Файл: Семинара Ветер перемен или современный урок в зеркале Стандартов второго поколения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема семинара: «Ветер перемен или современный урок в зеркале Стандартов второго поколения». Эффективный урок как средство развития потенциала учителя и ученика.
Цель: выявить пути совершенствования качества и эффективности урока, как основной формы обучения
Задачи:
-
Конкретизировать представления педагогов о современном уроке;
-
Определить критерии повышения эффективного урока. -
Обсудить пути повышения эффективности современного урока. -
Выявить и сформулировать средства, методы и приёмы, способствующие проведению эффективного урока в ходе реализации ФГОС. -
Осознать необходимость проведения анализа урока (Разработать рекомендации по повышению эффективности современного урока, анализу и самоанализу урока на основе опыта работы педагогического коллектива) -
Развивать умения педагогов работать сообща.
Участники: педагоги
Регламент: 1 час 50 минут
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы (комплект приложение 1-8), презентация
Планируемый результат:
- учитель знает: алгоритм и критерии построения современного урока, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
- учитель умеет: строить урок в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения,правильно ставить цели и задачи урока, подбирать продуктивные задания, способствующие развитию и формированию УУД учащихся,
- учитель применяет на практике современные технологии, методы, приёмы, формы организации продуктивной учебной деятельности;
- учитель владеет такими понятиями, как «цель», «целеполагание», «задачи», «планируемый результат», «эффективный, современный» урок.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
“Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца”
Конаржевский В.С.
“Урок – это клеточка педагогического процесса.
В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.”
Эффективность любого урока определяется не тем,
что дает детям учитель, а тем,
что они взяли в процессе обучения
Ход семинара
-
Организационный момент.
Современный урок, инновация,
Технологии, проблемные ситуации,
Методы, формы, приёмы,
Что в современном уроке применить мы готовы?
Приходит новое поколение, новые стандарты и новые решения. А урок остаётся!
-
Вступительное слово. А УРОК ОСТАЕТСЯ! (Предисловие)
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой организации учебного процесса. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.
Для реализации требований, предъявляемых Стандартом второго поколения, урок должен стать новым, современным, эффективным!
А) Научные понятия.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Если урок – современный, то он обязательно должен закладывает основу для будущего. Современный, – это и совершенно новый, но не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Но урок должен быть и эффективным. Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого человека.
Вывод: исходя из требований Стандарта - урок должен быть современным, актуальным, эффективным.
Б) Проблемные вопросы.
-
Как спроектировать урок с учётом требований ФГОС второго поколения? -
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС? -
Как отследить эффективность урока?
-
От чего зависит качество урока, его высокая результативность? (зависят от комплексного планирования и целенаправленного осуществления учебно-воспитательных задач). -
Какими критериями должен обладать современный, эффективный урок? Ведь по эффективности (результативности) проведённого урока судят о нашем профессиональном мастерстве. Результат качества образования учеников тоже зависит от тех знаний, умений, которые дети получают на уроке, да и при аттестации педагогу тоже необходимо представить проект урока.
Давайте вместе попробуем найти, вспомнить пути повышения эффективности урока, правила, приёмы и средства, методы и технологии, всё, что помогает сделать обучение эффективным.
В) Деление участников на группы
Работать будем в 3 группах.
Создание групп: педагоги получают бумажные модели геометрических фигур: треугольники, квадраты, круги. Каждый выбирает одну фигуру. Затем все рассаживаются по группам:
за 1 стол, те, кто выбрал треугольники,
за 2 стол – квадраты,
за 3 стол – круги.
Психогеометрическая типология
Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Психогеометрия – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры: квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, зигзаг.
Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещённой на первое место, можно определить основные, доминирующие особенности личности и поведения.
Основные психологические характеристики поведения
Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, практичность, упорство, настойчивость, твёрдость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, нетерпеливость, буйные развлечения, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Распределите роли в группах. Выберите спикера, консультанта, секретаря, контролёра, докладчика.
-
Актуализация знаний педагогов.
А) Игра «Анаграмма»
Задание 1.
Инструкция. У каждой группы на столе анаграмма, вам нужно разгадать как можно быстрее, какое слово в ней зашифровано, т.е. из букв составить слова. Те группы, которые выполнят задание, хором кричите: «Мы готовы!» (группы работают, затем по очереди зачитывают разгаданные анаграммы).
ПРОВЕРКА: слова: РАЗВИТИЕ, РЕЗУЛЬТАТ, КОМФОРТ.
Это составляющие любого современного урока. Эти требования, записаны в Стандартах второго поколения. Цель обучения - развитие, развитие должно иметь результат и на уроке должно быть комфортно всем участникам учебного процесса: учителю и ученику.
Б) Игра «Ассоциация».
Задание 2: подобрать слова, сочетание слов на тему «современный эффективный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие», «результат», «комфорт», «компетенция». На столах лежат словари, энциклопедии, глоссарий. Каждая группа подбирает ассоциации к словосочетанию «современный урок». (5 -7 минут)
1 группа: слово «развитие»
2 группа: слово «комфорт»
3 группа: слово «результат»
Выступление групп.
Вывод: Молодцы! У вас богатый словарный запас, да и теорией вопроса вы владеете хорошо. Работаете быстро и дружно. Хорошо знаете, что такое современный эффективный урок и его составляющие.
-
Работа по теме семинара.
А) «Конструктор урока» Работа в группах. (10 минут)
Каждый урок начинается с подготовки. Давайте вспомним, как правильно надо подготовить урок.
Задание для всех групп. Приложение 2
-
Определите последовательность подготовки к современному уроку.
Проверка. Выступление групп.
Вывод: чтобы урок был эффективным необходимо грамотно его планировать.
Б) Методы и приёмы.
Вы знаете, как грамотно составить проект урока, но необходимо уметь подобрать методы и приёмы.
1 группа. Задание. Выберите традиционные приёмы и методы работы. Расскажите, какие приёмы вы используете в своей работе.
2 группа. Задание. Распределить методы обучения в порядке увеличения их эффективности. Расскажите, какие методы, и приёмы вы используете в своей работе.
3 группа. Задание. Выберите приёмы и методы работы на основе деятельностного подхода. Расскажите, какие технологии вы используете в своей работе.
Выступление групп.
Вывод: Применение современных технологий, методов и приёмов, комплексного грамотного планирования и целенаправленного осуществления учебно-воспитательных задач влияет на качество урока.
1) На доске карточка: грамотное планирование урока (структура урока) построение каждого этапа по схеме:
-
Постановка учебного задания -
Деятельность по его выполнению -
Подведение итога -
Контроль процесса и степень выполнения -
Рефлексия
2) На доске: применение современных технологий: формы, методы, приёмы.
В) Целеполагание.
Целеполагание – это то, с чего начинается грамотное продуктивное планирование урока.
Современный, эффективный урок – это результат совместной деятельности учителя и учащегося. А результат есть там, где есть совместная цель.
Правильно поставленная цель и задачи – 50 % успеха урока. Поэтому, одним из важных компонентов педагогической деятельности является правильная постановка учителем педагогических целей и задач. Умения целеполагания являются основополагающими в профессиональной работе учителей. Методический анализ уроков показывает, что целеполагание на современном уроке является проблемным для большинства педагогов.
Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
1. Информационная: Что и чему будем учиться? 2. Операционная: Как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: Зачем нам это надо? 4. Коммуникативная: С кем и где? |
Блок целеполагания включает:
-
Тема урока -
Цель, задачи урока -
Планируемый результат: знания, умения, навыки. -
Личностно формирующая направленность урока.
Например, ваши родные изъявили желание попробовать праздничный торт. Ваша цель испечь праздничный торт (не создание условий, для выпечки, не содействие). Планируемый результат вашей деятельности - праздничный торт.
Исходя из цели, поставьте задачи, которые вы должны выполнить, чтобы достичь данной цели?
Задачи: узнать рецепт праздничного торта, изучить рецепт, определить его критерии, купить необходимые продукты, испечь, сравнить результат с эталоном, оценить свою работу