Файл: Рабочая программа коррекционноразвивающего курса Яподросток.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Рабочая программа

коррекционно-развивающего курса «Я-подросток»

7-9 классы


Автор составитель:

Сорудейкина Елена Анатольевна,

педагог-психолог

Личностные, метапредметные результаты
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

  • Достойно выражать свои чувства.

  • Преодолевать трудности в учебе и поведении.

  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

  • Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

  • Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

  • Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Регулятивные УУД:

  • Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

  • Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:

  • Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием

проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике.

  • Использовать элементы причинно-следственного анализа.

Коммуникативные УУД:

  • Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований.

  • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  • Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.




Учебно-тематическое планирование.

Таблица тематического распределения часов.

8 класс (1 час в неделю, 34 часа)



п/п

Название раздела , темы

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер

2

3

Развитие личностно-мотивационной сферы

25

4

Развитие профессионального самоопределения

5

5

Итоговое занятие

2




Всего:__34__9_класс'>Всего:

34

9 класс (1 час в неделю, 34 часа)




п/п

Название раздела , темы

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер

2

3

Развитие личностно-мотивационной сферы

25

4

Развитие профессионального самоопределения

5

5

Итоговое занятие

2




Всего:

34



Тематическое планирование коррекционно – развивающего курса 8 класс




Наименование разделов и тем занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата проведения

1

Вводное занятие.

1

Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт собственной познавательной деятельности, оценивать социальную информацию, планировать учебную деятельность.

03.09.2020

2-3

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

2

Анализировать собственный результат.

10.09.2020

17.09.2020

4

Наедине с собой?

1

Обсуждение. Что происходило на уроках психологии в прошлом году? Ка- кие правила мы вводили? Для чего?

24.09.2020

5

Что я знаю о себе

1

Упражнение «Гомеостат», «Герб». Индивидуальная работа в тетради.

01.10.2020

6

Развитие чувства ответственности.

1

Самоанализ собственного «Я-образа». Упражнения «Считаем вместе», «Двадцать Я». Индивидуальная работа в тетради.

08.10.2020

7-8

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции.

2

Анализировать, формулировать простые выводы. Осуществлять оценку собственных психических реакций и действий. Соотносить индивидуальные и общественные ценности, исследовать и критически оценивать собственный образ жизни.

15.10.2019

22.10.2019

9

Развитие рефлексивной деятельности.

1

Использовать социальную информацию, осуществлять мини-исследование. Озвучивать и прописывать внутренний план действий. Составлять план проект.

29.10.2019

10-11

Формирование адекватной самооценки.

2

Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку. Применять методы саморегуляции

15.11.2019

22.11.2019

12

Развитие социального интеллекта.


1

Анализировать, формулировать выводы. Вносить коррективы в план проекта. Давать оценку своей деятельность, воспринимать конструктивную критику.

29.11.2019

13

Мое уникальное «я»

1

Различать социально приемлемое и неприемлемое поведение, исследовать правомерность собственного социального поведения, приводить примеры культурной обусловленности социальных норм; решать типичные жизненные задачи; извлекать социальную информацию из художественного текста. Защита проекта.

06.12.2019

14

Я глазами других

1

Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения возникших проблем. Распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими.

13.12.2019

15

Мои достоинства и недостатки

1

Обсуждение. Чем люди отличаются друг от друга? Внешностью, одеждой… чем-нибудь еще? А еще чертами характера, стремлениями, желаниями и мечтами. Упражнение «Добрая волшебница». Индивидуальная работа в тетрадях:

20.12.2019

16-17

Мои ценности.

2

Самоанализ на основе значимой обратной связи. Упражнения «Постройся по…», «Кто ты?», «Глазами других». Индивидуальная работа в тетрадях. Обсуждение. Можно ли по портрету судить о психологических особенностях человека, отличающих его от других людей?

27.12.2019

17.01.2020

18

Я в бумажном зеркале

1

Обсуждение. Что такое достоинства и недостатки? У кого они есть и кого их нет? Упражнения «Мои достоинства и недостатки», «Соринка в чужом глазу».

24.01.2020

19-20

Планирование времени

2

Обсуждение. Почему «один мальчик» посчитал своим недостатков то, что он плохо одевается, а «одна девочка» – то, что она не знает английского языка? Что такое ценности? Чем материальные ценности отличаются от нематериальных? Что в жизни может быть ценного? На доске фиксируется «Копилка ценностей». Упражнение «Мои ценности». Индивидуальная работа в тетради.

31.01.2020

07.02.2020

21

Время взрослеть

1

Тестирование по методике Кэттелла, рефлексия на основе результатов тестирования.

14.02.2020

22-23

Моя семья

2

Обсуждение. Сколько лет, месяцев, и дней прожил каждый из нас? Может быть, кто-то знает и количество прожитых часов? Какими делами были заполнены эти годы, месяцы, дни часы? Составляется список событий «обычного учебного дня». Упражнение «Мое настоящее». Индивидуальная работа в тетради.

21.02.2020

28.02.2020

24

Что такое дружба

1

Обсуждение. Что значит повзрослеть? Это хорошо или плохо? Чем может грозить взросление? Чтение сказки Д. Соколова «Фиолетовый котенок». Упражнение «Перспективы». Индивидуальная работа в тетради.

06.03.2020

25

Рисковать или не рисковать?

1

Актуализация опыта семейного взаимодействия. Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях с родителями. Поиск причин трудностей в отношениях с родителями. Обсуждение. «Копилка семейных трудностей». Упражнения «Генеалогическое дерево», «Семейные фотографии», «Трудные родители и трудные дети». Индивидуальная работа в тетради.

13.03.2020

26-27

Умение сказать «нет»-+


2

Анализ собственных стереотипов в понимании дружбы как препятствия к установлению близких отношений с другими людьми. Обсуждение. Какими должны быть мужчины и женщины? Упражнения «Ассоциации», «Ищу друга», «Коллаж». Индивидуальная работа в тетради.

20.03.2020

03.04.2020

28

Чем уверенность отличается от самоуверенности

1

Обсуждение. Что значит «рисковать»? Зачем люди рискуют. Упражнение «Казино». Индивидуальная работа в тетради.

10.04.2020

29-30

Знакомство с миром профессий, их видами и типами.

2

Обсуждение. Как другие люди могут оказывать влияние на наше поведение? Примеры. Зачем людям нужно умение говорить «нет»? В каких случаях это нужно? Какие ситуации давления на человека, с вашей точки зрения, являются наиболее характерными? Упражнение «Волк и семеро козлят». Индивидуальная работа в тетради.

17.04.2020

24.04.2020

31

Составление карты выбора профессии.

1

Упражнения «Просьба и отказ», «Уверенное поведение».

08.05.2020

32

Знакомство с формулой профессии.

1

Анализировать, формулировать простые выводы. Индивидуальная работа в тетради.

15.05.2020

33-34

Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий.


1

Знакомство с классификацией профессий, с различными видами труда, перечнем трудовых действий и качеств личности, как основами выбора профессии.

22.05.2020

29.05.2020




Всего

34









Тематическое планирование коррекционно – развивающего курса 9 класс



Наименование разделов и тем занятий

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

обучающихся

Дата проведения

1

-+

Вводное занятие

1

Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт собственной познавательной деятельности, оценивать социальную информацию, планировать учебную деятельность.

02

.09.2020

2-3

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

2

Анализировать собственный результат.

09.09.2020

17.09.2019

4

Общаться – это легко.


1

знакомство с приемами общения; продолжение работы по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, коммуникативных навыков. Моделирование ситуаций. Поиск необходимой информации в различных источниках. Составление правил «Эффективного общения».


24.09.2019

5

Какая бывает информация?

1

Осуществлять самостоятельный информационный поиск, систематизировать ее по заданным признакам, видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования. Визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот.


01.10.2019

6

Как лучше подать информацию?

1

Аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению.

Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них.

Самостоятельно трансформировать, представлять информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.

08.10.2019

7-8

Как лучше понять информацию. Барьеры на пути информации.

2

Аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению.

Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них.

Самостоятельно трансформировать, представлять информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.

15.10.2019

22.10.2019

9-10

Стили общения. Подходящий стиль общения.

2

Классифицировать и давать характеристику стилей общения (в форме «вопрос-ответ»); выслушав предложенные диалоги, определять, какой стиль общения в них представлен; выделение особенностей понятия «манера общения»; классифицировать манеры общения;

просмотрев видеофрагменты, определить, какая манера общения в них представлена.


05.11.2019

12.11.2019

11-12

Что такое конфликт? Причины конфликтов. Разрешение конфликтов.

2

Отработка навыков "я–высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций, выбор эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

19.11.2019

26.11.2019

13-14

Стереотипы в общении. Позиции в общении.

2

Анализ значения стереотипов в общении с людьми. Исследование предрасположенности к тем или иным позициям в общении. Упражнения «Кто это?», «Фойманы и Цейманы», «Разговор», «А я ему говорю…». Индивидуальная работа в тетради.

03.12.2019

10.12.2019

15-16

Эмоциональная тропинка.

2

Выполнение упражнений направленных на анализ собственных эмоциональных состояний на различных этапах развития конфликта. Индивидуальная работа в тетради.

17.12.2019

24.12.2019

17

Стили поведения в конфликте.

1

Актуализация личного опыта, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации. Самоанализ стилей поведения в конфликте. Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить. Составление плана решения данной ситуации, обсуждение внесение корректив.

14.01.2020


18-19

«Плюсы» и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте.

2

Анализ сильных и слабых сторон поведения, основанного на использовании того или иного стиля поведения в конфликте. Работа в малых группах. Формулировка девиза, характеризующий каждый из стилей поведения в конфликте. Индивидуальная работа в тетради.

21.01.2020

28.01.2020

20-21

Все дело в шляпе!

2

Апробирование алгоритма анализа кон- фликтной ситуации и своей роли в ней. Обсуждение «Притча о старом Шляпнике» (Т. Зинкевич– Евстигнеева). Индивидуальная работа в тетради.

04.02.2020

11.02.2020

22-23

Психоанализ конфликтов

2

Анализ искажающего влияния конфликтной ситуации на восприятия другого человека. Работа с алгоритмом самоанализа конфликта, позволяющим найти конструктивный выход из конфликтной ситуации. Индивидуальная работа в тетради.

18.02.2020

25.02.2020

24

А зачем мне это?

1

Поиск стратегии рационального целе- полагания в конфликте.

Обсуждение. Зачем люди конфликтуют? Упражнение «Красное и черное». Индивидуальная работа в тетради.


03.03.2020

25

Доверие в общении.

1

Обращение к собственному опыту доверия-недоверия. Экспресс-

диагностика собственного уровня доверия другим людям. Обсуждение. Когда мы с кем-то конфликтуем, мы часто ждем от «противника» подвоха, или, попросту говоря, не доверяем ему. Что значит «доверять людям»?

10.03.2020

26

Доверительный урок.

1

Самоанализ умения слушать и слышать другого человека

. Обсуждение. В чем разница между выражениями «слушать человека» и «слышать человека»? Упражнение-тест «Умею ли я слушать?».

17.03.2020

27

Бесконфликтное общение с «трудными людьми».

1

Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «зануда». Обсуждение. С какими людьми трудно общаться? Упражнение «Зануда». Индивидуальная работа в тетради.

31.03.2020

28

Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе.

1

Работа с разными информационными системами.




Анализ полученной информации, формулирование выводов.

07.04.2020

29-30

Учебные заведения региона.

2

Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов.

14.04.2020

21.04.2020

31

Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности.

1

Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. Разработка мини-проекта «Моя будущая профессия».

28.04.2020

32

Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья.

1

Самодиагностика. Работа над проектом «Моя будущая профессия», внесение необходимых корректив.

12.05.2020

33

Составление индивидуальной траектории профессионального развития.


1

Защита проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение, самооценка.

19.05.2020

34

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.


1

Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения поставленных задач.

26.05.2020




Всего

34










2. Календарно-тематическое планирование программы коррекционно-развивающего курса «Я - подросток », 7-9 класс

представлено в приложении к рабочей программе коррекционно – развивающего курса «Я - подросток», 7-9 класс
3. График диагностических работ по программе коррекционно-развивающего курса с «Я -подросток», 7-9 класс

7 класс




Тема раздела

Форма проведения

Дата

Кол. часов

1

Стартовая диагностика интеллектуальной сферы.

Устная и письменная







2

Стартовая диагностика эмоционально-волевой сферы.

Устная и письменная







3

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Устная и письменная







8 класс




Тема раздела

Форма проведения

Дата

Кол. часов

1

Стартовая диагностика познавательной сферы.

Устная и письменная







2

Стартовая диагностика эмоционально-волевой сферы.

Устная и письменная







3

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Устная и письменная








9 класс




Тема раздела

Форма проведения

Дата

Кол. часов

1

Стартовая диагностика познавательной сферы.

Устная и письменная







2

Стартовая диагностика эмоционально-волевой сферы.

Устная и письменная







3

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Устная и письменная








4.Материально-техническое обеспечение программы коррекционно-развивающего курса «Я - подросток», 7-9 класс

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

1

Методические пособия

Литература для педагога – психолога

1.Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.

2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.

3. Микляева А. «Я - подросток. Программа уроков психологии». – СПб.: Речь, 2012. – 336 с.

Литература для родителей и обучающихся

1.Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов.

2. Е. Мурашова «Любить или воспитывать?».- СПб.: Речь, 2012

3. Н. Зверева «Правила общения с детьми: 12 „нельзя“, 12 „можно“, 12 „надо“».- Литагент «Альпина», 2015г.

3.Платонов К.К. Занимательная психология. СпПб.: Питер, 2007. – 284с.

4.Сковронская Л.В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. М.: Генезис, 2014

5. А. Максимов. Многослов-3 или прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков.- М.: 2015г







2

Электронный предметно-методический журнал «Школьный психолог», «Начальная школа» с приложением (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео).

Адрес сайта: http://digital.1september.ru/

3

Учебно-наглядные пособия

3.2

Картинки



  1. Карточки для игры «Угадай эмоцию»

  2. Пиктографические изображения эмоций (методика К.Изарда)

  3. Карточка с заданием для упражнения «Польза и вред эмоций»Разрезные картинки

  4. Косынки для экспресс-эксперимента. Карточки с незаконченными предложениями для упражнения «Подвиг искренности» «Дорисуй девятое»

  5. Карточки с заданиями для работы в малых группах

  6. Карточки для упражнения «Клоун»

  7. Карточки для игры «Кошки – собаки»

  8. Карточки для упражнения «Фотографии»

  9. Карточки с заданиями для упражнения «Поиск способов безопасного выражения чувств»

  10. Картинки для обсуждения «Чем люди отличаются друг от друга»

  11. Репродукции разнообразных портретов известных людей

  12. Игровые карточки для упражнения «Лошадь»

  13. Игровые карточки для упражнения «Шуточный экзамен»: билеты и экзаменационные листы

  14. Игровые карточки для упражнения «Волк и семеро козлят»

  15. Рисунки для упражнения «Диктант»

  16. Игровые карточки для упражнения «Угадай стиль общения»




3.3

Индивидуальный дидактический, раздаточный материал



  1. Аналитические задачи

  2. Перечень признаков уверенного и неуверенного поведенияМозаика

  3. Карточки с бессмысленными словами

  4. «Копилка трудных ситуаций»Буквенный текст с вставленными словами




  1. Перечень правил уверенного выступления «Нелогичные» парные ассоциации слов

  2. Тексты для упражнения «Пересказ»

  3. Записи ситуаций-сценок по мотивам упражнения «Угадай стиль общения»

  4. Фотографии известных мужчин и женщин (например, постеры из подрост- ковых журналов).

4

Диагностический материал


  1. Опросник Басса-Дарки

  2. Модифицированный вариант методики VASA для диагностики тре- вожности подростков..

  3. Диагностика «Эмпатии»

  4. Тест Кэттелла (16 PF)Методика

  5. Детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка

  6. Методика «Лесенка»

5

Электронные образовательные информационные ресурсы

5.1

CD- диски

1. Занятия, тренинги, разработки уроков. Издательство учитель.