Файл: Тема Определение, основные понятия, характеристики, свойства информационных процессов и систем.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.
Таблица
Примеры различных систем
Система
Элементы системы
Главная
цель
системы
Фирма
Люди, оборудование, материалы, здания и др.
Производство товаров
Компьютер
Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.
Обработка данных
Телекоммуникационная система
Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.
Передача информации
Информационная система
Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение
Производство профессиональной информации
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержится следующее определение: Информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Информационная система
это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.
Свойства информационных систем:
любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;
при построении ИС необходимо использовать системный подход;
ИС является динамичной и развивающейся системой;
ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий;
выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;
участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.
Процессы в информационной системе:
ввод информации из внешних и внутренних источников;
обработка входящей информации;
хранение информации для последующего ее использования;
вывод информации в удобном для пользователя виде;
обратная связь, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации.
Структура — фиксированное упорядоченное множество объектов и их связей (рис.
5)
Рисунок 5 - Структура ЭИС
Функциональная подсистема — подсистема, реализующая одну или несколько взаимосвязанных функций.
Обеспечивающая подсистема— среда, в которой используются средства для преобразования информации независимо от сферы применения.
Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные задачи, цели и функции.
В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, определяющими функциональный признак классификации ИС, являются:
производственная деятельность связанна с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств;
кадровая деятельностьнаправлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам;
финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;
маркетинговая деятельность:
- анализ рынка, анализ продаж;
- организация рекламной компании по продвижению продукции;
- рациональная организация материально-технического снабжения.
Указанные направления деятельности и определяют типовой набор
функциональных подсистем ИС:
производственная подсистема;
кадровая подсистема;
подсистема финансов и учета;
маркетинговая подсистема;
прочие вспомогательные подсистемы, выполняющие функциональные задачи в зависимости от специфики деятельности фирмы (подсистема руководства фирмы).
Информационная технология — процесс различных операций и действий над данными. Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.
Информационная система — среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства и т.д.
Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем информационная система. Реализация функций информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
Этапы развития информационных систем.
Первые ИС появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать з/пл.
В 70-х
начале 80-х ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Сегодня с учетом сферы применения выделяют: технические ИС, экономические ИС, ИС в гуманитарных областях и т.д.
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
В зависимости от сферы применения ЭИС классифицируются:
ИС фондового рынка;
страховые ИС;
статистические ИС;
ИС в налоговой сфере;
ИС в таможенной деятельности;
финансовые ИС;
банковские ИС (БИС);
ИС промышленных предприятий и организаций (в этот контур входят бухгалтерские ИС - БуИС).
Автоматизированные системы управления нашли широкое применение во всех сферах современного общества, в первую очередь как системы управления технологическими процессами и коллективами людей. АСУ технологическими процессами служат для автоматизации различных функций на производстве. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, для поддержания технологического цикла в машиностроении и т.п.
Информационные системы организационного управления предназначены для
автоматизации функций управленческого персонала, например, информационные системы управления банками, гостиницами, торговыми фирмами и т.п.
1. Программное
обеспечение (ПО)
— совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих работу компьютерных технических средств; инструктивно-методические материалы по применению средств ПО; а также персонал, занимающийся разработкой и сопровождением ПО на весь период жизненного цикла ИС.
ПО делится на:
общесистемное;
прикладное.
Общесистемное ПО классифицируется:
ОС (операционная система);
тестовые и диагностические программы;
антивирусные программы;
командно-файловые процессоры (оболочки).
Операционные
системы являются основными программными комплексами, выполняющими следующие основные функции:
тестирование работоспособности вычислительной системы и ее настройка при первоначальном включении;
обеспечение аппаратного, программного и пользовательского интерфейсов.
Прикладное ПО классифицируется:
системы подготовки текстовых документов;
СУБД;
системы обработки финансово-экономической информации;
личные ИС;
система подготовки;
системы управления проектами;
экспертные системы (ЭС) и информационные системы поддержки принятия решения;
системы индивидуального проектирования и совершенствования управления.
2. Техническое обеспечение (ТО) — это комплекс технических средств, обеспечивающих работу ИС; методические и руководящие материалы, техническая документация; обслуживающий эти технические средства персонал.
В составе комплекса технических средств обеспечения ИТ выделяют:
средства компьютерной техники;
средства коммуникационной техники;
средства организационной техники.
Средства компьютерной техники— составляют базис всего комплекса технических средств ИТ и предназначены для обработки и преобразования различных видов информации, используемой в экономической деятельности.
ПК - вычислительные системы, все ресурсы которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного работника (ПК IBM PС и совместимые с ними компьютеры Macintosh фирмы Apple).
Корпоративные компьютеры (main frame) — вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы. Область применения: реализация ИТ в крупных финансовых и производственных организациях, создание ИС, обслуживающих большое число пользователей в рамках одной
1. Программное
обеспечение (ПО)
— совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих работу компьютерных технических средств; инструктивно-методические материалы по применению средств ПО; а также персонал, занимающийся разработкой и сопровождением ПО на весь период жизненного цикла ИС.
ПО делится на:
общесистемное;
прикладное.
Общесистемное ПО классифицируется:
ОС (операционная система);
тестовые и диагностические программы;
антивирусные программы;
командно-файловые процессоры (оболочки).
Операционные
системы являются основными программными комплексами, выполняющими следующие основные функции:
тестирование работоспособности вычислительной системы и ее настройка при первоначальном включении;
обеспечение аппаратного, программного и пользовательского интерфейсов.
Прикладное ПО классифицируется:
системы подготовки текстовых документов;
СУБД;
системы обработки финансово-экономической информации;
личные ИС;
система подготовки;
системы управления проектами;
экспертные системы (ЭС) и информационные системы поддержки принятия решения;
системы индивидуального проектирования и совершенствования управления.
2. Техническое обеспечение (ТО) — это комплекс технических средств, обеспечивающих работу ИС; методические и руководящие материалы, техническая документация; обслуживающий эти технические средства персонал.
В составе комплекса технических средств обеспечения ИТ выделяют:
средства компьютерной техники;
средства коммуникационной техники;
средства организационной техники.
Средства компьютерной техники— составляют базис всего комплекса технических средств ИТ и предназначены для обработки и преобразования различных видов информации, используемой в экономической деятельности.
ПК - вычислительные системы, все ресурсы которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного работника (ПК IBM PС и совместимые с ними компьютеры Macintosh фирмы Apple).
Корпоративные компьютеры (main frame) — вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы. Область применения: реализация ИТ в крупных финансовых и производственных организациях, создание ИС, обслуживающих большое число пользователей в рамках одной
функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов и т.д.).
Суперкомпьютеры — это вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов
(военная, космическая области деятельности, фундаментальные научные исследования, глобальный прогноз погоды).
Средства коммуникационной техникиобеспечивают одну из основных функций управленческой деятельности - передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с внешней средой, предполагают использование разнообразных методов и технологий, в т.ч. и с применением компьютерной техники.
К средствам коммуникационной техники относятся:
средства и система стационарной и мобильной телефонной связи;
средства и системы телеграфной связи;
средства и системы факсимильной передачи информации и модемной связи;
средства и системы кабельной и радиосвязи, включая оптико- волоконную и спутниковую связи (вычислительные сети).
Средства оргтехники предназначены для автоматизации и механизации управленческой деятельности.
Всю совокупность оргтехники можно представить в виде следующих групп:
носители информации;
средства изготовления текстовых и табличных документов;
средства репрографии и оперативной полиграфии;
средства обработки документов;
средства хранения, поиска и транспортировки документов;
банковская оргтехника;
малая оргтехника;
офисная мебель и оборудование;
прочая оргтехника.
3. Математическое обеспечение (МО)
совокупность математических методов и моделей, алгоритмов обработки информации, используемых для решения экономических задач и в процессе проектирования информационных систем; техническая документация (описание задач, заданий по алгоритмизации экономико-математической модели, задач и конкретных примеров их решения); персонал (специалисты по вычислительным методам, проектировщики ИС, постановщики задач управления и т.д.).
4. Организационное
обеспечение (ОО)
комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала ИС в условиях функционирования ИС
(взаимодействие работников управленческих служб и персонала ИС с техническими средствами и между собой). ОО реализовывается в методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС.
5. Правовое
обеспечение (ПрО)
совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования (обработки) и использования экономической информации (законы, указы, постановления госорганов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств и местных органов власти).
6. Эргономическое обеспечение (ЭО)
это совокупность методов и средств, используемых на различных этапах разработки и функционирования ИС, предназначенная для создания оптимальных условий высокоэффективной деятельности человека (персонала) в ИС для ее быстрого освоения. К ЭО относятся: комплекс различной документации, содержащие эргономические
Суперкомпьютеры — это вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов
(военная, космическая области деятельности, фундаментальные научные исследования, глобальный прогноз погоды).
Средства коммуникационной техникиобеспечивают одну из основных функций управленческой деятельности - передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с внешней средой, предполагают использование разнообразных методов и технологий, в т.ч. и с применением компьютерной техники.
К средствам коммуникационной техники относятся:
средства и система стационарной и мобильной телефонной связи;
средства и системы телеграфной связи;
средства и системы факсимильной передачи информации и модемной связи;
средства и системы кабельной и радиосвязи, включая оптико- волоконную и спутниковую связи (вычислительные сети).
Средства оргтехники предназначены для автоматизации и механизации управленческой деятельности.
Всю совокупность оргтехники можно представить в виде следующих групп:
носители информации;
средства изготовления текстовых и табличных документов;
средства репрографии и оперативной полиграфии;
средства обработки документов;
средства хранения, поиска и транспортировки документов;
банковская оргтехника;
малая оргтехника;
офисная мебель и оборудование;
прочая оргтехника.
3. Математическое обеспечение (МО)
совокупность математических методов и моделей, алгоритмов обработки информации, используемых для решения экономических задач и в процессе проектирования информационных систем; техническая документация (описание задач, заданий по алгоритмизации экономико-математической модели, задач и конкретных примеров их решения); персонал (специалисты по вычислительным методам, проектировщики ИС, постановщики задач управления и т.д.).
4. Организационное
обеспечение (ОО)
комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала ИС в условиях функционирования ИС
(взаимодействие работников управленческих служб и персонала ИС с техническими средствами и между собой). ОО реализовывается в методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС.
5. Правовое
обеспечение (ПрО)
совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования (обработки) и использования экономической информации (законы, указы, постановления госорганов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств и местных органов власти).
6. Эргономическое обеспечение (ЭО)
это совокупность методов и средств, используемых на различных этапах разработки и функционирования ИС, предназначенная для создания оптимальных условий высокоэффективной деятельности человека (персонала) в ИС для ее быстрого освоения. К ЭО относятся: комплекс различной документации, содержащие эргономические
требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также способы реализации этих требований и осуществление эргономической экспертизы уровня их реализации.
7. Лингвистическое обеспечение (ЛО)
совокупность языковых средств:
языки управления и манипулирования данными (язык СУБД);
система терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования ИС;
информационные языки для описания структуры информационной базы
ИС (документов, показателей, реквизитов) и др.
8. Информационное обеспечение (ИО)
представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИС (информационные потоки). Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.
Вопрос 5. Понятие о цифровой экономике.
Цифровая экономика (Digital Economy) – это экономическая деятельность, сфокусированная на цифровых и электронных технологиях. В том числе это электронный бизнес и коммерция, а также производимые ими товары и услуги. По сути, данное определение охватывает все деловые, культурные, экономические и социальные операции, совершаемые в Интернете и с помощью цифровых коммуникационных технологий.
Впервые этот термин был использован в книге «Цифровая экономика: обещание и опасность в эпоху сетевой разведки» от автора Дон Тапскотт в
1995 году. За последние 15 лет рост интернет-экономики особенно заметен.
Наблюдается огромный рост цифровых платформ. На потребителей все большее влияние оказывает то, что они видят в Facebook, Twitter, Instagram или YouTube.
Интернет интегрирован во все аспекты человеческой жизни, в том числе и в такие незаменимые структуры, как здравоохранение, образование и банковское дело.
В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества
РФ на 2017-2030 годы» дано следующее определение цифровой экономики:
«Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой
ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка
больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с
традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить
эффективность различных видов производства, технологий, оборудования,
хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
Другими словами, цифровая экономика
– это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят сервисы по предоставлению онлайн-услуг, электронные платежи, интернет-торговля, краудфандинг и прочее. Обычно главными элементами цифровой экономики называют: электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, криптовалюту, блокчейн, интернет-рекламу, онлайн-игры.
Цифровая экономика представляет собой производство, завязанное на цифровых технологиях. На текущий момент около половины населения планеты использует Интернет в повседневной жизни для обучения и ведения бизнеса.
Объемы виртуальной торговли в ближайшем будущем превысят стандартные виды
7. Лингвистическое обеспечение (ЛО)
совокупность языковых средств:
языки управления и манипулирования данными (язык СУБД);
система терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования ИС;
информационные языки для описания структуры информационной базы
ИС (документов, показателей, реквизитов) и др.
8. Информационное обеспечение (ИО)
представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИС (информационные потоки). Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.
Вопрос 5. Понятие о цифровой экономике.
Цифровая экономика (Digital Economy) – это экономическая деятельность, сфокусированная на цифровых и электронных технологиях. В том числе это электронный бизнес и коммерция, а также производимые ими товары и услуги. По сути, данное определение охватывает все деловые, культурные, экономические и социальные операции, совершаемые в Интернете и с помощью цифровых коммуникационных технологий.
Впервые этот термин был использован в книге «Цифровая экономика: обещание и опасность в эпоху сетевой разведки» от автора Дон Тапскотт в
1995 году. За последние 15 лет рост интернет-экономики особенно заметен.
Наблюдается огромный рост цифровых платформ. На потребителей все большее влияние оказывает то, что они видят в Facebook, Twitter, Instagram или YouTube.
Интернет интегрирован во все аспекты человеческой жизни, в том числе и в такие незаменимые структуры, как здравоохранение, образование и банковское дело.
В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества
РФ на 2017-2030 годы» дано следующее определение цифровой экономики:
«Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой
ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка
больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с
традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить
эффективность различных видов производства, технологий, оборудования,
хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
Другими словами, цифровая экономика
– это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят сервисы по предоставлению онлайн-услуг, электронные платежи, интернет-торговля, краудфандинг и прочее. Обычно главными элементами цифровой экономики называют: электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, криптовалюту, блокчейн, интернет-рекламу, онлайн-игры.
Цифровая экономика представляет собой производство, завязанное на цифровых технологиях. На текущий момент около половины населения планеты использует Интернет в повседневной жизни для обучения и ведения бизнеса.
Объемы виртуальной торговли в ближайшем будущем превысят стандартные виды