Файл: Какие принципы должны быть положены в основу исследовательской деятельности в образовании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какие принципы должны быть положены в основу исследовательской деятельности в образовании?
Основополагающим принципом любого научного исследования является принцип объективности. Он выражается во всестороннем учете факторов, породивших педагогические явления, условий, в которых они развиваются. Подбор адекватных исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте. Этот принцип предполагает учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов, выявление разных точек зрения на исследуемый вопрос, исключение односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. При анализе взглядов или путей решения проблемы приводятся не только совпадающие с принятой позицией или близкие точки зрения, но и несовпадающие, противоположные.
Соблюдение принципа сущностного анализа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития. Этот принцип предполагает, что в изучении явления исследователь движется от описания к объяснению, а затем к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.
Поскольку педагогический процесс очень сложен и динамичен, то важным требованием является необходимость учета постоянного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом. Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются. Так, к примеру, педагогическое средство эффективное в определенный момент уже на следующем этапе развития может оказаться малоэффективным.
Сущностью генетического принципа является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным). При
организации исследования следует учитывать, что сами психические явления непрерывно изменяются, что влечет за собой учет требования целенаправленной организации образовательного процесса.
С этим принципом связан также принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей в его современном состоянии), а также перспектив его развития.
Еще одним из важнейших научных принципов является принцип концептуального единства исследования. Исследователь должен защищать последовательно определенной концепцию, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих. Принятые исходные положения исследователем проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются. В этом случае происходит смена или модернизация концепции.