Файл: Семинара Ветер перемен или современный урок в зеркале Стандартов второго поколения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 группа. Регулятивные УУД. Проверяет умение самостоятельно формулировать цель деятельности.
Тебя попросили научить второклассников узнать сложные слова. Составь план своих действий. Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. В квадратиках рядом с выбранными пунктами плана проставь их номера в правильном порядке.
-
Попрошу поставить ударение. -
Попрошу найти корень в словах. 3 -
Попрошу его вспомнить, что такое корень слова. 2 -
Покажу слово, где есть два корня (сложное слово) 4 -
Попрошу предположить, что такое сложные слова. 1 -
Попрошу подчеркнуть все гласные в словах.
Какие рекомендации вы могли бы дать при подборе заданий.
Проверка. Выступление групп.
Вывод: Учебное задание должно:
-
иметь цель (чему учит, что развивает, оценивает планируемый результат, формирует какое УУД) -
быть полным, т.е. охватывать всю совокупность основных знаний и предметных действий; -
предусматривать деятельность учащихся; -
строиться с учётом реализации планируемых результатов обучения (чему научились дети, выполняя данное задание); -
способствовать положительной учебной мотивации (зачем мы это делаем); -
способствовать формированию и развитию УУД -
иметь конечный продукт на разрешение проблемы – это создание нового продукта (схема, таблица, диаграмма, алгоритм, план, рисунок и т.д.) -
иметь критерии оценки достижения планируемых результатов (самооценка) -
быть разным по уровню сложности (базовый – стандартное учебно-практическое или учебно-познавательное задание, повышенный- задание требующие умения работать в новой, незнакомой ситуации) -
соответствовать требованиям программы и с учётом возрастных и познавательных возможностей учащихся -
строиться с учётом осуществления дифференцированного и индивидуального подхода; -
обеспечивать выполнения различных форм самоконтроля: фронтальный, групповой, индивидуальный; -
обеспечивать оптимальное сочетание контроля и оценки со стороны учителя и самоконтроля, и самооценки учащихся.
Помните, в конце урока должен быть продукт деятельности, результат. Это может быть правило, рисунок, таблица, формула, сказка, схема, план и т.д.
Выводы:
Продуктивные учебные задания –
главное средство достижения результата образования, оно способствует формированию и развитию УУД, активизирует процесс обучения, побуждает интерес к учёбе.
На доске карточка: продуктивные задания
Д) Критерии эффективного урока
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативного урока.
Задание. Определите критерии современного эффективного урока. (Приложение3)
1 группа: выберите карточки, которые соответствуют критериям эффективного урока.
Признаки урока современного (достоинства)
2 группа: выберите карточки, которые не соответствуют критериям современного урока. Признаки урока традиционного (недостатки)
3 группа: найдите отличие личностно-ориентированного подхода от традиционного.
Выступление групп. Давайте озвучим результаты своей работы? Проанализируйте свою работу (если нет желающих, тогда по цепочке). Каковы, на ваш взгляд, типичные недостатки традиционного обучения?
Вывод: Эффективный урок должен быть личностно-ориентированным, необходимо продумать дифференцированную работу со слабыми и с одарёнными учащимися на протяжении всего урока.
Что изменилось при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и ученика?
Признаки современного урока определены. Выявлены недостатки традиционного урока.
На доске карточки: создание ситуации успеха, обучение через открытие, демократичность и открытость, системно-деятельностный подход, результативность, развитие личности ребёнка, формирование УУД, творчество учащихся и учителя, выбор современные средства обучения.
5. Как проверить эффективность работы на новый образовательный результат?
В основе овладения новыми умениями лежит регулярная работа по их формированию УУД. Поэтому необходимо так же регулярно проводить контроль, диагностику успешности достижению новых образовательных результатов. В результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Каждое задание на уроке должно быть проверено. Для этого необходимо проводить мониторинг, проверку, самопроверку, взаимопроверку. Ученики должны уметь оценивать себя и товарищей. Значит должна быть оценка и самооценка.
Необходимо планировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
– что контролировать;
– как контролировать;
– как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
Вывод: проверка, самопроверка, взаимопроверка, контроль, самоконтроль.
На доске: контроль
Задание для всех групп.
Закончите фразу:
-
Эффективность урока зависит … -
Эффективным уроком можно назвать урок … -
По - нашему мнению на эффективность урока влияет ….
Напишите, что ещё, по – вашему мнению, необходимо знать для проведения эффективного урока.
Пути повышения урока.
Составляем кластер.
-
Создание проблемной ситуации. -
грамотное планирование урока -
целеполагание (постановка конкретных целей и задач). Они должны быть измеримы, диагностичны -
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать»,- говорил академик А.Л.Минц.
Поэтому урок должен строиться в рамках системно-деятельностного подхода;
-
Формирование УУД -
Ситуации успеха для каждого ребёнка. -
Групповые, парные формы работы -
Мониторинг. Само и взаимоконтроль. Оценивание. -
Продуманная «изюминка» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. -
В конце каждого урока должен быть продукт деятельности, результат (рисунок, схема, таблица, план, формула и т.д.). Урок эффективен если есть результат. Результат работы ученика и учителя. -
образ продукт деятельности (рисунок, план, схема, таблица) -
творчество учителя и ученика -
обучение через открытие -
личностно-ориентированный подход (одарённые, слабоуспевающие) -
применение современных технологий (формы, приёмы, методы) -
системно-деятельностный подход -
продуктивные задания -
рефлексия -
техническое оснащение урока -
знание психологических и возрастных, индивидуальных особенностей учащихся -
знание предмета -
педагогическое мастерство
На доске: создание проблемной ситуации, формы работы, рефлексия, «изюминка», сотрудничество, личностно-ориентированный подход, РЕЗУЛЬТАТ, образ продуктивной деятельности (рисунок, правило, схема, план и т.д.)
6. Как проверить эффективность работы учителя на проведенном уроке?
Для этого необходимо уметь анализировать урок.
Для чего необходим анализ урока?
- повышение методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся
- «настраивает» мышления и «подсказывает» экономный и быстрый и точный выбор метода, технологии, выбор типа и формы урока.
В результате методологически грамотный учитель
Что даёт анализ урока учителю.
- учит обобщать и делать научно обоснованные выводы
- формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями
- определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания
- развивает интерес к обучающему процессу
- формирует аналитические способности
Вывод: владеть анализом и самоанализом урока.
7. Подведение итогов семинара
Самооценка работы группы.
Спикер каждой группы выходит и выбирает звезды на столе учителя. Оцените работу своей группы:
Жёлтая звезда – сотрудничество, умение договариваться;
Красная звезда, за подготовленность, если все члены группы были готовы к работе;
Зелёная звезда – за активность, если все члены группы были активны в работе;
Синяя звезда – за результативность, если у группы хорошие результаты;
Оранжевая звезда – за сотворчество, если все члены группы участвовали в творческой работе.
Современный, эффективный урок начинается с учителя. На современном уроке непременно должна работать формула 5 “у” – учёба + удивление + удовольствие + увлечение = успех.
Главное в уроке - видеть и знать его основные законы. Зная основные законы урока, можно «обрастать» новыми приёмами и методами. Они, как зёрна прекрасного, приживаются в этой почве и дают замечательные плоды.
Все мы знаем, что хорошими учителями не рождаются, ими становятся. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, сталевара, лётчика, даже если у вас, вам кажется, есть талант педагога. «Учить и самому учиться» – пусть это станет девизом каждого учителя.
Повышение эффективности обучения – дело нелегкое и требует определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне под силу каждому учителю.
Дай человеку рыбу – он будет сыт один день.
Научи человека ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь. Китайская мудрость.
Наша главная задача научить ребёнка учиться.