Файл: Принципы построения управленческих структур Организационные отношения.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 16-17 Организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных структур.
Принципы построения управленческих структур
Понятие организационная структура
Типы организаций и их структуры
Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ)
Ключевыми понятиями структур управления являются:
Если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового элемента:
Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации
К другим отношениям, возникающим в процессе совместной выработки и принятия решений, можно отнести:
Понятие организации и организационной структуры
На организационную структуру влияют следующие факторы:
Основными характеристиками организационной структуры являются:
Принципы формирования организационных структур
Типы организационных структур управления
Характеристика пяти базисных элементов по Минцбергу
Преимущества и недостатки линейной структуры
Преимущества и недостатки функциональной структуры
Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры
Преимущества и недостатки матричной структуры
Процесс создания организационной структуры управления обычно включает три основных этапа:
Лекция 16-17 Организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных структур.
Принципы построения управленческих структур
Организационные отношения
Понятие организационная структура
Типы организаций и их структуры
Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ)
одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.
определяется как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.
С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются:
Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
элементы
связи (отношения)
уровни
полномочия
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
- Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.
- Вторые – это отношения подчинения.
Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Связи (отношения) между элементами структуры
Уровни управления
При двухуровневой структуре создаются:
- верхние звенья управления (руководство организацией в целом)
- и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей).
При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
Руководителям каждого уровня делегируются определенные права и ответственность за принимаемые решения. Соответственно используется такое понятие, как
полномочия линейного персонала, штабного персонала и функциональные полномочия.
Полномочия
Под полномочиями понимается узаконенная и регламентированная возможность принимать решения или же участвовать в процессе их разработки и реализации. Права могут устанавливаться по отношению к другим членам организации, ресурсам, документам, а в более общем смысле —по отношению к участию в процессе принятия решений.
- Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений).
- Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.
Ответственность
Наиболее полное и четкое определение ответственности руководителей и исполнителей в процессе управления должно включать такие признаки, как:
- подцель системы (задача) органа управления, за реализацию которой отвечает данное лицо (группа);
- форма ответственности (административно-правовая, материальная, моральная и т. п.) и ее мера;
- обязанности (роль) работника в процессе выполнения возложенной на него задачи.
Два вида ответственности: общая и функциональная
- Общая имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления управленческой деятельности (подбор кадров, подготовка документов). Такую ответственность несет руководитель
- Функциональная связана с выполнением конкретной работы, задания и лежит на исполнителе.
Если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового элемента:
· какие задачи будет решать новый отдел?
· кому он будет непосредственно подчинен?
· какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию?
· на каких иерархических уровнях будет представлена служба?
· какими полномочиями наделяются работники нового отдела?
· какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?
Принципы формирования ОСУ:
1. Организационная структура управления, прежде всего отражает цели и задачи организации, а следовательно, должна быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других хозяйствующих субъектах, не гарантируют желаемого результата.
Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации
На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем.
На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров.
На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации.
На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства.
Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).
РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВО-ПОДЧИНЕНИЕ
СОВМЕСТНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ (СОПОДЧИНЕНИЕ)
ТЕХНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Распорядительство-подчинение
Это отношение возникает. когда один из органов наделяется полномочиями и реальной возможностью предписывать другому, что и когда тот должен делать и какие средства для этого он может использовать. Соответственно подчиненный орган находится в условиях, когда он добровольно или вынужденно должен выполнять полученные указания.
Линейное руководство— это наиболее прямой и непосредственный тип отношений «распорядительства—подчинения», характеризуемый полной ответственностью руководителя за результаты деятельности его подчиненных и соответственно его наиболее широкими прямыми полномочиями по изданию приказов и распоряжений, касающихся как целей и задач, которые ставятся перед подчиненными, так и их действий, направленных на достижение этих целей и задач.
Отношения этого типа сопровождаются вертикальными связями и могут иметь кроме отмеченного выше линейного распорядительства ряд модификаций. К ним относятся:
функциональное руководство, характеризующееся тем, что в рамках установленных линейным руководителем целей уточняются конкретные задачи, ресурсы, ограничения, условия и т. п.
Как правило, оно относится к одной из фаз (функций) в процессе управления или же принятия управленческих ре-методическое руководство, состоящее в указании способов достижения поставленных линейным и функциональным руководителем целей в рамках заданных ресурсов.
Особой частью отношений типа «распорядительство — подчинение» являются отношения «контроля — подотчетности»
Контроль состоит в получении необходимой информации о подконтрольном объекте и воздействии контролирующего органа на контролируемый для обеспечения выполнения принятых решений и поддержания установленных стандартов деятельности.
Подотчетность выражается не только в информировании о проделанной работе и ее результатах, но и в подчинении контролирующему органу.
Отношения «распорядительства — подчинения», основанные на принципе единоначалия и линейном руководстве как главном типе отношений обусловливают возникновение пирамидальной иерархической структуры.
Этот тип отношений характеризуется примерным равноправием всех взаимодействующих органов в процессе принятия решений.
Цель отношений состоит в выработке наиболее правильных и взаимоприемлемых оценок проблем, альтернатив их решений, курсов действий и пр.
Совместная деятельность по принятию решений осуществляется на всех стадиях управления, кроме утверждения решений (которое всегда производится единолично).
К другим отношениям, возникающим в процессе совместной выработки и принятия решений, можно отнести:
коллегиальное
- рассмотрение проблем, их изучение и оценку, совместную разработку альтернатив их решения;
согласование
- подтверждение правильности и обоснованности выработанных оценок, формулировок, альтернатив и т. п.;
визирование
- подтверждение согласия на изменение условий работы, принятых целей, критериев и т. и.;
соисполнение
- выполнение самостоятельной части этапа принятия решений с учетом результатов, условий и ограничений, предложенных другими участниками работ;
доработка
- изменение результатов деятельности других подразделений в рамках одной стадии процесса принятия решений с целью приведения их в соответствие с целями и критериями более высокого уровня, достижения общности терминологии или формы балансирования ресурсов, корректировки сроков исполнения.
Связи, возникающие в рамках совместного принятия решений, часто являются горизонтальными (благодаря равноправию органов, вступающих во взаимодействие).
Органы, находящиеся в отношениях равноправного, определяемого структурой процесса принятия решений, соподчинения, принадлежат к одному уровню организационной структуры.
Они не находятся в отношении «распорядительство—подчинение» и образуют понятие «звено управления» как совокупность органов, находящихся на одном уровне структуры управления.
Техническое взаимодействие
Такое взаимодействие возникает между органами управления при наличии разделения и кооперации труда в процессах, непосредственно не относящихся к принятию решений в узком смысле, т. е. как к акту выбора решений.
Формой технического взаимодействия служит разделение труда между подразделениями и исполнителями по сбору, фиксации, хранению и поиску информации, выполнению расчетных, экспериментальных, оформительных работ и т. п., а также по делопроизводственному, техническому, административному и хозяйственному обслуживанию подразделений и отдельных работников.