Файл: Семинара Ветер перемен или современный урок в зеркале Стандартов второго поколения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, соответствует ли ваше произведение, планируемому результату. Всё это и есть целеполагание.
Гораздо проще с обучающей целью. Здесь, как правило, учитель чувствует себя уверенно. Ведь эта цель – из области программных требований, поэтому она конкретна, достижима и измерима т.д.
Развивающая цель урока вызывает не только и не столько затруднение, сколько желание «отмахнуться», написать что-нибудь формальное вроде привычного «развивать», «формировать» и т.п. – в характеристиках не результата, а процесса, никогда не завершающегося. Тем самым – устранить лишнюю ответственность за результат на уроке, не связанный напрямую с предметной обученностью. Трудно представить хозяйку, которая вместо цели «испечь торт с характеристиками по рецепту» поставила бы цель «развитие глазомера, ловкости, воспитание аккуратности» и т.п. А вот для педагогики такие «цели», увы, привычны. Очень часто они формальны (что означает уход от ответственности за их достижение), и можно встретить такие формулировки целей, поставленных учителем для 45-минутного (!) урока: развитие мышления, памяти, речи, воспитание любви к Родине и т.п. Ни способа измерения такой цели, ни достижимого и очень конкретного представления о результате за 45 минут такая формулировка цели не дает (и не предполагает!), а, следовательно, не может иметь никакого отношения к компетентностному подходу (и вовсе не потому, что это не важно!).
Исходя из целей урока, планирует результат.
Например: цели урока: познакомить учащихся с цифрой 1, ввести термин «число» и «цифра», учить писать цифру 1, развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре.
Планируемый результат: знать название числа 1, уметь записывать цифру 1, уметь находить число 1 в числовом ряду, уметь находить предметы, представленные по одному, уметь вести счёт предметов.
Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске.
Затем необходимо определить, как и с помощью чего они будут реализованы. Наметить путь достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Вывод: планирование урока должно начинаться с целеполагания.
На доске запись: целеполагание, грамотное планирование урока, применение современных технологий, методов, приёмов.
Г) Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.
Для каждого этапа урока необходимо подбирать задания, целью которых является:
Задания должны содержать способ деятельности и уровень владения им.
Проблемный вопрос.
Каким должно быть учебное задание, чтобы оно способствовало развитию и формированию УУД у школьников в соответствии с требованиями нового Стандарта?
Чтобы понять, как правильно оценивать и составлять учебное задание, необходимо уметь это делать.
Оцените учебное задание.
Задание 5.
1) Определите, на формирование каких ЗУН направлено данное задание.
1 группа.
Задание. Определите на формирование, каких УУД направлено данное задание.
Элементы содержания: животные, их разнообразие
Формулируемые предметные действия: выделять основные существенные признаки изученных объектов живой природы.
Упражнение. Среди перечисленных признаков выдели признаки земноводных:
- Как ты думаешь, правильно ли ты выполнил задание?
- Уверен правильно.
- Сомневаюсь
- Думаю, что есть ошибки.
Проверь себя:
1), 4), 6)
Оцени себя:
Выполнил задание без ошибок – 5 баллов;
Допустил 1 ошибку – 4 балла.
Допустил 2 ошибки – 3 балла
Допустил 3-4 ошибки – 2 балла.
2 группа.
Элементы содержания: форма и размеры Земли
Формулируемые предметные действия: умение использовать глобус, карту при выполнении учебных заданий; использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации.
Упражнение. Прочитай внимательно текст, найди 2 ошибки. Подчеркни их. Если затрудняешься, воспользуйся учебником, глобусом или картой полушарий.
Наша Земля имеет форму шара. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце. Земля совершает один оборот вокруг оси за сутки. Глобус – модель Земли. Линии на глобусе, соединяющие Северный и Южный полюсы, называют параллелями. Экватор – это самая длинная параллель. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюсы, называют меридианами. Все меридианы Земли имеют разную длину.
Проверь себя:
- уверен, что выполнил задание правильно.
- сомневаюсь
- думаю, что есть ошибки
Сравни свою работу с образцом.
Наша Земля имеет форму шара. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце. Земля совершает один оборот вокруг оси за сутки. Глобус – модель Земли. Линии на глобусе, соединяющие Северный и Южный полюсы, называют параллелями. Экватор – это самая длинная параллель. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюсы, называют меридианами. Все меридианы Земли имеют разную длину.
Оцени себя:
Нашёл в тексте 3 ошибки – 5 баллов.
Нашёл в тексте 2 ошибки – 4 балла.
Нашёл в тексте 1 ошибки – 3 балла.
Не нашёл в тексте ни одной ошибки – 2 балла.
3 группа.
Элементы содержания: басня, использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, овладение навыками смыслового чтения.
Формулируемые предметные действия: умения читать выразительно, по ролям, уметь делать нравственный выбор, выделять главную мысль басни.
Упражнение. Подготовьтесь и прочитайте басню И.Крылова «Стрекоза и Муравей» выразительно, по ролям. Если вы, так же, как и автор, осуждаете Стрекозу за легкомысленность и беззаботность, читайте с осуждением. Если Стрекоза вам симпатична, и вы осуждаете Муравья за бессердечность, читайте басню с сочувствием, жалостью к Стрекозе. Прочитайте басню перед всем классом.
Оцените свою работу:
- Всё ли у вас получилось так, как вы задумали?
- Что не получилось? Почему?
- Что вам помогло / помешало правильно выполнить задание?
- Что бы вы сделали иначе в другой раз?
Примеры упражнений по формированию самоконтроля и самооценки УУД
1 группа: выберите примеры заданий традиционных
Определите, какое задание является традиционным, а какое продуктивным? Составьте своё задание. Какие рекомендации вы могли бы дать при составлении продуктивных заданий.
2 группа: выберите примеры заданий продуктивных
Определите, какое задание является традиционным, а какое продуктивным? Составьте своё задание. Какие рекомендации вы могли бы дать при составлении продуктивных заданий.
3 группа: составьте своё продуктивное задание
Определите, какое задание является традиционным, а какое продуктивным? Составьте своё задание. Какие рекомендации вы могли бы дать при составлении продуктивных заданий.
3) Определите, на проверку каких УУД направлен данный тест.
1 группа. Познавательные УУД. Проверят умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Ты хочешь узнать, действительно ли слово мешок произошло от слова мех.
Укажи в списке книг те, в которых ты можешь найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В) Соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.
А. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.
Б. Книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.
В. Книги, в которых я не найду ответа.
Список книг.
2 группа. Личностные результаты УУД. Проверить умение оценивать поступки с позиции нравственных ценностей.
Оцени данные в списке поступки.
А. Так нужно делать всегда.
Б. Чаще всего так нельзя делать.
В. Так можно делать иногда.
Г. Так делать нельзя ни в коем случае.
Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков.
Список поступков
Гораздо проще с обучающей целью. Здесь, как правило, учитель чувствует себя уверенно. Ведь эта цель – из области программных требований, поэтому она конкретна, достижима и измерима т.д.
Развивающая цель урока вызывает не только и не столько затруднение, сколько желание «отмахнуться», написать что-нибудь формальное вроде привычного «развивать», «формировать» и т.п. – в характеристиках не результата, а процесса, никогда не завершающегося. Тем самым – устранить лишнюю ответственность за результат на уроке, не связанный напрямую с предметной обученностью. Трудно представить хозяйку, которая вместо цели «испечь торт с характеристиками по рецепту» поставила бы цель «развитие глазомера, ловкости, воспитание аккуратности» и т.п. А вот для педагогики такие «цели», увы, привычны. Очень часто они формальны (что означает уход от ответственности за их достижение), и можно встретить такие формулировки целей, поставленных учителем для 45-минутного (!) урока: развитие мышления, памяти, речи, воспитание любви к Родине и т.п. Ни способа измерения такой цели, ни достижимого и очень конкретного представления о результате за 45 минут такая формулировка цели не дает (и не предполагает!), а, следовательно, не может иметь никакого отношения к компетентностному подходу (и вовсе не потому, что это не важно!).
Цели должны быть: - посильными для учеников; - представлены учащимся в наглядном форме в виде записи на доске, плакате или презентации и др.) и озвучена учителем или учащимися в самом начале урока; - скорректированы в зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся конкретного класса; - сформулированы конкретно; - цель должна быть выражена просто, ясно, доступно (представлена как результат); - цель должна быть обсуждена с учащимися и принята ими; «Кто хочет достичь цели, должен знать ее». - цель должна быть выражена в форме 3 лица, единственного числа, настоящего времени (что делает ученик?); - поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала и до конца. - в цели урока должен быть сформирован тот конечный результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если цель определена не точно, или учитель плохо представляет пути и способы её достижения, то об эффективности урока трудно говорить. |
Правила целеполагания - цель должна соответствовать современным требованиям общества к подготовке выпускника школы, быть актуальной; - цель должна быть конкретной, четко сформулированной (направленной на достижение конкретного результата); - цель должна быть диагностичной, (четкое описание результата, которого мы хотим достичь), позволяющая оценить соответствие результатов учебной деятельности; - цель должна быть операциональной, в формулировке цели имеется указание на средства ее достижения (разработана стратегия достижения результата); - цель должна быть инструментальной, технологичной (определяют конкретные действия по их достижению); - цель должна быть достижимой (можно достичь, хотя бы с малой вероятностью); - цель должна быть соотнесена с конкретным сроком ее достижения; - цель должна быть осознанной всеми субъектами образовательного процесса; - цель должна быть побудительной (побуждать к действию). |
Исходя из целей урока, планирует результат.
Например: цели урока: познакомить учащихся с цифрой 1, ввести термин «число» и «цифра», учить писать цифру 1, развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре.
Планируемый результат: знать название числа 1, уметь записывать цифру 1, уметь находить число 1 в числовом ряду, уметь находить предметы, представленные по одному, уметь вести счёт предметов.
Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске.
Затем необходимо определить, как и с помощью чего они будут реализованы. Наметить путь достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Вывод: планирование урока должно начинаться с целеполагания.
На доске запись: целеполагание, грамотное планирование урока, применение современных технологий, методов, приёмов.
Г) Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.
Для каждого этапа урока необходимо подбирать задания, целью которых является:
-
узнавание нового материала -
воспроизведение -
применение знаний в новой ситуации -
применение знаний в незнакомой ситуации -
творческий подход к знаниям.
Задания должны содержать способ деятельности и уровень владения им.
Проблемный вопрос.
Каким должно быть учебное задание, чтобы оно способствовало развитию и формированию УУД у школьников в соответствии с требованиями нового Стандарта?
Чтобы понять, как правильно оценивать и составлять учебное задание, необходимо уметь это делать.
Оцените учебное задание.
Задание 5.
1) Определите, на формирование каких ЗУН направлено данное задание.
1 группа.
Задание. Определите на формирование, каких УУД направлено данное задание.
Элементы содержания: животные, их разнообразие
Формулируемые предметные действия: выделять основные существенные признаки изученных объектов живой природы.
Упражнение. Среди перечисленных признаков выдели признаки земноводных:
-
кожа голая, покрытая слизью; -
перьевой покров; -
6 ног; -
две пары ног; -
дышат лёгкими; -
дышат лёгкими и влажной кожей.
- Как ты думаешь, правильно ли ты выполнил задание?
- Уверен правильно.
- Сомневаюсь
- Думаю, что есть ошибки.
Проверь себя:
1), 4), 6)
Оцени себя:
Выполнил задание без ошибок – 5 баллов;
Допустил 1 ошибку – 4 балла.
Допустил 2 ошибки – 3 балла
Допустил 3-4 ошибки – 2 балла.
2 группа.
Элементы содержания: форма и размеры Земли
Формулируемые предметные действия: умение использовать глобус, карту при выполнении учебных заданий; использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации.
Упражнение. Прочитай внимательно текст, найди 2 ошибки. Подчеркни их. Если затрудняешься, воспользуйся учебником, глобусом или картой полушарий.
Наша Земля имеет форму шара. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце. Земля совершает один оборот вокруг оси за сутки. Глобус – модель Земли. Линии на глобусе, соединяющие Северный и Южный полюсы, называют параллелями. Экватор – это самая длинная параллель. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюсы, называют меридианами. Все меридианы Земли имеют разную длину.
Проверь себя:
- уверен, что выполнил задание правильно.
- сомневаюсь
- думаю, что есть ошибки
Сравни свою работу с образцом.
Наша Земля имеет форму шара. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце. Земля совершает один оборот вокруг оси за сутки. Глобус – модель Земли. Линии на глобусе, соединяющие Северный и Южный полюсы, называют параллелями. Экватор – это самая длинная параллель. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюсы, называют меридианами. Все меридианы Земли имеют разную длину.
Оцени себя:
Нашёл в тексте 3 ошибки – 5 баллов.
Нашёл в тексте 2 ошибки – 4 балла.
Нашёл в тексте 1 ошибки – 3 балла.
Не нашёл в тексте ни одной ошибки – 2 балла.
3 группа.
Элементы содержания: басня, использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, овладение навыками смыслового чтения.
Формулируемые предметные действия: умения читать выразительно, по ролям, уметь делать нравственный выбор, выделять главную мысль басни.
Упражнение. Подготовьтесь и прочитайте басню И.Крылова «Стрекоза и Муравей» выразительно, по ролям. Если вы, так же, как и автор, осуждаете Стрекозу за легкомысленность и беззаботность, читайте с осуждением. Если Стрекоза вам симпатична, и вы осуждаете Муравья за бессердечность, читайте басню с сочувствием, жалостью к Стрекозе. Прочитайте басню перед всем классом.
Оцените свою работу:
- Всё ли у вас получилось так, как вы задумали?
- Что не получилось? Почему?
- Что вам помогло / помешало правильно выполнить задание?
- Что бы вы сделали иначе в другой раз?
Примеры упражнений по формированию самоконтроля и самооценки УУД
1 группа: выберите примеры заданий традиционных
Определите, какое задание является традиционным, а какое продуктивным? Составьте своё задание. Какие рекомендации вы могли бы дать при составлении продуктивных заданий.
-
Определи площадь прямоугольника. -
Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. -
2 группа: выберите примеры заданий продуктивных
Определите, какое задание является традиционным, а какое продуктивным? Составьте своё задание. Какие рекомендации вы могли бы дать при составлении продуктивных заданий.
-
Перечисли отличия растений от животных. -
«Лягушонок прыгал и кричал: «Я зелёный, значит я растение!» Как вы думаете, что ему ответил умный утёнок Кряк?
3 группа: составьте своё продуктивное задание
Определите, какое задание является традиционным, а какое продуктивным? Составьте своё задание. Какие рекомендации вы могли бы дать при составлении продуктивных заданий.
-
Перечисли имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. -
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
3) Определите, на проверку каких УУД направлен данный тест.
1 группа. Познавательные УУД. Проверят умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Ты хочешь узнать, действительно ли слово мешок произошло от слова мех.
Укажи в списке книг те, в которых ты можешь найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В) Соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.
А. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.
Б. Книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.
В. Книги, в которых я не найду ответа.
Список книг.
-
Азбука. В -
Орфографический словарь. А -
Варданьян Э.Д. Путешествие и слово. Б -
Этимологический (этимология – наука о происхождении слов) словарь. Б -
Петров А.А. Изделия из меха. А -
Успенский Л. Слово о словах. В
2 группа. Личностные результаты УУД. Проверить умение оценивать поступки с позиции нравственных ценностей.
Оцени данные в списке поступки.
А. Так нужно делать всегда.
Б. Чаще всего так нельзя делать.
В. Так можно делать иногда.
Г. Так делать нельзя ни в коем случае.
Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков.
Список поступков
-
Расталкивать людей на лестнице. Г -
Давать списать домашнюю работу своему однокласснику. Б -
Перебивать собеседника. Б -
Помогать маме нести тяжёлые сумки из магазина. А -
Писать и рисовать на парте. Г -
Обзывать другого человека обидными словами. Г -
Уступать пожилым людям место в автобусе. А -
Рассказывать взрослому о плохом поступке своего товарища. В