Файл: Семинара Ветер перемен или современный урок в зеркале Стандартов второго поколения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, соответствует ли ваше произведение, планируемому результату. Всё это и есть целеполагание.

Гораздо проще с обучающей целью. Здесь, как правило, учитель чувствует себя уверенно. Ведь эта цель – из области программных требований, поэтому она конкретна, достижима и измерима т.д.

Развивающая цель урока вызывает не только и не столько затруднение, сколько желание «отмахнуться», написать что-нибудь формальное вроде привычного «развивать», «формировать» и т.п. – в характеристиках не результата, а процесса, никогда не завершающегося. Тем самым – устранить лишнюю ответственность за результат на уроке, не связанный напрямую с предметной обученностью. Трудно представить хозяйку, которая вместо цели «испечь торт с характеристиками по рецепту» поставила бы цель «развитие глазомера, ловкости, воспитание аккуратности» и т.п. А вот для педагогики такие «цели», увы, привычны. Очень часто они формальны (что означает уход от ответственности за их достижение), и можно встретить такие формулировки целей, поставленных учителем для 45-минутного (!) урока: развитие мышления, памяти, речи, воспитание любви к Родине и т.п. Ни способа измерения такой цели, ни достижимого и очень конкретного представления о результате за 45 минут такая формулировка цели не дает (и не предполагает!), а, следовательно, не может иметь никакого отношения к компетентностному подходу (и вовсе не потому, что это не важно!).

Цели должны быть:

- посильными для учеников;

- представлены учащимся в наглядном форме в виде записи на доске, плакате или презентации и др.) и озвучена учителем или учащимися в самом начале урока;

- скорректированы в зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся конкретного класса;

- сформулированы конкретно;

- цель должна быть выражена просто, ясно, доступно (представлена как результат);

- цель должна быть обсуждена с учащимися и принята ими; «Кто хочет достичь цели, должен знать ее».

- цель должна быть выражена в форме 3 лица, единственного числа, настоящего времени (что делает ученик?);

- поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала и до конца.

- в цели урока должен быть сформирован тот конечный результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если цель определена не точно, или учитель плохо представляет пути и способы её достижения, то об эффективности урока трудно говорить.




Правила целеполагания

- цель должна соответствовать современным требованиям общества к подготовке выпускника школы, быть актуальной;

- цель должна быть конкретной, четко сформулированной (направленной на достижение конкретного результата);

- цель должна быть диагностичной, (четкое описание результата, которого мы хотим достичь), позволяющая оценить соответствие результатов учебной деятельности;

- цель должна быть операциональной, в формулировке цели имеется указание на средства ее достижения (разработана стратегия достижения результата);

- цель должна быть инструментальной, технологичной (определяют конкретные действия по их достижению);

- цель должна быть достижимой (можно достичь, хотя бы с малой вероятностью);

- цель должна быть соотнесена с конкретным сроком ее достижения;

- цель должна быть осознанной всеми субъектами образовательного процесса;

- цель должна быть побудительной (побуждать к действию).

Исходя из целей урока, планирует результат.

Например: цели урока: познакомить учащихся с цифрой 1, ввести термин «число» и «цифра», учить писать цифру 1, развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре.

Планируемый результат: знать название числа 1, уметь записывать цифру 1, уметь находить число 1 в числовом ряду, уметь находить предметы, представленные по одному, уметь вести счёт предметов.

Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске.

Затем необходимо определить, как и с помощью чего они будут реализованы. Наметить путь достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных дей­ствий.


Вывод: планирование урока должно начинаться с целеполагания.

На доске запись: целеполагание, грамотное планирование урока, применение современных технологий, методов, приёмов.

Г) Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

Для каждого этапа урока необходимо подбирать задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала

  • воспроизведение

  • применение знаний в новой ситуации

  • применение знаний в незнакомой ситуации

  • творческий подход к знаниям.

Задания должны содержать способ деятельности и уровень владения им.

Проблемный вопрос.

Каким должно быть учебное задание, чтобы оно способствовало развитию и формированию УУД у школьников в соответствии с требованиями нового Стандарта?

Чтобы понять, как правильно оценивать и составлять учебное задание, необходимо уметь это делать.

Оцените учебное задание.

Задание 5.

1) Определите, на формирование каких ЗУН направлено данное задание.
1 группа.

Задание. Определите на формирование, каких УУД направлено данное задание.

Элементы содержания: животные, их разнообразие

Формулируемые предметные действия: выделять основные существенные признаки изученных объектов живой природы.

Упражнение. Среди перечисленных признаков выдели признаки земноводных:

  1. кожа голая, покрытая слизью;

  2. перьевой покров;

  3. 6 ног;

  4. две пары ног;

  5. дышат лёгкими;

  6. дышат лёгкими и влажной кожей.

- Как ты думаешь, правильно ли ты выполнил задание?

- Уверен правильно.

- Сомневаюсь

- Думаю, что есть ошибки.

Проверь себя:

1), 4), 6)

Оцени себя:

Выполнил задание без ошибок – 5 баллов;

Допустил 1 ошибку – 4 балла.

Допустил 2 ошибки – 3 балла

Допустил 3-4 ошибки – 2 балла.


2 группа.

Элементы содержания: форма и размеры Земли

Формулируемые предметные действия: умение использовать глобус, карту при выполнении учебных заданий; использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации.

Упражнение. Прочитай внимательно текст, найди 2 ошибки. Подчеркни их. Если затрудняешься, воспользуйся учебником, глобусом или картой полушарий.


Наша Земля имеет форму шара. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце. Земля совершает один оборот вокруг оси за сутки. Глобус – модель Земли. Линии на глобусе, соединяющие Северный и Южный полюсы, называют параллелями. Экватор – это самая длинная параллель. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюсы, называют меридианами. Все меридианы Земли имеют разную длину.

Проверь себя:

- уверен, что выполнил задание правильно.

- сомневаюсь

- думаю, что есть ошибки

Сравни свою работу с образцом.

Наша Земля имеет форму шара. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце. Земля совершает один оборот вокруг оси за сутки. Глобус – модель Земли. Линии на глобусе, соединяющие Северный и Южный полюсы, называют параллелями. Экватор – это самая длинная параллель. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюсы, называют меридианами. Все меридианы Земли имеют разную длину.

Оцени себя:

Нашёл в тексте 3 ошибки – 5 баллов.

Нашёл в тексте 2 ошибки – 4 балла.

Нашёл в тексте 1 ошибки – 3 балла.

Не нашёл в тексте ни одной ошибки – 2 балла.

3 группа.

Элементы содержания: басня, использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, овладение навыками смыслового чтения.

Формулируемые предметные действия: умения читать выразительно, по ролям, уметь делать нравственный выбор, выделять главную мысль басни.

Упражнение. Подготовьтесь и прочитайте басню И.Крылова «Стрекоза и Муравей» выразительно, по ролям. Если вы, так же, как и автор, осуждаете Стрекозу за легкомысленность и беззаботность, читайте с осуждением. Если Стрекоза вам симпатична, и вы осуждаете Муравья за бессердечность, читайте басню с сочувствием, жалостью к Стрекозе. Прочитайте басню перед всем классом.

Оцените свою работу:

- Всё ли у вас получилось так, как вы задумали?

- Что не получилось? Почему?

- Что вам помогло / помешало правильно выполнить задание?

- Что бы вы сделали иначе в другой раз?

Примеры упражнений по формированию самоконтроля и самооценки УУД

1 группа: выберите примеры заданий традиционных

Определите, какое задание является традиционным, а какое продуктивным? Составьте своё задание. Какие рекомендации вы могли бы дать при составлении продуктивных заданий.



  • Определи площадь прямоугольника.

  • Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.



2 группа: выберите примеры заданий продуктивных

Определите, какое задание является традиционным, а какое продуктивным? Составьте своё задание. Какие рекомендации вы могли бы дать при составлении продуктивных заданий.

  • Перечисли отличия растений от животных.

  • «Лягушонок прыгал и кричал: «Я зелёный, значит я растение!» Как вы думаете, что ему ответил умный утёнок Кряк?

3 группа: составьте своё продуктивное задание

Определите, какое задание является традиционным, а какое продуктивным? Составьте своё задание. Какие рекомендации вы могли бы дать при составлении продуктивных заданий.

  • Перечисли имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.

  • Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

3) Определите, на проверку каких УУД направлен данный тест.

1 группа. Познавательные УУД. Проверят умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.

Ты хочешь узнать, действительно ли слово мешок произошло от слова мех.

Укажи в списке книг те, в которых ты можешь найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В) Соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.

А. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.

Б. Книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.

В. Книги, в которых я не найду ответа.

Список книг.

  • Азбука. В

  • Орфографический словарь. А

  • Варданьян Э.Д. Путешествие и слово. Б

  • Этимологический (этимология – наука о происхождении слов) словарь. Б

  • Петров А.А. Изделия из меха. А

  • Успенский Л. Слово о словах. В

2 группа. Личностные результаты УУД. Проверить умение оценивать поступки с позиции нравственных ценностей.

Оцени данные в списке поступки.

А. Так нужно делать всегда.

Б. Чаще всего так нельзя делать.

В. Так можно делать иногда.

Г. Так делать нельзя ни в коем случае.

Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков.

Список поступков

  • Расталкивать людей на лестнице. Г

  • Давать списать домашнюю работу своему однокласснику. Б

  • Перебивать собеседника. Б

  • Помогать маме нести тяжёлые сумки из магазина. А

  • Писать и рисовать на парте. Г

  • Обзывать другого человека обидными словами. Г

  • Уступать пожилым людям место в автобусе. А

  • Рассказывать взрослому о плохом поступке своего товарища. В