ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Народные движения в XVII веке
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать представление о народных движениях в XVII веке, о «бунташном веке»; развивать познавательные умения, навыки работы с источником, с таблицей, коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценки, взаимооценки; воспитывать патриотизм, стремление к порядку.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о народных движениях в XVII веке; выявить причины, основных участников, рассмотреть ход и итоги народных движений в XVII веке.
Развивающие: развивать познавательные умения; мыслительные навыки; навыки работы с учебником; умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, делать выводы, умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Воспитательные: воспитывать уважение к историческому прошлому России; патриотизм, стремление к порядку.
Планируемые результаты:
Предметные: знать причины, особенности, итоги и последствия народных движений в XVII веке; уметь сравнивать социальные движения, давать оценку историческим личностям и событиям.
Метапредметные: К-участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Р-формулируют целевые установки учебной деятельности, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществляют функции самоконтроля, самооценки и взаимооценки результатов деятельности; П-самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы для решения коммуникативных и познавательных задач, работают с различными источниками информации, анализируют ее, преобразовывают из одной формы в другую.
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, воспитывать уважение к историческому прошлому России; патриотизм, стремление к порядку.
Основные понятия и термины: бунт, беженцы, «поход за зипунами».
Основные даты и события: 1648 г. – Соляной бунт, 1650 г. – восстания в Пскове и Новгороде, 1662 г. – Медный бунт, 1670-1671 гг. – восстание Степана Разина.
Персоналии: С.Т. Разин, Л.С. Плещеев, Б.И. Морозов, Гаврила Демидов, А.И. Хованский, Василий Ус, Федор Шелудяк.
Оборудование: учебник Н.М. Арсентьева История России, рабочие тетради, карта «Народные движения в XVII веке», пакет с рабочим материалом для работы в группах, в парах, индивидуально, презентация «Народные движения в XVII веке», листы самооценки.
Ход урока
-
Организационно-мотивационный момент.
Здравствуйте ребята! Рада видеть вас всех на уроке истории. Надеюсь настроение у вас, как и у меня, отличное! Пожалуйста садитесь! Достаньте все, что нам нужно к уроку. Так, а сидим мы красиво, спинки держим ровно.
Перед тем как начать урок я бы хотела вам рассказать небольшую древнюю легенду о манкуртах.
Давным-давно рабовладельцы из племени Жуаньжуанов на чисто выбритые головы молодых пленников надевали шкуру только что убитого верблюда. Верблюжья шкура прилипала к черепу, ссыхалась, крепко сжимала голову. Волосы рабов врастали в верблюжью шкуру, но чаще загибались и уходили концами снова в кожу головы. И человек утрачивал память, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, какого рода, племени, не знал своих предков, откуда он, одним словом не осознавал себя человеком.
О чем вам говорит эта легенда? (О необходимости изучать историю)
Действительно, нельзя считать культурным того человека, который не знает историю своей Родины, страны, в которой он родился. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственном опыте, на своих ошибках. И все же история былых времен должна учить нас всех. Ведь в этом заключается ее главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять ее уроки. Знать прошлое – значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
-
Актуализация знаний
Теперь, ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке!?
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Перед тем, как начать, работу хочу обратить ваше внимание на листы самооценки. (Приложение 3) Заполняйте их в течение урока после каждого вида деятельности. В конце урока вы их сдадите и по ним я выставлю вам оценки.
Тестовый контроль
Индивидуальная работа (Приложение 1. Тест на тему «Изменения в социальной структуре российского общества»)
-
Определение темы урока
17-век неспокойно прошел,
Народ на борьбу за волю пошел.
Восстания, бунты длись 100 лет
За это «бунташным» прозвали тот век!
На протяжении последних нескольких уроков мы с вами изучаем какой век? Именно XVII век в истории России назван «бунташным веком». Какие ассоциации у вас вызывает слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову (восстание, выступление, мятеж).
Бунт – стихийное восстание, мятеж.
Значит темой сегодняшнего урока будет…!? (Народные движения в XVII веке) Запишите тему урока.
-
Целеполагание. Мотивационный момент.
На какие вопросы нам сегодня предстоит ответить? Что вы хотите узнать по теме урока?
Проблемный вопрос
- Почему XVII век в России вошел в историю как «бунташный век»?
Давайте разберемся во всем этом, ответим на все вопросы!?
-
Изучение нового материала
План
1. Причины народных выступлений
2. Соляной бунт
3. Восстания в Пскове и Новгороде
4. Медный бунт
5. Восстание Степана Разина
Введение в новый материал
А.М. Романов был прозван Тишайшим. Это прозвище рождено христианским смирением в поведении царя, добродушным нравом, умением слушать своих приближенных. Однако время царствования А.М. Романова называют «бунташным веком». Нет ли здесь противоречия. Попробуем разобраться.
Как мы знаем бунты и восстания на пустом месте не возникают. Для этого всегда есть причины. Давайте выделим их.
Задание: Прочитайте раздел 1 параграфа 20 и ответьте на следующие вопросы.
-
Причины народных выступлений -
Кто был участником народных выступлений -
Что придавало восстаниям ожесточенный характер?
А сейчас вы разделитесь на группы, и каждая группа будет исследовать анализировать народные выступления по предложенному алгоритму. Данные сразу же заносите в общую таблицу.
Восстание, дата | Участники | Причина | Цели и требования восставших | Ход восстания | Итог |
Соляной бунт | | | | | |
Восстания в Пскове и Новгороде | | | | | |
Медный бунт | | | | | |
Восстание Степана Разина | | | | | |
Подведение итогов работы в группах. Заполнение таблицы «Народные движения в XVII веке».
Восстание, дата | Участники | Причина | Цели и требования восставших | Ход восстания | Итог |
Соляной бунт, 1648 г. | Посадские люди, жители Москвы и др. городов. | Повышение пошлины на соль, недовольство московским градоначальником Л. С. Плещеевым. | Снижение цен на хлеб, соль, наказание градоначальника за казнокрадство и т. д. | Восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках. | Разгром дворов московской знати, убийство Л. С. Плещеева. Власти пошли на уступки. |
Восстания в Пскове и Новгороде, 1650 г. | Посадские люди и стрельцы, затем крестьяне, горожане. | Принятие Соборного уложения, повышение цен на хлеб, большие подати. | Снижение цен на хлеб, уменьшение податей. | Восставшие в Пскове взяли под стражу воеводу и создали свое правительство во главе с Г.Демидовым. | Город держался полгода. Арест руководителей восстания. |
Медный бунт, 1662 г. | Посадские люди, стрельцы жители Москвы. | Денежная реформа 1654 г.- обесценивание денег. | отмена медных денег | Разгром усадеб близких к царю бояр | Подавление восстания войсками. Казнь зачинщиков бунта. Отмена медных денег. |
Восстание Степана Разина 1670-1671 гг. | Казаки, крестьяне, беженцы из центральных районов. | Введение Соборного Уложения. Розыск беглых крестьян, расправа над ними, разорение селян и горожан. | Уничтожение бояр и дворян, ликвидация крепостного права, установление казацкого уклада жизни. | Восстание делится на два этапа: 1 этап - поход «за зипунами», захват Яицкого городка, победа над персидским флотом, возврат на Дон; 2 этап – антикрепостническое выступление, поход на Волгу, взятие Царыцына, Камышина, Черного Яра, Астрахани, Казани, Саратова, Самары, Пензы, осада Симбирска. | Поражение восставших, казнь С.Разина. окончательное подавление восстания. |
Вопросы классу
-
Что объединяет эти восстания? (Ухудшение положения людей. Основная движущая сила в первых трех выступлениях – стрельцы и посадские люди) -
Чем они отличаются друг от друга? (Различия в поводах, масштабах, и итогах, в отличие от других восстаний в восстании С.Разина участвовали казаки и крестьяне)
-
Физминутка
Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
-
Закрепление
-
Работа с картой (в парах)
-
Найдите места и годы изученных на уроке городских восстаний. -
Найдите самый удаленный от Москвы город, в котором вспыхивали восстания. -
Найдите основные города и территорию, охваченную восстанием в 1670-1671 гг.
-
Индивидуальные задания (Разноуровневые задания) (Приложение 2) -
Работа с документом
Из народной песни о Степане Разине
Ты взойди, взойди, солнце красное,
Над горой взойди, над высокою.
Обогрей ты нас, людей бедных,
Людей бедных – солдат беглых…
Да не воры мы, не разбойнички,
Добры молодцы все охотнички,
Стеньки Разина мы работнички…
-
Какую главную идею передает текст песни? -
Почему С. Разин стал народным героем? -
Какую оценку вы бы дали С. Разину?
-
Словарная работа
Бунт – стихийное восстание, мятеж.
Беженцы – лица, покинувшие постоянное место своего проживания в результате чрезвычайного ухудшения условий жизни (войны, эпидемии, голода и т. п.).
Поход «за зипунами» («за добычей») – казачий разбойный промысел.
-
Подведение итогов урока
-
Каковы были цели урока? -
Достигли ли мы поставленных целей? -
Смогли ли мы ответить на проблемный вопрос?
XVII век вошел в историю как «бунташный». Усиление феодального и крепостного гнета, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, вели к народным выступлениям. Самым мощным из них было восстание С. Разина. Несмотря на то, что все народные волнения были подавлены, властям приходилось учитывать интересы недовольства народа: снижать налоги и т.п.
-
Рефлексия
Для того, чтобы понять с каким настроением вы уходите с урока, предлагаю выполнить задание «Смайлики». Выберите тот смайл, который соответствует вашему настроению и отражает степень удовлетворения своей работой на уроке.
-
Оценивание (осуществляется по листам самооценки) -
Домашнее задание