Файл: Принципы построения управленческих структур Организационные отношения.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 16-17 Организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных структур.
Принципы построения управленческих структур
Понятие организационная структура
Типы организаций и их структуры
Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ)
Ключевыми понятиями структур управления являются:
Если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового элемента:
Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации
К другим отношениям, возникающим в процессе совместной выработки и принятия решений, можно отнести:
Понятие организации и организационной структуры
На организационную структуру влияют следующие факторы:
Основными характеристиками организационной структуры являются:
Принципы формирования организационных структур
Типы организационных структур управления
Характеристика пяти базисных элементов по Минцбергу
Преимущества и недостатки линейной структуры
Преимущества и недостатки функциональной структуры
Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры
Преимущества и недостатки матричной структуры
Процесс создания организационной структуры управления обычно включает три основных этапа:
Организация как функция управления
- это процесс создания пространственно-временной структуры всех элементов управления и обеспечение их взаимодействия с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Структура управления организацией
- упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
- в рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками, которого распределены функции и задачи управления.
- структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления
Организационная структура
- это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.
На организационную структуру влияют следующие факторы:
размеры предприятия
применяемая технология
окружающая среда
Основными характеристиками организационной структуры являются:
элементы
связи
принципы построения
тип организационной структуры
Элементы
Работник управления
- человек, выполняющий определенную функцию управления;
Орган управления
- группа работников, связанных определенным отношениями. Орган управления состоит из первичных групп
Первичная группа
- коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных
Связи
вертикальные и горизонтальные
Вертикальные связи носят характер подчинения, а горизонтальные – согласования.
Вертикальное разделение управленческого труда определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями.
Горизонтальное разделение управленческой деятельности осуществляется по функциональным признакам.
Принципы формирования организационных структур
Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним
Должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления
Оптимальное распределение работников по функциональным зонам
Соблюдение принципа единоначалие
Оптимальное число уровней управления
Соблюдение нормы управляемости
Типы организационных структур управления
Организационная структура аппарата управления
- форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Структура по Минцбергу
Характеристика пяти базисных элементов по Минцбергу
- 1 Стратегический уровень: органы, на которых лежит конечная ответственность, и которые определяет цели и стратегию компании;
- 2 Исполнительное ядро: в него включен исполнительный персонал — снабженцы, производственный персонал, продавцы, механики;
- 3 Средний уровень управления: средний уровень служит для связи стратегического уровня с исполнительным ядром. Распоряжения идут от высших менеджеров к руководителям первого уровня;
- 4 Техноструктура: включает «контролеров», в чьем ведении находятся вопросы стандартизации производственных процессов. В качестве примеров здесь можно привести табельщиков, бухгалтеров, контролеров качества, плановиков и т.д.;
- 5 Вспомогательные службы: персонал, оказывающий услуги, непосредственно не связанные с основной деятельностью, такие как организация питания, узлы связи, юридические службы и т.д.
1.Линейная структура
1.Линейная структура
Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют.Основные черты:
- Простота
- Высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя.
- Конкретность заданий и исполнителей.
- Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией
Преимущества и недостатки линейной структуры
По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.
При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи.
Основные черты:
- Углубление специализации, повышение качества управленческих решений;
- Недостаточная гибкость;
- Возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.
- Плохая координация действий функциональных подразделений;
- Низкая скорость принятия управленческих решений
- Отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия
Преимущества и недостатки функциональной структуры
При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры
- Дивизиональная организационная структура В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д.
Основные черты:
- Рост расходов на управленческий персонал
- Сложность информационных связей.
Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости.
Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.
При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов.
Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов.
Основные черты:
- Гибкость, ускорение внедрения инноваций,
- Персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.
- Наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения,
- Сложность информационных связей.
Преимущества и недостатки матричной структуры
Процесс создания организационной структуры управления обычно включает три основных этапа:
- определение типа организационной структуры (прямого подчинения, функциональная, матричная и др.);
- выделение структурных подразделений (аппарат управления, самостоятельные подразделения, целевые программы и др.);
- делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и ответственности (отношения руководства—подчинения, отношения централизации—децентрализации, организационные механизмы координации и контроля, регламентация деятельности подразделений, разработка положений о структурных подразделениях и должностях).
Общие принципы построения организационной структуры
1. Разделение функций (горизонтальные и вертикальные)
2. Механизмы координации (способы обеспечения взаимосвязей между подразделениями и работниками)
3. Формы управления (координирующий характер, директивное указание к выполнению, обеспечение согласованности)
4. Группировка по подразделениям (функции, продукт, рынок)
5. Централизация и децентрализация.
Ссылки на видео:
- https://www.youtube.com/watch?v=HMBOlsTrlDg&t=308s оргструктура Адизес
- https://www.youtube.com/watch?v=kBd-qLIt8J0&list=RDLVHMBOlsTrlDg&index=2 оргструктура небольшой компании Адизес
- https://www.youtube.com/watch?v=yf83PQJThIU&list=RDLVHMBOlsTrlDg&index=4 оргструктура. Для чего нужна?
- https://www.youtube.com/watch?v=ihLPZx6ZWfA&t=412s типы оргструктур
Задание:
Задание:
Используя набор основных структурных подразделений организации (в соответствии с вариантом) самостоятельно построить ОСУ.
- Вариант:
Начальник планово-экономического управления, бухгалтерия, заместитель начальника финансового отдела, главный бухгалтер, отдел планирования себестоимости прибыли и анализа, отдел ценообразования, заместитель начальника управления по организации труда и занятости, отдел анализа и учета трудоемкости, отдел по работе с ценными бумагами и банками, отдел по бюджетированию, отдел оперативно-экономического планирования, начальник отдела налогообложения, заместитель главного бухгалтера, заместитель директора по экономическим вопросам, производственный отдел, материальный отдел, отдел по учету основных средств, генеральный директор, начальник финансового отдела, отдел по организации труда, заместитель начальника по экономическому планированию.