Файл: Рабочая программа коррекционноразвивающего курса Яподросток.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
|
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса «Я-подросток»
7-9 классы
Автор составитель:
Сорудейкина Елена Анатольевна,
педагог-психолог
Личностные, метапредметные результаты
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
-
Достойно выражать свои чувства. -
Преодолевать трудности в учебе и поведении. -
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. -
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. -
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. -
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. -
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
-
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. -
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. -
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
-
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике.
-
Использовать элементы причинно-следственного анализа.
Коммуникативные УУД:
-
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований. -
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. -
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. -
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. -
Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Учебно-тематическое планирование.
Таблица тематического распределения часов.
8 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Название раздела , темы | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер | 2 |
3 | Развитие личностно-мотивационной сферы | 25 |
4 | Развитие профессионального самоопределения | 5 |
5 | Итоговое занятие | 2 |
| Всего:__34__9_класс'>Всего: | 34 |
9 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Название раздела , темы | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер | 2 |
3 | Развитие личностно-мотивационной сферы | 25 |
4 | Развитие профессионального самоопределения | 5 |
5 | Итоговое занятие | 2 |
| Всего: | 34 |
Тематическое планирование коррекционно – развивающего курса 8 класс
№ | Наименование разделов и тем занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. | 1 | Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт собственной познавательной деятельности, оценивать социальную информацию, планировать учебную деятельность. | 03.09.2020 |
2-3 | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | 2 | Анализировать собственный результат. | 10.09.2020 17.09.2020 |
4 | Наедине с собой? | 1 | Обсуждение. Что происходило на уроках психологии в прошлом году? Ка- кие правила мы вводили? Для чего? | 24.09.2020 |
5 | Что я знаю о себе | 1 | Упражнение «Гомеостат», «Герб». Индивидуальная работа в тетради. | 01.10.2020 |
6 | Развитие чувства ответственности. | 1 | Самоанализ собственного «Я-образа». Упражнения «Считаем вместе», «Двадцать Я». Индивидуальная работа в тетради. | 08.10.2020 |
7-8 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. | 2 | Анализировать, формулировать простые выводы. Осуществлять оценку собственных психических реакций и действий. Соотносить индивидуальные и общественные ценности, исследовать и критически оценивать собственный образ жизни. | 15.10.2019 22.10.2019 |
9 | Развитие рефлексивной деятельности. | 1 | Использовать социальную информацию, осуществлять мини-исследование. Озвучивать и прописывать внутренний план действий. Составлять план проект. | 29.10.2019 |
10-11 | Формирование адекватной самооценки. | 2 | Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку. Применять методы саморегуляции | 15.11.2019 22.11.2019 |
12 | Развитие социального интеллекта. | 1 | Анализировать, формулировать выводы. Вносить коррективы в план проекта. Давать оценку своей деятельность, воспринимать конструктивную критику. | 29.11.2019 |
13 | Мое уникальное «я» | 1 | Различать социально приемлемое и неприемлемое поведение, исследовать правомерность собственного социального поведения, приводить примеры культурной обусловленности социальных норм; решать типичные жизненные задачи; извлекать социальную информацию из художественного текста. Защита проекта. | 06.12.2019 |
14 | Я глазами других | 1 | Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения возникших проблем. Распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими. | 13.12.2019 |
15 | Мои достоинства и недостатки | 1 | Обсуждение. Чем люди отличаются друг от друга? Внешностью, одеждой… чем-нибудь еще? А еще чертами характера, стремлениями, желаниями и мечтами. Упражнение «Добрая волшебница». Индивидуальная работа в тетрадях: | 20.12.2019 |
16-17 | Мои ценности. | 2 | Самоанализ на основе значимой обратной связи. Упражнения «Постройся по…», «Кто ты?», «Глазами других». Индивидуальная работа в тетрадях. Обсуждение. Можно ли по портрету судить о психологических особенностях человека, отличающих его от других людей? | 27.12.2019 17.01.2020 |
18 | Я в бумажном зеркале | 1 | Обсуждение. Что такое достоинства и недостатки? У кого они есть и кого их нет? Упражнения «Мои достоинства и недостатки», «Соринка в чужом глазу». | 24.01.2020 |
19-20 | Планирование времени | 2 | Обсуждение. Почему «один мальчик» посчитал своим недостатков то, что он плохо одевается, а «одна девочка» – то, что она не знает английского языка? Что такое ценности? Чем материальные ценности отличаются от нематериальных? Что в жизни может быть ценного? На доске фиксируется «Копилка ценностей». Упражнение «Мои ценности». Индивидуальная работа в тетради. | 31.01.2020 07.02.2020 |
21 | Время взрослеть | 1 | Тестирование по методике Кэттелла, рефлексия на основе результатов тестирования. | 14.02.2020 |
22-23 | Моя семья | 2 | Обсуждение. Сколько лет, месяцев, и дней прожил каждый из нас? Может быть, кто-то знает и количество прожитых часов? Какими делами были заполнены эти годы, месяцы, дни часы? Составляется список событий «обычного учебного дня». Упражнение «Мое настоящее». Индивидуальная работа в тетради. | 21.02.2020 28.02.2020 |
24 | Что такое дружба | 1 | Обсуждение. Что значит повзрослеть? Это хорошо или плохо? Чем может грозить взросление? Чтение сказки Д. Соколова «Фиолетовый котенок». Упражнение «Перспективы». Индивидуальная работа в тетради. | 06.03.2020 |
25 | Рисковать или не рисковать? | 1 | Актуализация опыта семейного взаимодействия. Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях с родителями. Поиск причин трудностей в отношениях с родителями. Обсуждение. «Копилка семейных трудностей». Упражнения «Генеалогическое дерево», «Семейные фотографии», «Трудные родители и трудные дети». Индивидуальная работа в тетради. | 13.03.2020 |
26-27 | Умение сказать «нет»-+ | 2 | Анализ собственных стереотипов в понимании дружбы как препятствия к установлению близких отношений с другими людьми. Обсуждение. Какими должны быть мужчины и женщины? Упражнения «Ассоциации», «Ищу друга», «Коллаж». Индивидуальная работа в тетради. | 20.03.2020 03.04.2020 |
28 | Чем уверенность отличается от самоуверенности | 1 | Обсуждение. Что значит «рисковать»? Зачем люди рискуют. Упражнение «Казино». Индивидуальная работа в тетради. | 10.04.2020 |
29-30 | Знакомство с миром профессий, их видами и типами. | 2 | Обсуждение. Как другие люди могут оказывать влияние на наше поведение? Примеры. Зачем людям нужно умение говорить «нет»? В каких случаях это нужно? Какие ситуации давления на человека, с вашей точки зрения, являются наиболее характерными? Упражнение «Волк и семеро козлят». Индивидуальная работа в тетради. | 17.04.2020 24.04.2020 |
31 | Составление карты выбора профессии. | 1 | Упражнения «Просьба и отказ», «Уверенное поведение». | 08.05.2020 |
32 | Знакомство с формулой профессии. | 1 | Анализировать, формулировать простые выводы. Индивидуальная работа в тетради. | 15.05.2020 |
33-34 | Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий. | 1 | Знакомство с классификацией профессий, с различными видами труда, перечнем трудовых действий и качеств личности, как основами выбора профессии. | 22.05.2020 29.05.2020 |
| Всего | 34 | | |
Тематическое планирование коррекционно – развивающего курса 9 класс
№ | Наименование разделов и тем занятий | Кол-во часов | Виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения |
1 | -+ Вводное занятие | 1 | Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт собственной познавательной деятельности, оценивать социальную информацию, планировать учебную деятельность. | 02 .09.2020 |
2-3 | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | 2 | Анализировать собственный результат. | 09.09.2020 17.09.2019 |
4 | Общаться – это легко. | 1 | знакомство с приемами общения; продолжение работы по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, коммуникативных навыков. Моделирование ситуаций. Поиск необходимой информации в различных источниках. Составление правил «Эффективного общения». | 24.09.2019 |
5 | Какая бывает информация? | 1 | Осуществлять самостоятельный информационный поиск, систематизировать ее по заданным признакам, видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования. Визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот. | 01.10.2019 |
6 | Как лучше подать информацию? | 1 | Аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них. Самостоятельно трансформировать, представлять информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др. | 08.10.2019 |
7-8 | Как лучше понять информацию. Барьеры на пути информации. | 2 | Аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них. Самостоятельно трансформировать, представлять информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др. | 15.10.2019 22.10.2019 |
9-10 | Стили общения. Подходящий стиль общения. | 2 | Классифицировать и давать характеристику стилей общения (в форме «вопрос-ответ»); выслушав предложенные диалоги, определять, какой стиль общения в них представлен; выделение особенностей понятия «манера общения»; классифицировать манеры общения; просмотрев видеофрагменты, определить, какая манера общения в них представлена. | 05.11.2019 12.11.2019 |
11-12 | Что такое конфликт? Причины конфликтов. Разрешение конфликтов. | 2 | Отработка навыков "я–высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций, выбор эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей. | 19.11.2019 26.11.2019 |
13-14 | Стереотипы в общении. Позиции в общении. | 2 | Анализ значения стереотипов в общении с людьми. Исследование предрасположенности к тем или иным позициям в общении. Упражнения «Кто это?», «Фойманы и Цейманы», «Разговор», «А я ему говорю…». Индивидуальная работа в тетради. | 03.12.2019 10.12.2019 |
15-16 | Эмоциональная тропинка. | 2 | Выполнение упражнений направленных на анализ собственных эмоциональных состояний на различных этапах развития конфликта. Индивидуальная работа в тетради. | 17.12.2019 24.12.2019 |
17 | Стили поведения в конфликте. | 1 | Актуализация личного опыта, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации. Самоанализ стилей поведения в конфликте. Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить. Составление плана решения данной ситуации, обсуждение внесение корректив. | 14.01.2020 |
18-19 | «Плюсы» и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте. | 2 | Анализ сильных и слабых сторон поведения, основанного на использовании того или иного стиля поведения в конфликте. Работа в малых группах. Формулировка девиза, характеризующий каждый из стилей поведения в конфликте. Индивидуальная работа в тетради. | 21.01.2020 28.01.2020 |
20-21 | Все дело в шляпе! | 2 | Апробирование алгоритма анализа кон- фликтной ситуации и своей роли в ней. Обсуждение «Притча о старом Шляпнике» (Т. Зинкевич– Евстигнеева). Индивидуальная работа в тетради. | 04.02.2020 11.02.2020 |
22-23 | Психоанализ конфликтов | 2 | Анализ искажающего влияния конфликтной ситуации на восприятия другого человека. Работа с алгоритмом самоанализа конфликта, позволяющим найти конструктивный выход из конфликтной ситуации. Индивидуальная работа в тетради. | 18.02.2020 25.02.2020 |
24 | А зачем мне это? | 1 | Поиск стратегии рационального целе- полагания в конфликте. | |
Обсуждение. Зачем люди конфликтуют? Упражнение «Красное и черное». Индивидуальная работа в тетради. | 03.03.2020 | |||
25 | Доверие в общении. | 1 | Обращение к собственному опыту доверия-недоверия. Экспресс- | |
диагностика собственного уровня доверия другим людям. Обсуждение. Когда мы с кем-то конфликтуем, мы часто ждем от «противника» подвоха, или, попросту говоря, не доверяем ему. Что значит «доверять людям»? | 10.03.2020 | |||
26 | Доверительный урок. | 1 | Самоанализ умения слушать и слышать другого человека | |
. Обсуждение. В чем разница между выражениями «слушать человека» и «слышать человека»? Упражнение-тест «Умею ли я слушать?». | 17.03.2020 | |||
27 | Бесконфликтное общение с «трудными людьми». | 1 | Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «зануда». Обсуждение. С какими людьми трудно общаться? Упражнение «Зануда». Индивидуальная работа в тетради. | 31.03.2020 |
28 | Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. | 1 | Работа с разными информационными системами. | |
| Анализ полученной информации, формулирование выводов. | 07.04.2020 | ||
29-30 | Учебные заведения региона. | 2 | Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. | 14.04.2020 21.04.2020 |
31 | Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. | 1 | Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. Разработка мини-проекта «Моя будущая профессия». | 28.04.2020 |
32 | Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. | 1 | Самодиагностика. Работа над проектом «Моя будущая профессия», внесение необходимых корректив. | 12.05.2020 |
33 | Составление индивидуальной траектории профессионального развития. | 1 | Защита проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение, самооценка. | 19.05.2020 |
34 | Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. | 1 | Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения поставленных задач. | 26.05.2020 |
| Всего | 34 | | |
2. Календарно-тематическое планирование программы коррекционно-развивающего курса «Я - подросток », 7-9 класс
представлено в приложении к рабочей программе коррекционно – развивающего курса «Я - подросток», 7-9 класс
3. График диагностических работ по программе коррекционно-развивающего курса с «Я -подросток», 7-9 класс
7 класс
№ | Тема раздела | Форма проведения | Дата | Кол. часов |
1 | Стартовая диагностика интеллектуальной сферы. | Устная и письменная | | |
2 | Стартовая диагностика эмоционально-волевой сферы. | Устная и письменная | | |
3 | Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | Устная и письменная | | |
8 класс
№ | Тема раздела | Форма проведения | Дата | Кол. часов |
1 | Стартовая диагностика познавательной сферы. | Устная и письменная | | |
2 | Стартовая диагностика эмоционально-волевой сферы. | Устная и письменная | | |
3 | Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | Устная и письменная | | |
9 класс
№ | Тема раздела | Форма проведения | Дата | Кол. часов |
1 | Стартовая диагностика познавательной сферы. | Устная и письменная | | |
2 | Стартовая диагностика эмоционально-волевой сферы. | Устная и письменная | | |
3 | Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | Устная и письменная | | |
4.Материально-техническое обеспечение программы коррекционно-развивающего курса «Я - подросток», 7-9 класс
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание |
1 | Методические пособия | Литература для педагога – психолога 1.Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996. 2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995. 3. Микляева А. «Я - подросток. Программа уроков психологии». – СПб.: Речь, 2012. – 336 с. Литература для родителей и обучающихся 1.Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов. 2. Е. Мурашова «Любить или воспитывать?».- СПб.: Речь, 2012 3. Н. Зверева «Правила общения с детьми: 12 „нельзя“, 12 „можно“, 12 „надо“».- Литагент «Альпина», 2015г. 3.Платонов К.К. Занимательная психология. СпПб.: Питер, 2007. – 284с. 4.Сковронская Л.В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. М.: Генезис, 2014 5. А. Максимов. Многослов-3 или прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков.- М.: 2015г |
| | |
2 | Электронный предметно-методический журнал «Школьный психолог», «Начальная школа» с приложением (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео). | Адрес сайта: http://digital.1september.ru/ |
3 | Учебно-наглядные пособия | |
3.2 | Картинки |
|
3.3 | Индивидуальный дидактический, раздаточный материал |
|
4 | Диагностический материал |
|
5 | Электронные образовательные информационные ресурсы | |
5.1 | CD- диски | 1. Занятия, тренинги, разработки уроков. Издательство учитель. |