ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Разработайте наиболее приоритетные цели и обоснуйте концептуальные основы собственной авторской школы, если бы вы ее попытались разработать с учетом всего самого прогрессивного из того, что вам известно.
Авторская школа – это школа со специфической культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты.
Под авторской концепцией понимается теоретически разработанный, отличный от принятого способ осуществления образовательной и воспитательной деятельности, позволяющий получить более высокие по сравнению с массовой практикой результаты.
К необходимым условиям реализации авторской концепции относят следующие:
-
наличие у автора концепции организаторских способностей и черт лидера, а также твердости характера, способности «держать удар» и противостоять сложностям подготовительного периода; -
специальная подготовка педагогов будущей школы или возможность набрать команду, разделяющую авторскую концепцию; -
наличие материальных ресурсов для открытия новой школы или создания ее в рамках уже существующей; -
благоприятствование окружающей школу среды, поддержка (как минимум – нейтральная реакция) со стороны органов образования; -
«способность» социальной среды принять предлагаемую концепцию, а значит, необходимость разъяснительной работы.
В качестве оснований типологии авторских школ выделены: тип учреждения, направленность и особенности осуществления.
Ведущей среди разработанных типологий авторских школ является типология по масштабу реального воплощения, которое дает возможность выделить школы как:
-
явления, сохранившиеся в единственном экземпляре; -
авторские школы-модели, обладающие инвариантным концептуальным ядром, позволяющим их распространять; -
авторские школы-направления, совмещающие в себе высокую степень разработанности основных черт, так и технологии внедрения и адаптации в разных пространственно-временных и географических условиях; -
школы как основания новых парадигм, обладающие гибкой базой и высокой технологичностью, распространение которых приобретает подлинно массовый характер.
Интегрирующим фактором авторских школ, ставших основой целых направлений, выступает одинаковый эмоциональный настрой образующих ее личностей.
2. Какие из педагогических инноваций, стратегий в плане воспитания духовно и физически здоровой личности вы считаете наиболее перспективными и результативными? Обоснуйте почему.
Духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости. Духовность человека – явление многогранное. Душа человека познает мир и реализует себя.
Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования у растущего человека нравственных ценностей, связанных и раскрывающихся через такие понятия, как совесть, доброжелательность, терпимость к инакомыслию.
Воспитание духовности связано и с необходимостью бережного отношения учителя к индивидуальным «духовным святыням» каждого ученика. Для современного учителя важно, не вторгаясь в духовный мир ученика, понять этот мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самосоздания ученика.
Педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой личности:
-
Показ личной значимости ЗОЖ -
Систематическое занятие утренней гимнастикой, физкультурой. -
Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе. -
Экскурсии на природу, туристические походы. -
Соблюдение гигиенических норм и правил. -
Подвижный образ жизни. -
Полноценное питание. -
Оптимизация учебной нагрузки. -
В необходимых случаях профилактическая работа, направленная на преодоление вредных привычек (курение, употребление наркотиков, ранний интерес к сексуальной жизни).
Педагогические условия, способствующие воспитанию духовно здоровой личности:
-
Систематическое проявление высокого уровня духовности, нравственности и культуры самого учителя. -
Высокий уровень духовности, нравственности и культуры в семье, в школе, в среде друзей и лиц ближайшего окружения. -
Встречи, беседы, дискуссии по духовно-нравственным проблемам с философами, писателями, художниками, учеными, религиозными деятелями, просто с духовно богатыми людьми. -
Вовлечение учащихся в различные виды социально значимой деятельности, где бы проявились их милосердие, сопричастность с разрешением проблем, которые стоят перед страной, городом, поселком, школой. -
Внимательное, уважительное, бережное отношение к лицам другой веры, религии, культуры. -
Обсуждение вопросов, которые затрагивают проблемы мироздания, мироведения, глобальной экологии, освоения человеком Земли и космоса. -
Совместные путешествия, экскурсии в музеи, посещение различных выставок с последующим их обсуждением. -
Чтение и обсуждение классической и современной литературы. -
Участие в народных праздниках, поддержка и развитие народных традиций.
3. Назовите 5–7 педагогических идей, практическая реализация которых может существенно повысить качество образования в России. Обоснуйте свою точку зрения.
Сегодняшний переход в системе образования на новые стандарты требует переструктурировать и систему обеспечения качества подготовки специалистов, которая включает и процессы, и результаты качества образования. Поэтому проблемы качества образования конкретного вуза актуальны сегодня в стране и в частности в нашем регионе.
В то же время, модернизация и интеграция российской системы образования в единое образовательное пространство диктует необходимость создания системы контроля качества образования. На государственном уровне ставится задача: в каждом вузе создать систему контроля качества образования. Понятие «качество образования» в отечественной педагогике трактуется по-разному.
Наиболее приемлемым является определение К. Н. Мешалкиной, «качество — степень соответствия результатов учебно-воспитательного процесса, выраженных в характеристиках обученности и воспитанности, их социально обусловленному нормативному уровню».
К сожалению, качество образования некоторые ученые понимают, как контроль обученности, успеваемости. Однако качество образовательного процесса намного шире. Поэтому можно говорить о качестве образования как многокомпонентной системе, которая включает в себя: качества образовательной программы;
-
качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; -
качества потенциала обучающихся; -
качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно- экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов); -
качества образовательных технологий; -
качества управления образовательными системами и процессами.
Система качества подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе осуществляется по следующим направлениям: трудоустройство и анализ востребовательности выпускников на региональном рынке труда, качество среды жизни и деятельности студента, инфраструктура обеспечения качества образования; нормативно-правовая база обеспечения качества образовательного процесса; качество информационного и методического обеспечения процесса обучения; сам процесс обучения; компетентность профессорско-преподавательского состава; технологии и
средства обеспечения качества образования; контроль результативности.
Существуют следующие факторы, непосредственно влияющие на качество образования в вузе:
— уровень содержания образования в вузе;
— содержания учебных курсов;
— уровень квалификации преподавателей вуза и обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего направления;
— научно-исследовательская деятельности вуза;
— использование результатов НИР в учебном процессе;
— развитие научных исследований учебного процесса;
— обеспеченность соответствующей литературой;
— внедрение информационных технологий в учебный процесс;
— уровень организации производственных практик, а также ориентированность на работу образовательных организаций;
— сбалансированность графика учебного процесса;
— нормирование нагрузки преподавателей и студентов.