Файл: Народные движения в xvii веке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Народные движения в XVII веке

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление о народных движениях в XVII веке, о «бунташном веке»; развивать познавательные умения, навыки работы с источником, с таблицей, коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценки, взаимооценки; воспитывать патриотизм, стремление к порядку.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о народных движениях в XVII веке; выявить причины, основных участников, рассмотреть ход и итоги народных движений в XVII веке.

Развивающие: развивать познавательные умения; мыслительные навыки; навыки работы с учебником; умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, делать выводы, умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Воспитательные: воспитывать уважение к историческому прошлому России; патриотизм, стремление к порядку.

Планируемые результаты:

Предметные: знать причины, особенности, итоги и последствия народных движений в XVII веке; уметь сравнивать социальные движения, давать оценку историческим личностям и событиям.

Метапредметные: К-участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Р-формулируют целевые установки учебной деятельности, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществляют функции самоконтроля, самооценки и взаимооценки результатов деятельности; П-самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы для решения коммуникативных и познавательных задач, работают с различными источниками информации, анализируют ее, преобразовывают из одной формы в другую.

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, воспитывать уважение к историческому прошлому России; патриотизм, стремление к порядку.

Основные понятия и термины: бунт, беженцы, «поход за зипунами».

Основные даты и события: 1648 г. – Соляной бунт, 1650 г. – восстания в Пскове и Новгороде, 1662 г. – Медный бунт, 1670-1671 гг. – восстание Степана Разина.


Персоналии: С.Т. Разин, Л.С. Плещеев, Б.И. Морозов, Гаврила Демидов, А.И. Хованский, Василий Ус, Федор Шелудяк.

Оборудование: учебник Н.М. Арсентьева История России, рабочие тетради, карта «Народные движения в XVII веке», пакет с рабочим материалом для работы в группах, в парах, индивидуально, презентация «Народные движения в XVII веке», листы самооценки.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент.

Здравствуйте ребята! Рада видеть вас всех на уроке истории. Надеюсь настроение у вас, как и у меня, отличное! Пожалуйста садитесь! Достаньте все, что нам нужно к уроку. Так, а сидим мы красиво, спинки держим ровно.

Перед тем как начать урок я бы хотела вам рассказать небольшую древнюю легенду о манкуртах.

Давным-давно рабовладельцы из племени Жуаньжуанов на чисто выбритые головы молодых пленников надевали шкуру только что убитого верблюда. Верблюжья шкура прилипала к черепу, ссыхалась, крепко сжимала голову. Волосы рабов врастали в верблюжью шкуру, но чаще загибались и уходили концами снова в кожу головы. И человек утрачивал память, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, какого рода, племени, не знал своих предков, откуда он, одним словом не осознавал себя человеком.

О чем вам говорит эта легенда? (О необходимости изучать историю)

Действительно, нельзя считать культурным того человека, который не знает историю своей Родины, страны, в которой он родился. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственном опыте, на своих ошибках. И все же история былых времен должна учить нас всех. Ведь в этом заключается ее главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять ее уроки. Знать прошлое – значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

  1. Актуализация знаний

Теперь, ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке!?

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Перед тем, как начать, работу хочу обратить ваше внимание на листы самооценки. (Приложение 3) Заполняйте их в течение урока после каждого вида деятельности. В конце урока вы их сдадите и по ним я выставлю вам оценки.

Тестовый контроль

Индивидуальная работа (Приложение 1. Тест на тему «Изменения в социальной структуре российского общества»)

  1. Определение темы урока


17-век неспокойно прошел,

Народ на борьбу за волю пошел.

Восстания, бунты длись 100 лет

За это «бунташным» прозвали тот век!

На протяжении последних нескольких уроков мы с вами изучаем какой век? Именно XVII век в истории России назван «бунташным веком». Какие ассоциации у вас вызывает слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову (восстание, выступление, мятеж).

Бунт – стихийное восстание, мятеж.

Значит темой сегодняшнего урока будет…!? (Народные движения в XVII веке) Запишите тему урока.

  1. Целеполагание. Мотивационный момент.

На какие вопросы нам сегодня предстоит ответить? Что вы хотите узнать по теме урока?

Проблемный вопрос

- Почему XVII век в России вошел в историю как «бунташный век»?

Давайте разберемся во всем этом, ответим на все вопросы!?

  1. Изучение нового материала

План

1. Причины народных выступлений

2. Соляной бунт

3. Восстания в Пскове и Новгороде

4. Медный бунт

5. Восстание Степана Разина

Введение в новый материал

А.М. Романов был прозван Тишайшим. Это прозвище рождено христианским смирением в поведении царя, добродушным нравом, умением слушать своих приближенных. Однако время царствования А.М. Романова называют «бунташным веком». Нет ли здесь противоречия. Попробуем разобраться.

Как мы знаем бунты и восстания на пустом месте не возникают. Для этого всегда есть причины. Давайте выделим их.

Задание: Прочитайте раздел 1 параграфа 20 и ответьте на следующие вопросы.

  • Причины народных выступлений

  • Кто был участником народных выступлений

  • Что придавало восстаниям ожесточенный характер?

А сейчас вы разделитесь на группы, и каждая группа будет исследовать анализировать народные выступления по предложенному алгоритму. Данные сразу же заносите в общую таблицу.

Восстание,

дата

Участники

Причина

Цели и требования восставших

Ход восстания

Итог

Соляной бунт
















Восстания в Пскове и Новгороде
















Медный бунт
















Восстание Степана Разина

















Подведение итогов работы в группах. Заполнение таблицы «Народные движения в XVII веке».

Восстание,

дата

Участники

Причина

Цели и требования восставших

Ход восстания

Итог

Соляной бунт,

1648 г.

Посадские люди, жители Москвы и др. городов.

Повышение пошлины на соль, недовольство московским градоначальником Л. С. Плещеевым.

Снижение цен на хлеб, соль, наказание градоначальника за казнокрадство и т. д.

Восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках.

Разгром дворов московской знати, убийство Л. С. Плещеева. Власти пошли на уступки.

Восстания в Пскове и Новгороде, 1650 г.

Посадские люди и стрельцы, затем крестьяне, горожане.

Принятие Соборного уложения, повышение цен на хлеб, большие подати.

Снижение цен на хлеб, уменьшение податей.

Восставшие в Пскове взяли под стражу воеводу и создали свое правительство во главе с Г.Демидовым.

Город держался полгода. Арест руководителей восстания.

Медный бунт, 1662 г.

Посадские люди, стрельцы жители Москвы.

Денежная реформа 1654 г.- обесценивание денег.

отмена медных денег

Разгром усадеб близких к царю бояр

Подавление восстания войсками. Казнь зачинщиков бунта. Отмена медных денег.

Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.

Казаки, крестьяне, беженцы из центральных районов.

Введение Соборного Уложения. Розыск беглых крестьян, расправа над ними, разорение селян и горожан.

Уничтожение бояр и дворян, ликвидация крепостного права, установление казацкого уклада жизни.

Восстание делится на два этапа: 1 этап - поход «за зипунами», захват Яицкого городка, победа над персидским флотом, возврат на Дон; 2 этап – антикрепостническое выступление, поход на Волгу, взятие Царыцына, Камышина, Черного Яра, Астрахани, Казани, Саратова, Самары, Пензы, осада Симбирска.

Поражение восставших, казнь С.Разина. окончательное подавление восстания.


Вопросы классу

  • Что объединяет эти восстания? (Ухудшение положения людей. Основная движущая сила в первых трех выступлениях – стрельцы и посадские люди)

  • Чем они отличаются друг от друга? (Различия в поводах, масштабах, и итогах, в отличие от других восстаний в восстании С.Разина участвовали казаки и крестьяне)

  1. Физминутка

Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

  1. Закрепление

  1. Работа с картой (в парах)

  • Найдите места и годы изученных на уроке городских восстаний.

  • Найдите самый удаленный от Москвы город, в котором вспыхивали восстания.

  • Найдите основные города и территорию, охваченную восстанием в 1670-1671 гг.

  1. Индивидуальные задания (Разноуровневые задания) (Приложение 2)

  2. Работа с документом

Из народной песни о Степане Разине

Ты взойди, взойди, солнце красное,

Над горой взойди, над высокою.

Обогрей ты нас, людей бедных,

Людей бедных – солдат беглых…

Да не воры мы, не разбойнички,

Добры молодцы все охотнички,

Стеньки Разина мы работнички…

  • Какую главную идею передает текст песни?

  • Почему С. Разин стал народным героем?

  • Какую оценку вы бы дали С. Разину?

  1. Словарная работа

Бунт – стихийное восстание, мятеж.

Беженцы – лица, покинувшие постоянное место своего проживания в результате чрезвычайного ухудшения условий жизни (войны, эпидемии, голода и т. п.).

Поход «за зипунами» («за добычей») – казачий разбойный промысел.

  1. Подведение итогов урока

  • Каковы были цели урока?

  • Достигли ли мы поставленных целей?

  • Смогли ли мы ответить на проблемный вопрос?

XVII век вошел в историю как «бунташный». Усиление феодального и крепостного гнета, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, вели к народным выступлениям. Самым мощным из них было восстание С. Разина. Несмотря на то, что все народные волнения были подавлены, властям приходилось учитывать интересы недовольства народа: снижать налоги и т.п.

  1. Рефлексия

Для того, чтобы понять с каким настроением вы уходите с урока, предлагаю выполнить задание «Смайлики». Выберите тот смайл, который соответствует вашему настроению и отражает степень удовлетворения своей работой на уроке.

  1. Оценивание (осуществляется по листам самооценки)

  2. Домашнее задание