Файл: Зачетная работа реферат дисциплина Профессиональная этика Тема Социальный характер моральных норм Пуйко Надежда Ивановна Проверил(а).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 377

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Профессиональная этика

Тема: Социальный характер моральных норм
Выполнила:

Пуйко Надежда Ивановна

Проверил(а):

_____________________________

Омск 2023 г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7

1.1. Виды социальных норм: их характеристика 8

ГЛАВА 2. НОРМЫ МОРАЛИ 15

Наряду с правом важную роль в регулировании общественных отношений играют нормы морали. Мораль - элемент культуры как способа выживания. Она возникла наряду с комплексом феноменов выживания в тот момент, когда человек по непонятным причинам выпал из сферы жесткого природного регулирования. Мораль охватывает почти все сферы социальной жизни. Она включает в себя нормы и принципы, которые на определённом этапе исторического развития признаются обществом. 16

Мораль является динамичным видом социальных норм. Изменение конкретно-исторической обстановки в стране либо политического, экономического положения отдельного социального строя влечёт за собой изменение его социальных оценок и, соответственно, появление новых моральных норм. 16

Нормы морали - это выработанные обществом требования, предъявляемые к человеку, как к социальному существу. 16

Нормы морали - это принципы, в которых выражены: отношения или взгляды на гуманизм, справедливость, достоинства человека и жизнь. 16

Нормы-морали по своему происхождению не связаны с государственной властью, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека, на основе внутреннего общественного мнения. В нормах морали нет указания на вид возможного или должного поведения, так как я уже отметил, они не связаны с государством [8]. 16

Действенность моральных норм зависит от степени их усвоения индивидами, от формирования внутренних убеждений относительно собственного и чужого поведения в процессе общения с другими людьми, ориентиром для которого и служат нормы морали. Мораль предполагает не только усвоение нравственных принципов отношения человека к другим людям, но и оценку себя самого как личности и члена общества. Это осуществляется с помощью «внутреннего контролёра», которого иногда называют совестью. 16

Под моралью понимаются правила поведения, складывающиеся в обществе исторически в соответствии с убеждениями и представлениями людей о добре, зле, чести, совести, порядочности, долге и справедливости, обеспечиваемые силой общественного мнения. 17

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право тесно взаимодействуют. Осуществляется взаимопроникновение и взаимовлияние этих социальных регуляторов. Возможность эта обусловлена тем, что право и мораль имеют много общих признаков: 17

- они оба являются системами норм, социальными регуляторами; 17

- у них одинаковое предназначение, одна культурная основа; 17

- они являются средством сбалансирования интересов индивидов, социальных групп и общества в целом. 17

Однако, наряду с общими признаками, право и мораль в значительной степени отличаются друг от друга, поскольку обладают значительным количеством признаков, присущих каждой из этих регулятивных систем в отдельности [9]. 17

Если использовать критерии, применяемые для групповой классификации всех социальных норм, можно выделить следующие отличия. 17

По происхождению. Нормы морали складывались исторически, в процессе жизнедеятельности людей на основе их представлений о добре, зле, справедливости и т.д. Нормы права устанавливаются, изменяются и отменяются государством. 17

По сфере действия. Нормы морали регулируют более широкую сферу общественных отношений. Право регулирует лишь наиболее важные с точки зрения государства отношения, которые поддаются внешнему контролю. Нормы морали регулируют и те отношения, которые не поддаются внешнему контролю (отношения, дружбы, товарищества, любви и т.п.). Право не может эффективно воздействовать на эту группу отношений, поскольку там трудно определить меру должного [10]. 17

По форме выражения. Нормы права закрепляются в официальных документах, юридических актах, то есть имеют чёткие формы своего выражения. Они живут в сознании людей. Это неписанные правила. 18

По степени детализации. Нормы морали не содержат в себе точных детализированных правил. Эти правила носят общий характер и выступают как принципы поведения. Нормы права выступают в детализированной форме как свод чётко сформулированных правил. 18

По способу их обеспечения. Правовые нормы, а точнее их исполнение обеспечивается, так называемой принудительной силой государства. В отличие от них мораль опирается на силу общественного мнения. Нарушение моральных запретов влечёт общественное воздействие в виде осуждения, порицания. 18

Право и мораль взаимодействуют между собой, взаимно дополняют друг друга. О совпадении права и морали можно судить по ряду статей Уголовного кодекса (клевета, оскорбление, убийства, причинения телесных повреждений). Существенное влияние оказывают моральные требования и в процессе правоприменительной деятельности. Без обращения к нормам нравственности невозможно рассмотрение многих юридических дел, таких, например, как решение вопроса о лишении родительских прав, об оставлении ребёнка у одного из родителей и т.д [11]. 18

Тесное взаимодействие не исключает расхождения требований права и морали. Несовпадение это вытекает из того, что мораль более динамична по сравнению с правом, она предъявляет к человеку большие требования, чем право. (В некоторых случаях право дозволяет, но мораль осуждает, например, брак по расчёту, отказ матери от ребёнка и т.д.). 18

Существует ещё один аспект взаимодействия этих регулятивных систем. Речь идёт о проблеме повиновения законам, противоречащим принципам морали. Большинство правоведов в Беларуси и России придерживаются того взгляда, что закон должен выполняться в любом случае (В. Кудрявцев, С. Алексеев). Они полагают, что соблюдение закона нельзя ставить в зависимость от того, считают ли адресаты его справедливым и моральным, или нет. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни. 20

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания. 20

Подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил, пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом [12]. 20

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по проишествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима. 20

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. 21

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее, мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности [13]. 21



ВВЕДЕНИЕ

Всякое общество как социальная система состоит из отдельных людей, индивидов как её элементов. Понятно, что каждый человек в своей повседневной деятельности сознательно или бессознательно руководствуется определёнными правилами, т.е. образцами должного поведения. Без существования правил, регулирующих поведение людей, было бы невозможным и существование общества.

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Правильность и полнота классификации зависит, прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки, определяющие все остальные признаки классифицируемого явления.

Суть нормативного регулирования состоит в том, чтобы упорядочить общественно полезную деятельность при помощи общих правил, норм, образцов, эталонов поведения, которым должны следовать все люди, попавшие в ситуацию, предусмотренную этими правилами. Следовательно, социальные нормы - это определённые образцы поведения участников общественных отношений, которыми люди руководствуются в процессе жизнедеятельности.

Возникнув на определённом этапе человеческого развития, нормативное регулирование становиться элементом культуры и показателем степени развития общества. При родоплеменном строе такими регуляторами были: первобытные обычаи, система религиозных запретов и т.д. С распадом первобытного строя появился новый регулятор - право. До сих пор в системе нормативных регуляторов право занимает особое место. Право - наиболее мощный фактор системообразования, потому что именно через право проявляются системные связи всего комплекса социальных норм [1].

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

1.1. Виды социальных норм: их характеристика
Норма - это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. С процессом общественного регулирования поведения людей связано формирование и развитие социальных норм.

Потребность в регулировании поведения людей возникла, наверное, с самим появлением людей. В процессе жизнедеятельности людей во многих случаях повторялись одни и те же акты поведения, и возникла необходимость упорядочить их общими правилами поведения для того, чтобы придать им устойчивый характер. Так возникли правила общего поведения (нормы) - меры полезного поведения с точки зрения общества, направленные на достижение определённых результатов по удовлетворению интересов и потребности людей.



Суть нормативного регулирования состоит в том, чтобы упорядочить общественно полезную деятельность при помощи общих правил, норм, образцов, эталонов поведения, которым должны следовать все люди, попавшие в ситуацию, предусмотренную этими правилами. Следовательно, социальные нормы - это определённые образцы поведения участников общественных отношений, которыми люди руководствуются в процессе жизнедеятельности.

Следует иметь в виду, что в обществе существуют и ненормативные регуляторы общественных отношений. К ним относятся процессы, которые не поддаются нормативному регулированию.

Эффективное воздействие на поведение людей оказывают информационные средства (СМИ).

Возникнув на определённом этапе человеческого развития, нормативное регулирование становиться элементом культуры и показателем степени развития общества. При родоплеменном строе такими регуляторами были: первобытные обычаи, система религиозных запретов и т.д. С распадом первобытного строя появился новый регулятор - право. До сих пор в системе нормативных регуляторов право занимает особое место. Право - наиболее мощный фактор системообразования, потому что именно через право проявляются системные связи всего комплекса социальных норм.

Под социальными нормами понимаются правила поведения, регулирующие общественные отношения. Но социальные нормы регулируют не любые, а только типичные группы социальных отношений. Норма служит мерой поведения людей, критерием оценки их действий. Норма - это веление, которое дозволяет, обязывает, запрещает. Причём не каждое веление является нормой. Норма всегда рассчитана на неопределённое количество типичных случаев и, в силу этого, имеет общий характер, обращена к каждому, кто может попасть в такую ситуацию [2].

Система социальных регуляторов сложилась исторически и отражает уровень экономического, политического, социального и культурного развития общества. И, следовательно, она не остаётся неизменной. С развитием общества совершенствуются и социальные нормы, меняется их характер и содержание.

Социальные нормы можно классифицировать по различным основаниям. С позиций юриспруденции интерес представляют такие основания, как специфика возникновения, сфера действия, особенности регулирования общественных отношений.

Следует отметить, что в обществе исторически сложилась и действует система норм, регулирующих общественные отношения. Нормы имеют общие и специфические характеристики, они теснейшим образом связаны между собой, но имеют и относительную самостоятельность. Право среди них занимает особое место.


Социальные нормы образуют единую систему, и в своей системе они обеспечивают всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы. Эти нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в будущем, то есть в заранее не зафиксированных случаях.

Социальные нормы подразделяются на:

- нормы права,

- нормы морали,

- нормы общественных отношений (корпоративные нормы),

- неправовые обычаи,

- традиции,

- религиозные нормы.

По содержанию среди социальных норм выделяют:

- политические,

- экономические,

- эстетические,

- технические,

- трудовые,

- семейные,

- нормы культуры и др.

Норма права - это общеобязательное и охраняемое государством правила поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в интересах общества.

Нормы права - социально-волевые, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение людей в обществе [3].

Правовая норма носит общий характер. Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей форме как модель поведения; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы.

Обладая всеми качествами социальных норм, юридические нормы имеют специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством и приобретающие исключительно регулирующие возможности.

Норма права - это норма позитивного права, регулирующая отношения в позитивном праве.

Формальная определенность нормы права, норма права носит формализованный характер. Это означает то, что это правило поведения, выраженное государством, и имеется источник, где закреплена норма. Содержание правовой нормы излагается и существует только в формально-закрепленном виде.

Определенность норм права. В нормах права правило поведения изложено в самых главных, существенных чертах. Отличается четким детальным изложением и точностью. Здесь отражается вид общественных отношений, регулируемый нормами права. Здесь имеется в виду регулирование отношений в определенной отрасли права: в гражданском, административном, уголовном праве и тому подобному.

Общеобязательность норм права означает то, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и не зависит от того, какого субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет, одобряют их или нет.


Принудительность означает то, что норма права охраняется принудительной силой государства. Норма права - это установление, направленное не только в настоящее, но и в будущее. Содержание, смысл, цель нормы состоит в том, чтобы упорядочить общественные отношения определенного вида, подчинить их определенному режиму, способствовать их развитию в том или ином направлении [4].

Регулятивной особенностью юридических норм является то, что они указывают на возможное или должное поведение.

Право состоит из норм, которые неперсонифицированы, обращены к заранее неопределенному кругу лиц, рассчитаны на многократную реализацию в фактических отношениях. Однако в нормах права указываются существенные черты того отношения, для регулирования которого они существуют. В общем, юридические нормы здесь играют роль обеспечителя нормативной регламентации общественных отношений.

Право является регулятором общественных отношений в единстве, в системе своих норм. Право объективно складывается в систему. В пределах единого права отдельные юридические нормы выполняют различные функции, и только в определенном сочетании в определенной системе юридические нормы оказывают правовое воздействие.

Система права, это объективно существующее строение права, разделение на нормы, институты и отрасли. Не все нормы права содержат правило поведения, поэтому иногда одной нормы права недостаточно для характеристики норм права или права в целом, или для урегулирования общественных отношений. И только в совокупности, в сочетании юридических норм можно решить эти проблемы. Действие одной нормы оказывается неизбежно связано с действием ряда других норм и лишь в своей совокупности, в системе нормы права регулируют общественные отношения.

Правовая норма, как и право в целом, рассчитана на регулирование поведения людей посредством особого рода отношений, связь участников которых состоит во взаимных правах (обеспеченная государством возможность определенного поведения) и обязанностях (необходимость определенного поведения, нарушение которой влечет применения мер государственного принуждения). Такой способ регулирования общественных отношений и поведения людей составляет специфическую черту реализации права. Нормы права носят представительно-обязывающий характер: когда в развитии общественных отношений создаются или возникают предусмотренные нормой условия ее реализации, у участников этих отношений возникают конкретные права и обязанности, образующие правоотношение.