Файл: Рабочая программа по технологии составлена на основе .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ «Арбузовская СОШ»;
Учебного плана МБОУ «Арбузовская СОШ»на 2021-2022 учебный год;
Примерной программы по технологии. Предметной линии учебников
В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова. – М.: Просвещение, 2018. –
58 с.
Обоснование выбора авторской программы
УМК «Технология» 5-9 класс, рабочие программы, предметная линия учебников В.М. Казакевича Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семеновой обеспечивает преемственность обучения. УМК соответствует ФГОС ООО и требованиям
Основной образовательной программы школы.
УМК учитывает познавательные возможности и способности обучающихся данного возраста.
Прослеживаются межпредметные связи с предметами история, биология, математика, черчение, геометрия, физика, обществознание. УМК вводит учащихся в мир освоения конкретных технологических процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Формированию у обучающихся технико-технологической грамотности, социально-трудовой адаптации, технологической культуры, этики деловых межличностных отношений, способствует интересно подобранный материал. Большое количество практических работ стимулирует развитие творческой созидательной деятельности.
УМК «Технология» 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича Г.В. Пичугиной, Г.Ю. Семеновой имеет ряд преимуществ:
Учебники освещают основы конкретных наук - истории, элементы экономики, биологии, математики, культурологии, этики.
Учебники снабжены иллюстрациями, схемами, отражающими основные вопросы параграфов, инструкционными картами.
Авторами разработаны задания на закрепление, систематизацию и обобщение изучаемого материала, ориентированные на личностное развитие учащихся
Методический аппарат ориентирован на активную работу с различными источниками социальной информации и проектной деятельности.
Изменения в содержании рабочей программы
На основании
Концепции преподавания предметной области «Технология», разработанной на основании поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 г. с учетом Стратегии научно-технологического развития
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Национальной технологической инициативы, (постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»),
Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.,
приказа от 17 декабря 2010 года № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 года) объединены разделы модулей «Технология обработки конструкционных материалов»,
«Технология обработки текстильных материалов» в раздел «Технологии получения, обработки и преобразования и использования материалов».
В программу включен дополнительный раздел «Основы маркетинга и рекламы», за счет сокращения разделов «Технологии получения, обработки и преобразования и использования материалов», «Социальные технологии»,
«Технологии обработки пищевых продуктов»,
«Технологии растениеводства», «Технологии животноводства» и уплотнения времени на изучение учебного материала.
Выбор темы содержания нового раздела определен в связи с социально-экономическим и социально-правовым профилем обучения
МБОУ СОШ №24.
Результаты обучения курса по технологии
Предполагается, что результатом обучения курса в 7 классе является развитие у обучающихся компетентностей – социально-адаптивной
(гражданственной), когнитивной
(познавательной), информационно- технологической, коммуникативной.
Овладения универсальными учебными действиями значимо для социализации мировоззренческого и духовного развития учащихся,
позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты
— познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
— желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
— трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
— умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
— самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
— умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
— осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
— умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
— умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
— самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
— способность моделировать планируемые процессы и объекты;
— умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
— способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
— умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
— умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
— умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
Личностные результаты
— познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
— желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
— трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
— умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
— самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
— умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
— осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
— умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
— умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
— самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
— способность моделировать планируемые процессы и объекты;
— умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
— способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
— умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
— умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
— умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
— способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
— понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
— владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
— ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
— ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
— использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
— навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
— владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
— владение методами творческой деятельности;
— применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной:
— способности планировать технологический процесс и процесс труда;
— умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
— умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
— умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;
— умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;
— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;
— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
— умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
— умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
— навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
— навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
— навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;
— умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
— способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
— знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
— ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
— умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере:
— готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
— навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
— навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или
пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
— навыки согласования своих возможностей и потребностей;
— ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
— проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
— экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.
В эстетической сфере:
— умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
— владение методами моделирования и конструирования;
— навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
— умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
— композиционное мышление.
В коммуникативной сфере:
— умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
— способность бесконфликтного общения;
— навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
— способность к коллективному решению творческих задач;
— желание и готовность прийти на помощь товарищу;
— умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
— достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
— соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
— развитие глазомера;
— навыки согласования своих возможностей и потребностей;
— ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
— проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
— экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.
В эстетической сфере:
— умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
— владение методами моделирования и конструирования;
— навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
— умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
— композиционное мышление.
В коммуникативной сфере:
— умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
— способность бесконфликтного общения;
— навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
— способность к коллективному решению творческих задач;
— желание и готовность прийти на помощь товарищу;
— умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
— достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
— соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
— развитие глазомера;
— развитие осязания, вкуса, обоняния.
Содержание учебного предмета
Вводное занятие.
Введение.ТБ и СГТ при работе в мастерской.
Перспективные технологии 21 века становятся ведущими в различных отраслях производства, социальной сферы. Это технологии связанные с микроэлектроникой, технологией лазерной и лучевой обработки материалов, нанотехнологии, технологии 3D-формообразования, получения термоядерной энергии. Знакомство с этими технологиями помогут вам, определить перспективы развития отросли, выбрать профессию.
ТБ и СГТ при работе в мастерской.
РАЗДЕЛ І. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Дизайн.
Теоретические
сведения.
Формирование эстетического и функционального качества предметной среды происходит в ходе самостоятельной творческой деятельности. Дизайном называют различные виды проектной деятельности.
Различают два вида дизайна: собственно дизайн и техническая эстетика.
Тема 2. Методы дизайнерской деятельности.
Теоретические сведения. Существуют различные методы творческой дизайнерской деятельности.
Метод перестановки компонентов проектирования объекта
позволяет найти новое в проектировании за счет изменения взгляда на объект творчества.
Метод проектирования в воображаемых условияхзаключается в том, что реальные условия работы будущего объекта подменяются неожиданными или фантастическими условиями.
Метод разложения дизайнерской задачи на самостоятельные
фрагментарные
действия предполагает, что каждый фрагмент проектируется отдельно, а затем они выстраиваются в цепочку.
Метод прямых заимствований основан на том, что форма или структура нового объекта может быть заимствована из другой сферы деятельности.
Метод приписывания создаваемому объекту необычных ему
свойств.Примером применения такого метода является создание твердой жидкости, холодного огня и т. п.
Метод фантастических предположений предполагает создание, казалось бы, невозможных явлений и объектов.
Тема 3. Метод мозгового штурма.
Теоретические сведения. Метод мозгового штурма заключается в коллективной атаке возникшей проблемы для поиска и выбора наиболее удачной предложенной идеи.
Практическая работа.Разработка макета сувенира или оформления интерьера. Подготовка презентации проекта с помощью PowerPoint.
РАЗДЕЛ ІІ. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА
Тема 1. Продукт труда и его качество.
Теоретические сведения. Продукт труда может быть материальный объект, нематериальная услуга, выполненное обязательство. Материальные объекты создаются в сфере материального производства. Услуги производятся в сфере сервиса. Выполненные обязательства связаны с деятельность в сфере управления и коммуникации.
Качество продукта труда определяет стандарты, эталон. Измерение продуктов труда осуществляется при помощи измерительных приборов линейных размеров, массы, электрических величин, расхода жидкостей и газов.
Практическая работа.Ознакомление с контрольно-измерительными инструментами и приборами.
РАЗДЕЛ ІІІ. ТЕХНОЛОГИЯ
Тема 1. Технология и классификация.
Теоретические
сведения.Технологии по уровню оснащения производства классифицируются на технологии ручного труда, механизированные, автоматизированные и роботизированные.
Технологи
отраслевые классифицируются на технологии машиностроения, строительства, химического производства, полиграфии, банковского и страхового дела, социальные технологии и др.
Практическая работа.Разработка современной технологии.
РАЗДЕЛ ІV. ТЕХНИКА
Тема1. Технологические машины.
Теоретические сведения.Любая технологическая машина для выполнения своих функций имеет двигатель, передаточный механизм и рабочий орган, совершающий полезную работу.
Органы управления технологическими машинами могут иметь разный внешний вид и устройство. Современные технологии направлены на то, что бы эти машины управлялись силой мысли человека.
Тема 2. Управление устройствами и машинами.
Теоретические сведения.Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых имеет свое назначение. Органы управления любой технологической машиной объединены в систему. Система управления машиной представляет собой совокупность связанных между собой подсистем, узлов и отдельных элементов.
Тема 3. Автоматы на производстве.
Теоретические сведения. Управление технологическими машинами, установками, агрегатами значительно упрощается, если часть возложенных на них функций выполняется без вмешательства человека, автоматически.
Любое автоматическое устройство работает на одном из следующих принципов или на их сочетании.
принцип разомкнутого управления;
принцип управления по отклонению;
принцип управления по возмущению;
принцип комбинированного управления.
Практическая работа. Изучение устройства автоматического регулятора температуры в электроутюге.
РАЗДЕЛ
V.ТЕХНОЛОГИИ
ПОЛУЧЕНИЯ,
ОБРАБОТКИ
И
ПРЕОБРАЗОВНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Тема 1. Технологии плавления материалов и отливки изделий.
Теоретические сведения. В природе очень мало существует самородных металлов, которые существуют в чистом виде. Потребности человечества заставляют выплавлять металлы из руд. Из расплавленного металла по технологии литья можно сразу получать готовые изделия или полуфабрикаты для дальнейшей обработки в последующем производстве.
Тема 2. Виды пайки металлов.
Теоретические сведения. Расплавленный металл отдельные заготовки в целое изделие. Эти процессы называются пайкой и сваркой. Данный вид соединения относится к неразъёмным видам, при его использовании используются соединительные материалы.
Тема 3. Технологии сварки и закалки материалов.
Теоретические сведения.Технологии сварки основана на явлении плавления материалов. При сварке плавится не только посадочный материал, но и материал, из которого сделаны соединяемые детали.
С целью увеличения твердости металлов, их сплавов и стекла подвергают термической обработке - закалке.
Тема 4. Технология электроискровой обработки материалов.
Теоретические сведения. Электрический ток небольшой молнии в непроводящих жидкостях позволяет соединять очень твердые материалы. В результате проникновения возникает микровзрыв.
Он отрывает микрочастички материала. Искра как бы выкусывает материал, испаряя, расплавляя или дробя его в обрабатываемой детали.
Тема 5. Обработка материалов электрохимическим методом.
Теоретические сведения. В сочетании химических процессов эрозии металлов и электрической обработки получается технология электрохимической обработки. Применение такой технологии позволяет
выполнять операции резания, вырезание полости, делать отверстия, изготавливать детали очень сложной формы.
Тема 6.Ультрозвуковые технологии в обработке материалов.
Теоретические сведения. Ультрозвуки оказывает физическое воздействие на материальные объекты, поэтому они применяются в втехнологиях обработки материалов, в дефектоскопии, в биологии, в медицине, в научных исследованиях, в эхолокации и даже в устройстве для ориентации слепых людей в пространстве.
Ультрозвуковая обработка материалов является достаточно универсальной технологией. С ее помощью можно резать, сверлить, шлифовать, и полировать любые материалы.
Тема 7. Обработка материалов лучевыми методами.
Теоретические сведения. Технологию концентрации солнечных лучей используют в солнечных печах для плавки металлов и получения сплавов без вредных примесей.
На производстве, особенно в микроэлектронике, получила распространение технология обработки материалов лучом, представляющим собой поток электронов.
Тема 8. Технологии обработки жидкостей и газов.
Теоретические сведения. Распространенные технологии обработки жидкости и газов является их очистка.
Для очистки газов от механических примесей используют различные фильтры, методы сорбции.
Технологии ректификации применяют для получения нефти газа, бензина, керосина, дизельного топлива и т. д.
В медицине, пищевой и химических отраслях используется технологии газирования, сепарации, создание эмульсий и суспензии.
Практические работы. Отливка новогодних свечей из парафина.
Изготовление изделий из полимерной глины. Изготовление мыла. Сварка пластмасс. Изготовление изделий из проволоки.
РАЗДЕЛ VІ. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ.
Тема 1. Основные категории рыночной экономики.
Теоретические сведения. В рыночной экономике распределение материальных и духовных благ определяется решение самих покупателей, а также поставщиками товаров и услуг. Покупатель хочет получить что-либо им желаемое. Поставщик стремится сбыть что-то, чтобы иметь возможность на доход от продажи приобрести ему необходимые блага.
Покупателями движут нужды и потребности.
Тема 2. Функции рынка.
Теоретические сведения. Обычно под словом «рынок» понимается торговое место. Но современная трактовка понятия «рынок» с эконмических позиций подводит к понятию «торговая сделка». В ней участвуют продавцы
Тема 6.Ультрозвуковые технологии в обработке материалов.
Теоретические сведения. Ультрозвуки оказывает физическое воздействие на материальные объекты, поэтому они применяются в втехнологиях обработки материалов, в дефектоскопии, в биологии, в медицине, в научных исследованиях, в эхолокации и даже в устройстве для ориентации слепых людей в пространстве.
Ультрозвуковая обработка материалов является достаточно универсальной технологией. С ее помощью можно резать, сверлить, шлифовать, и полировать любые материалы.
Тема 7. Обработка материалов лучевыми методами.
Теоретические сведения. Технологию концентрации солнечных лучей используют в солнечных печах для плавки металлов и получения сплавов без вредных примесей.
На производстве, особенно в микроэлектронике, получила распространение технология обработки материалов лучом, представляющим собой поток электронов.
Тема 8. Технологии обработки жидкостей и газов.
Теоретические сведения. Распространенные технологии обработки жидкости и газов является их очистка.
Для очистки газов от механических примесей используют различные фильтры, методы сорбции.
Технологии ректификации применяют для получения нефти газа, бензина, керосина, дизельного топлива и т. д.
В медицине, пищевой и химических отраслях используется технологии газирования, сепарации, создание эмульсий и суспензии.
Практические работы. Отливка новогодних свечей из парафина.
Изготовление изделий из полимерной глины. Изготовление мыла. Сварка пластмасс. Изготовление изделий из проволоки.
РАЗДЕЛ VІ. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ.
Тема 1. Основные категории рыночной экономики.
Теоретические сведения. В рыночной экономике распределение материальных и духовных благ определяется решение самих покупателей, а также поставщиками товаров и услуг. Покупатель хочет получить что-либо им желаемое. Поставщик стремится сбыть что-то, чтобы иметь возможность на доход от продажи приобрести ему необходимые блага.
Покупателями движут нужды и потребности.
Тема 2. Функции рынка.
Теоретические сведения. Обычно под словом «рынок» понимается торговое место. Но современная трактовка понятия «рынок» с эконмических позиций подводит к понятию «торговая сделка». В ней участвуют продавцы