ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 7
Современные потребности общества повлияли и на систему образования и воспитания школьника. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Сегодня наиболее востребован активный, думающий человек, способный творчески подходить к решению задач, ориентироваться в большом потоке информации, преобразовывать ее и использовать в жизненных целях, человек, обладающий установкой на рациональное использование времени и проектирование своего будущего.
Для достижения такой цели необходимо изменять педагогические подходы и технологии. Главной отличительной чертой новых педагогических технологий это ориентация не только на усвоение знаний, умений и навыков учащимися, но и на создание таких условий, которые каждому ученику дадут возможность понять, проявить и реализовать себя. В настоящее время ученики нуждаются в знаниях, которые они могут применять уже с момента их получения.
Цель: разработать способы конструирования учебных заданий по информатике и ИКТ соответствующие требованиям современного урока.
Задачи:
1. Изучить требования государственного образовательного стандарта и рассмотреть различные подходы к конструированию современного урока.
2. Выявить назначение, виды, структуру, учебных заданий, выделить особенности учебных заданий.
3. Разработать способы конструирования учебных заданий по информатике и ИКТ соответствующие требованиям современного урока.
4. Разработать примеры учебных заданий по различным темам курса информатики.
ГЛАВА I. Методология конструирования современного урока
В условиях перехода к новым ФГОС учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Методологической основой государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.
Результаты освоения основных образовательных программ - предметные, метапредметные и личностные.
-
Метапредметные образовательные результаты - межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; -
Предметные образовательные результаты (знания, умения, навыки) – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета; -
Личностные образовательные результаты – система ценностных отношений обучающихся: готовность к саморазвитию и личностному самоопределению.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы, но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения, имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
В основу ГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Основная цель введения ГОС заключается в создании условий, позволяющих решить главную задачу образования - повышение качества образования, создание условий для проявления самостоятельности учащихся, сочетание требовательности и уважения к личности учащегося. Из этих постулатов вытекают требования к современному уроку.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Основные элементы (этапы) современного урока
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.
2. Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.
3. Введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися.
4. Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
5. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
6. Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.
7. Подведение итогов урока.
Урок может включать все названные элементы (комбинированный урок), или только некоторые (специализированный урок, направленный на решение определенной дидактической задачи).
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку по информатике в свете новых ГОС?
-
Современный урок должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. -
На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение работать в коллективе. -
Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования. -
Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности обучающихся (компетентностей).
Главным компонентом структуры учебной деятельности является учебное задание. Учебное задание – это средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышению качества знаний учащихся, а также повышению эффективности педагогического труда. Это понятие включает такие средства, как вопрос, задача, учебная проблема и другие, используемые для активизации, главным образом, собственной учебной деятельности (учения).
Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия - предметные, контрольные и 21 вспомогательные (обобщение, анализ, схематизация, подчеркивание, выписывание и т. д.).
Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способных дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие обще учебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательны задач и саморазвития.
ГЛАВА II. Способы конструирования современного урока по информатике и ИКТ
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.
При объяснении нового материала на разных этапах работы с изучаемой темой и проблемой применяются интеллект-карты памяти. Такие карты обладают наглядностью, привлекательностью и запоминаемостью, что позволяет «охватить» всю карту одним взглядом, яркость и красочность пробуждает интерес разглядывать её, а запоминается карта благодаря работе обоих полушарий мозга. Учащиеся обращаются к своим ранее построенным картам. Упрощается процесс повторения материала, потому что интеллект-карта является результатом изучения, анализа материала.
Метод интеллект-карт формирует все УУД и развивает у учащихся:
системное представление содержания обучения;
умения обнаруживать и выделять существенные признаки и характеристики изучаемых понятий;
умения выявлять и устанавливать объективные связи между понятиями;
умения выявлять общности свойств, качеств, признаков;
умения формулировать выводы;
умения закреплять навыки работы с учебной информацией;
умения совершенствовать навыки общения.
На уроке педагог торопится изложить материал так, чтобы успеть всё. Часто этого не хватает на полноценное объяснение темы, а ребёнок не успевает за темпом объяснений учителя, а на практику просо не хватает времени. Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: дома ученики смотрят и слушают подготовленные для них материалы. Ученик может просмотреть и прослушать изложение нового материала столько раз, сколько ему нужно, чтобы понять его. Попутно он может обратиться к учебнику и дополнительным ресурсам.
При такой форме занятий школьник чувствует большую ответственность за выполнение домашнего задания, от этого будет зависеть его успешность занятий на уроке. Ученики приходят на занятие в школу, объединяются в группы и решают задачи, делают практические задания, задают вопросы друг другу и педагогу, при этом они сами обучают и поддерживают друг друга. Учитель выполняет роль организатора и консультанта, учитывая способности и уровень обученности своих школьников, он готовит разные задания для разных микро-групп. В процессе консультирования и наблюдения за школьниками педагог понимает насколько усвоен материал и двигается дальше.
Решение ситуационных задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.