Файл: Авторская школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Разработайте наиболее приоритетные цели и обоснуйте концептуальные основы собственной авторской школы, если бы вы ее попытались разработать с учетом всего самого прогрессивного из того, что вам известно.

Авторская школа – это школа со специфической культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты.

Под авторской концепцией понимается теоретически разработанный, отличный от принятого способ осуществления образовательной и воспитательной деятельности, позволяющий получить более высокие по сравнению с массовой практикой результаты.

К необходимым условиям реализации авторской концепции относят следующие:

  • наличие у автора концепции организаторских способностей и черт лидера, а также твердости характера, способности «держать удар» и противостоять сложностям подготовительного периода;

  • специальная подготовка педагогов будущей школы или возможность набрать команду, разделяющую авторскую концепцию;

  • наличие материальных ресурсов для открытия новой школы или создания ее в рамках уже существующей;

  • благоприятствование окружающей школу среды, поддержка (как минимум – нейтральная реакция) со стороны органов образования;

  • «способность» социальной среды принять предлагаемую концепцию, а значит, необходимость разъяснительной работы.

В качестве оснований типологии авторских школ выделены: тип учреждения, направленность и особенности осуществления.

Ведущей среди разработанных типологий авторских школ является типология по масштабу реального воплощения, которое дает возможность выделить школы как:

  • явления, сохранившиеся в единственном экземпляре;

  • авторские школы-модели, обладающие инвариантным концептуальным ядром, позволяющим их распространять;

  • авторские школы-направления, совмещающие в себе высокую степень разработанности основных черт, так и технологии внедрения и адаптации в разных пространственно-временных и географических условиях;

  • школы как основания новых парадигм, обладающие гибкой базой и высокой технологичностью, распространение которых приобретает подлинно массовый характер.


Интегрирующим фактором авторских школ, ставших основой целых направлений, выступает одинаковый эмоциональный настрой образующих ее личностей.

2. Какие из педагогических инноваций, стратегий в плане воспитания духовно и физически здоровой личности вы считаете наиболее перспективными и результативными? Обоснуйте почему.

Духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости. Духовность человека – явление многогранное. Душа человека познает мир и реализует себя.

Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования у растущего человека нравственных ценностей, связанных и раскрывающихся через такие понятия, как совесть, доброжелательность, терпимость к инакомыслию.

Воспитание духовности связано и с необходимостью бережного отношения учителя к индивидуальным «духовным святыням» каждого ученика. Для современного учителя важно, не вторгаясь в духовный мир ученика, понять этот мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самосоздания ученика.
Педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой личности:

  1. Показ личной значимости ЗОЖ

  2. Систематическое занятие утренней гимнастикой, физкультурой.

  3. Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

  4. Экскурсии на природу, туристические походы.

  5. Соблюдение гигиенических норм и правил.

  6. Подвижный образ жизни.

  7. Полноценное питание.

  8. Оптимизация учебной нагрузки.

  9. В необходимых случаях профилактическая работа, направленная на преодоление вредных привычек (курение, употребление наркотиков, ранний интерес к сексуальной жизни).

Педагогические условия, способствующие воспитанию духовно здоровой личности:

  1. Систематическое проявление высокого уровня духовности, нравственности и культуры самого учителя.

  2. Высокий уровень духовности, нравственности и культуры в семье, в школе, в среде друзей и лиц ближайшего окружения.

  3. Встречи, беседы, дискуссии по духовно-нравственным проблемам с философами, писателями, художниками, учеными, религиозными деятелями, просто с духовно богатыми людьми.

  4. Вовлечение учащихся в различные виды социально значимой деятельности, где бы проявились их милосердие, сопричастность с разрешением проблем, которые стоят перед страной, городом, поселком, школой.

  5. Внимательное, уважительное, бережное отношение к лицам другой веры, религии, культуры.

  6. Обсуждение вопросов, которые затрагивают проблемы мироздания, мироведения, глобальной экологии, освоения человеком Земли и космоса.

  7. Совместные путешествия, экскурсии в музеи, посещение различных выставок с последующим их обсуждением.

  8. Чтение и обсуждение классической и современной литературы.

  9. Участие в народных праздниках, поддержка и развитие народных традиций.


3. Назовите 5–7 педагогических идей, практическая реализация которых может существенно повысить качество образования в России. Обоснуйте свою точку зрения.

Сегодняшний переход в системе образования на новые стандарты требует переструктурировать и систему обеспечения качества подготовки специалистов, которая включает и процессы, и результаты качества образования. Поэтому проблемы качества образования конкретного вуза актуальны сегодня в стране и в частности в нашем регионе.

В то же время, модернизация и интеграция российской системы образования в единое образовательное пространство диктует необходимость создания системы контроля качества образования. На государственном уровне ставится задача: в каждом вузе создать систему контроля качества образования. Понятие «качество образования» в отечественной педагогике трактуется по-разному.

Наиболее приемлемым является определение К. Н. Мешалкиной, «качество — степень соответствия результатов учебно-воспитательного процесса, выраженных в характеристиках обученности и воспитанности, их социально обусловленному нормативному уровню».

К сожалению, качество образования некоторые ученые понимают, как контроль обученности, успеваемости. Однако качество образовательного процесса намного шире. Поэтому можно говорить о качестве образования как многокомпонентной системе, которая включает в себя: качества образовательной программы;

  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • качества потенциала обучающихся;

  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно- экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);

  • качества образовательных технологий;

  • качества управления образовательными системами и процессами.

Система качества подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе осуществляется по следующим направлениям: трудоустройство и анализ востребовательности выпускников на региональном рынке труда, качество среды жизни и деятельности студента, инфраструктура обеспечения качества образования; нормативно-правовая база обеспечения качества образовательного процесса; качество информационного и методического обеспечения процесса обучения; сам процесс обучения; компетентность профессорско-преподавательского состава; технологии и
средства обеспечения качества образования; контроль результативности.

Существуют следующие факторы, непосредственно влияющие на качество образования в вузе:

— уровень содержания образования в вузе;

— содержания учебных курсов;

— уровень квалификации преподавателей вуза и обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего направления;

— научно-исследовательская деятельности вуза;

— использование результатов НИР в учебном процессе;

— развитие научных исследований учебного процесса;

— обеспеченность соответствующей литературой;

— внедрение информационных технологий в учебный процесс;

— уровень организации производственных практик, а также ориентированность на работу образовательных организаций;

— сбалансированность графика учебного процесса;

— нормирование нагрузки преподавателей и студентов.