урока (тренировки). Основные части урока (тренировки) и их задачи. Расчет общей плотности урока физической культуры. Расчет моторной плотности урока физической культуры. Значение пульсовой кривой на уроке физической культуры. Структура анализа урока физической культуры. Правила составления комплекса общеразвивающих упражнений. Методика преподавания урока физической культуры. Разработка сокращенных и развернутых вариантов планов-конспектов уроков по лыжной подготовке,
плаванию, спортивным и подвижным играм, гимнастике, легкой атлетике.
Разработка комплексов ОРУ по лыжной подготовке, плаванию, спортивным и подвижным играм, гимнастике, легкой атлетике. Разработка карточек обучения технике движений и тактическим действиям в спортивных и подвижных играх. Проведение анализа урока, записи и анализа общей,
моторной плотности, кривой пульса на уроке физической культуры.
9) Тема 9. Конструирование педагогического процесса
Конструирование педагогического процесса физической культуры в школе. Основные разделы программ по физической культуре и спорту.
Годовое планирование физической культуры в детских садах, школах, вузах.
Особенности четвертного (семестрового) планирования в детских садах,
школах, средних и высших учебных заведениях.
10) Тема 10. Физическое воспитание детей в раннем и дошкольном
возрасте
Основные задачи, средства и основные разделы программы физического воспитания в детском саду. Планирование педагогического процесса физического воспитания в детском саду. Разработка недельных планов занятий физического воспитания. Разработка комплексов ОРУ для занятий в различных возрастных группах детского сада.
11) Тема 11. Физическая культура в школе
Основные цели и задачи физической культуры в начальных, средних и старших классах в школе. Содержание программ по физической культуре в начальных, средних и старших классах в школе. Четвертное планирование учебного материала по физической культуре. Разработка четвертного планирования физической культуры в начальных, средних и старших классах в школе. Особенности годового планирования базовых видов физической подготовки (спорта) в школе. Разработка годового планирования в начальных,
средних и старших классах в школе. Планирование учебных задач физической культуры по номерам уроков. Разработка урочных планов занятий физической культуры в различных классах по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, играм, плаванию, ритмической гимнастике,
единоборствам. Разработка комплексов ОРУ для занятий в различных классах по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, играм, плаванию,
ритмической гимнастике, единоборствам. Разработка карточек обучения технике движений на уроках по легкой атлетике, лыжной подготовке,
гимнастике, играм, плаванию, ритмической гимнастике, единоборствам.
Разработка карточек обучения тактическим действиям в спортивных и подвижных играх на уроках физической культуры.
12) Тема 12. Организация внеклассной работы школьников
Виды внеклассных форм занятий физической культурой.
Общественный орган школы, обязанности педагогов, занимающихся внеклассной работой по физической культуре и спорту в школе. Назначение и примерное содержание программ спортивных вечеров и викторин,
оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в школе. Разработка положения и расчета проведения соревнований в школе по легкой атлетике,
лыжным гонкам, спортивным играм, гимнастике, плаванию. Разработка плана-схемы спортивного вечера или викторины.
13) Тема 13. Спортивные сооружения, инвентарь и оборудование
Понятие «спортивный инвентарь», «спортивное оборудование» и их